12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Денис Степанов19
0

Рабочая программа по учебной дисциплине Биология для студентов специальности Сестринское дело

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Губернский колледж города Похвистнево»

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР ГБПОУ «ГКП»

____________ Т.И.Тимошкина

«___»_______2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Биология

общеобразовательного цикла по специальности

34.02.01 Сестринское дело

г. Похвистнево, 2018

ОДОБРЕНО

Предметной (цикловой) комиссией

естественнонаучных дисциплин и профессионального цикла медицинских специальностей

Председатель

_______________Л.С.Лыскина

__________________2018 г

СОГЛАСОВАНО

Предметно (цикловой) комиссией

преподавателей социально-экономического цикла

Председатель

_________ Н.П. Вдовина

____ _____________2018

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Предметной (цикловой) комиссией

Предметно (цикловой) комиссией

преподавателей гуманитарного цикла и профессионального цикла педагогических специальностей

преподавателей математики, информатики и ИКТ

Председатель

Председатель

_________Е.В. Норматова

_________А.В. Москаленко

____ ____________2018г

____ _____________2018г

Составитель: Степанов Денис Борисович, преподаватель биологии ГБПОУ «ГКП»

Эксперты:

Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза:

Содержательная экспертиза:

Внешняя экспертиза

Содержательная экспертиза:

Рабочая программа учебной дисциплины Биология для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело разработана на основе примерной программы учебной дисциплины Биология, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 377 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259)

Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы по специальности 34.02. 01.Сестринское дело в соответствии с требованиями ФГОС СПО.


 


 

СОДЕРЖАНИЕ


 

Название разделов

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

17

  1. ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

19

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

20

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

29

  1. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

31

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Биология

1.1.Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа УД) – является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ «ГКП» по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело разработанной в соответствии с ФГОС СПО.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована как программа для элективных курсов по отдельным темам дополнительном образовании.

Рабочая программа составлена для очной формы обучения.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Базовая часть

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику

Вариативная часть не предусмотрена

1.4. Освоение программы учебной дисциплины способствует формированию общих и профессиональных компетенций:

Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 34.02.01Сстринское дело овладению профессиональными компетенциями:

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (Приложение 1)

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

- максимальной учебной нагрузки обучающихся 162 часа,

в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся -108 часов;

- самостоятельной работы обучающихся - 54 часа.

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

162

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

108

в том числе:

 

теоретические занятия

60

практические занятия

20

контрольные работы

8

курсовая работа (проект)

20

Самостоятельная работа студента (всего)

54

в том числе:

 

подготовка реферативного сообщения по теме;

составление или заполнение таблиц, схем по теме занятия;

подготовка наглядного материала по заданной теме дисциплины;

решение или составление ситуационных задач;

решение или составление кроссвордов;

составление словаря биологических терминов и символов

составление электронных слайд - презентаций по заданной теме дисциплины;

работа с основными и дополнительными источниками информации по теме занятия с оформлением конспекта;

составление мини-лекции с презентацией для выступления в группе (подгруппе, в школе)

подготовка выступления на студенческую научно-практическую конференцию.

10

8

4

8

2

2

6

10

2

2

Итоговая аттестация в форме экзамена

 

2.2.Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Биология

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

4

 

Биология как наука. Уровни организации живой материи. Критерии живых систем

Содержание учебного материала

4

2

1

Многообразие живых организмов, признаки

2

Уровни организации живой природы

3

Методы познания живой природы

2

4

Роль биологии в формировании современной естественно-научной карти­ны мира и в практической деятельности людей

Раздел 1. Учение о клетке

 

32

 

Тема 1.1. Химическая организация клетки

Содержание учебного материала

10

 

1

Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

2

2

Органические вещества, входящие в состав клетки. Биологические полимеры – белки.

2

3

Органические молекулы – углеводы, жиры, липоиды

4

4

Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основными и дополнительными источниками информации по темам занятий с оформлением конспекта

Заполнение таблицы по теме «Уровни организации жизни»

Составление или заполнение таблиц и схем по теме «Химическая организация клетки»

Решение или составление кроссвордов по теме «Химическая организация клетки»

На выбор дополнительно:

Подготовка реферативных сообщений по теме «Химическая организация клетки»

Составление электронных слайд-презентаций по темам занятий

4

 

Тема 1.2. Метаболизм – основа существования живых организмов

Содержание учебного материала

4

1

Пластический обмен

2

2

Энергетический обмен.

2

3

Автотрофный тип обмена веществ.

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основными и дополнительными источниками информации по темам занятий с составлением конспекта

Составление или заполнение таблиц и схем по теме «Метаболизм»

Решение или составление кроссвордов по теме «Метаболизм»

2

 

Тема 1.3. Строение и функции клеток

Содержание учебного материала

6

1

Прокариотическая и эукариотическая клетка.

2

2

Клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды клетки.

2

3

Деление клеток. Митоз.

2

4

Неклеточные формы жизни – вирусы.

2

Практические занятия

2

 

1

Изучение устройства светового микроскопа. Наблюдение клеток под микроскопом на гото­вых микропрепаратах.

2

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основными и дополнительными источниками информации по темам занятий с оформлением результатов:

  1. Составление или заполнение таблиц и схем по теме «Строение и функции клеток»

    Решение или составление кроссвордов по теме «Строение и функции клеток»

На выбор дополнительно:

Подготовка реферативных сообщений по теме «Строение и функции клеток»

Составление электронных слайд-презентаций по темам занятий

4

Раздел 2. Размножение и развитие организмов

 

22

 

Тема 2.1. Размножение организмов

Содержание учебного материала

4

1

Половое и бесполое размножение.

2

2

Способы деления клеток.

2

3

Мейоз

Практические занятия

2

 

1

Мейоз. Сравнительный анализ митоза и мейоза по таблице.

С Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основными и дополнительными источниками информации по темам занятий с оформлением результатов:

  1. Составление или заполнение таблиц и схем по теме «Размножение организмов»

    Решение или составление кроссвордов по теме «Размножение организмов»

На выбор дополнительно:

Подготовка реферативных сообщений по теме «Размножение организмов»

Составление электронных слайд-презентаций по темам занятий

4

Тема 2.2. Онтогенез

Содержание учебного материала

6

1

Эмбриональный период развития. Зародышевая индукция.

2

2

Постэмбриональный период развития.

2

4

Индивидуальное развитие человека. Причины нарушения в развитии организмов.

2

5

Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

Практические занятия

2

 

1

Изучение признаков сходства и различия зародышей человека и других позвоночных.

Са Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основными и дополнительными источниками информации по темам занятий с составлением конспекта

Заполнение словаря биологических терминов и символов

Составление или заполнение таблиц и схем по теме «Онтогенез»

Решение или составление кроссвордов по теме «Онтогенез»

Подготовка наглядного материала по теме «Онтогенез»

На выбор дополнительно:

Подготовка реферативных сообщений или мини-лекций с презентацией для выступления в группе (подгруппе, в школе) по темам: «Влияние алкоголя на развитие человека», «Влияние никотина на развитие человека», «Влияние наркотиков на развитие человека», «Влияние загрязнения окружающей среды на развитие человека», «Репродуктивное здоровье женщины», «Репродуктивное здоровье мужчины»

Подготовка выступления на студенческую научно-практическую конференцию по теме «Влияние загрязнения окружающей среды г. Кемерово на здоровье человека», «Здоровый образ жизни»

4

Раздел 3. Основы генетики и селекции

 

36

Тема 3.1. Закономерности наследования признаков

Содержание учебного материала

10

1

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Символика, используемая в генетике.

2

2

Законы наследования признаков: закон единообразия гибридов первого поколения, закон расщепления.

2

3

Законы наследования признаков: закон независимого комбинирования генов. Дигибридное скрещивание.

2

4

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

2

5

Взаимодействие генов.

2

С Самостоятельная работа обучающихся

Решение или составление кроссвордов по теме «Закономерности наследования признаков»

Решение или составление ситуационных задач по теме «Закономерности наследования признаков»

Работа с основными и дополнительными источниками информации по темам занятий с оформлением результатов:

  1. Составление или заполнение таблиц и схем по теме «Закономерности наследования признаков»

На выбор дополнительно:

Подготовка реферативных сообщений по теме «Закономерности наследования признаков», «Драматические страницы в истории развития генетики»

Составление электронных слайд-презентаций по темам занятий

6

 

Тема 3.2. Закономерности изменчивости

Содержание учебного материала

4

1

Изменчивость организмов: наследственная или генотипическая изменчивость. Ненаследственная изменчивость.

2

2

Генетика человека. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека.

2

Практические занятия

4

 

1

Решение генетических задач.

Самостоятельная работа обучающихся

Составление или заполнение таблиц и схем по теме «Закономерности изменчивости»

Решение или составление кроссвордов по теме «Закономерности изменчивости»

Заполнение словаря биологических терминов и символов

Решение или составление ситуационных задач по теме «Закономерности изменчивости»

Работа с основными и дополнительными источниками информации по темам занятий с составлением конспекта лекции-беседы об одном их наследственных заболеваний человека

На выбор дополнительно:

Подготовка реферативных сообщений по теме «Закономерности изменчивости»

Составление мини-лекций с презентацией для выступления в группе (подгруппе, в школе) по теме «Наследственные болезни человека»

4

Тема 3.3. Основы селекции

Содержание учебного материала

6

1

Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

2

2

Методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

2

3

Биотехнология, её достижения и перспективы.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основными и дополнительными источниками информации по темам занятий с оформлением конспекта

Решение или составление кроссвордов по теме «Основы селекции»

2

 

Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение

 

29

 

Тема 4.1. Эволюционное учение

Содержание учебного материала

12

 

1

Общая характеристика биологии додарвиновский период.

2

2

Эволюционное учение Ч.Дарвина

2

3

Микроэволюция

2

4

Естественный отбор в природных популяциях

2

5

Макроэволюция

2

6

Развитие органического мира

2

Практические занятия

3

 

1

Проведение сравнения и описание особей одного вида по морфологическому признаку.

2

Провести сравнение приспособления организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной).

Самостоятельная работа обучающихся

Составление или заполнение таблиц и схем по теме «Закономерности развития живой природы»

Решение или составление кроссвордов по теме «Закономерности развития живой природы»

Решение или составление ситуационных задач по теме «Закономерности развития живой природы»

Работа с основными и дополнительными источниками информации по темам занятий с оформлением результатов:

Подготовка реферативных сообщений по теме «Закономерности развития живой природы»

  1. Заполнение таблиц «Учения о живой природе», «Научные представления об эволюции живой природы», «Сравнительная характеристика искусственного и естественного отбора»

На выбор дополнительно:

6. Составление мини-лекций с презентацией для выступления в группе

по теме «Закономерности развития живой природы», « Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении»

7. Подготовка выступления на студенческую научно-практическую

конференцию по теме «Влияние загрязнения окружающей среды

на геном человека», «Здоровый образ жизни»

6

Тема 4.2. Происхождение и развитие жизни на Земле.

Содержание учебного материала

4

1

Гипотезы происхождения жизни на земле. Доказательство эволюции органического мира. История развития органического мира.

4

Практические занятия

2

 

1

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнение таблицы «Гипотезы происхождения жизни: характеристика и доказательства»

Подготовка презентации «Место человека в царстве животных, этапы развития человека

2

Раздел 5. Происхождение человека.

 

12

 

Тема 5.1. Происхождение человека.

Содержание учебного материала

6

 

1

Доказательства родства человека и животных

2

2

Основные этапы эволюции человека

2

3

Расы человека

2

4

Современный этап эволюции человека.

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основными и дополнительными источниками информации по темам занятий с оформлением результатов:

  1. Составление или заполнение таблиц и схем по теме «История развития жизни на Земле. Происхождение человека»

    Решение или составление кроссвордов по теме «История развития жизни на Земле. Происхождение человека»

На выбор дополнительно:

Подготовка реферативных сообщений по теме «История развития жизни на Земле. Происхождение человека»

Составление мини-лекций с презентацией для выступления в группе по теме «История развития жизни на Земле. Происхождение человека»

6

 

Раздел 6. Основы экологии

 

21

Тема 6.1. Основы экологии

Содержание учебного материала

10

 

1

Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

2

2

Экологические факторы, их значение в жизни орга­низмов

3

Биогеография. Видовая и пространственная структура экосистем.

2

4

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы.

5

Абиотические факторы среды.

2

6

Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор.

7

Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: симбиоз, конкуренция, нейтрализм.

2

8

Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: хищничество, паразитизм.

2

Практические занятия

4

 

1

Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.

2

Сравнительное описание одной из естест­венных природных систем и какой-нибудь агроэкосисте­мы

3

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах.

4

Решение экологических задач

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основными и дополнительными источниками информации по темам занятий с оформлением результатов

  1. Составление или заполнение таблиц и схем по теме «Основы экологии»

    Решение или составление кроссвордов по теме «Основы экологии»

    Подготовка реферативных сообщений по теме «Основы экологии»

    Подготовка конспекта беседы с населением «Составляющие здоровья»

2. Решение или составление ситуационных задач по теме «Основы экологии»

На выбор дополнительно:

3. Составление мини-лекций с презентацией для выступления в группе

(подгруппе, в школе) по теме «Основы экологии»

4. Подготовка выступления на студенческую научно-практическую

конференцию по теме «Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье населения», «Здоровый образ жизни», «Экологическое воспитание»

6

Раздел 7. Бионика

 

6

Тема 7.1. Бионика

Содержание учебного материала

2

1

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики

2

2

Использования особенностей строения и приспособления растений и животных в хозяйственной деятельности людей.

Самостоятельная работа обучающихся

Составление или заполнение таблиц и схем по теме «Бионика»

Работа с основными и дополнительными источниками информации по темам занятий с конспекта

На выбор дополнительно:

Подготовка реферативных сообщений с презентацией по теме «Бионика»

4

 

Всего

162

 
3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии, лабораторий - не предусмотрено.

Оборудование учебного кабинета:

стол для преподавателя – 1

столы для студентов – 14

стул для преподавателя – 1

стулья для студентов – 28

шкаф для хранения приборов – 1

шкаф для хранения наглядных пособий – 2

шкаф для хранения учебно-методической документации – 1

доска классная – 1

лабораторная посуда

химические реактивы

приборы:

Микроскопы – 5 шт.

Мультимедийный проектор - 1 шт.

Компьютер – 1 шт.

методическое оснащение

Готовые микропрепараты

Учебно-методическая документация:

учебно-методические комплексы и дидактический материал по разделам и темам дисциплины;

методические учебные материалы;

нормативная документация;

учебная и справочная литература.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Основные источники:

Для преподавателей:

1. Вертьянов С.Ю. Общая биология, Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 2012.

2. Дикарев С.Д., Вертьянов С.Ю. Общая биология 10-11, Поурочный тест-задачник к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений - Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 2011.

3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Родионова Е.И., Розанов М.Н.

Биология 10-11 класс - М., "БАЛАСС", 2012.

4. Дымшиц Г.М., Шумный В.К. Общая биология часть1- М., "Просвещение", 2012

5.Дымшиц Г.М., Шумный В.К. Общая биология часть 2- М., "Просвещение", 2012

6. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 кл. -М., "Дрофа", 2011.

7. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология Профильный класс 10 класс - М. "Дрофа", 2011.

8. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология Профильный класс 11 класс - М. "Дрофа", 2011.

Для студентов:

Биология. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей (СПО) 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2016 - 336 с

Биология. Общая биология. Профильный уровень. 11 кл. [Текст] : учеб. для обшеобразоват. учреждений / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010. – 283 с. : ил.

Биология [Текст]: учеб. пособие для студентов мед. училищ / под ред. В. Н. Ярыгина. – М. : Владос, 2001. – 464 с.

Дополнительные источники:

Для преподавателей

Акуленко, Л.В. Биология с основами медицинской генетики [Текст] : учеб. для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования, обучающихся по спец. 060110.51 «Лабораторная диагностика» по дисциплине «Биология с основами медицинской генетики» / Л.В. Акуленко, И.В. Уваров. – под ред. проф. О.О. Янушевича и проф С.Д. Арутюнова. – М : ГЭОТАР- Медиа, 2011. - 368 с. : ил.

Борисова, Г. Н. Сохрани свое здоровье [Текст] / Г. Н. Борисова, С. В. Гайнутдинова, И. П. Мавзютова, Н. Ю. Разбежкина. – изд. 2-е, изм. и стереотип. – М. : Дрофа, 2006. – 171с. : ил.

доп. – Казань: КМК, 2007. – 32 с.

Вернадский, В. Н. Биосфера и ноосфера [Текст] / В. Н. Вернадский. – М. : Медицина, 1989. – 182 с.

Карташев, А. Г. Введение в экологию [Текст]: учеб. пособие / А. Г. Карташев. – Томск: Водолей, 1998. – 384 с.

Коробкин, В. И. Экология [Текст]: учебник для вузов / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. – изд. 15-е, дополн. и перераб. - Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 602 с.

Новиков, Ю. В. Экология, окружающая среда и человек [Текст]: учеб. пособие для вузов / Ю. В. Новиков. – М. : ФАИР, 1998. – 320 с.

Реймерс, Н. Ф. Экология теории, законы, правила, принципы и гипотезы [Текст] / Н. Ф. Реймерс. – М.: Россия Молодая, 1994. – 368 с.

Биология [Текст]: учеб. пособие для студентов мед. училищ / под ред. В. Н. Ярыгина. – М. : Владос, 2001. – 464 с.

Для студентов:

1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 кл. -М., "Дрофа", 2012.

Интернет – ресурсы:

 

http://xvatit.com/school/sch-online/compet/30108-organic-chemistry.html

http://www.mikroskope.ru/video_5.html

http://fotogai.ru/post/poznavatelno/14919.html

http://dommedika.com/169.html

http://bioword.narod.ru/index.htm

http://www.polezen.ru/interes/anatomy.php

http://botan0.ru/?cat=1&id=5

http://www.alleng.ru/edu/bio.htm

http://humbio.ru/

http://nashol.com/knigi-po-biologii/

ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

  • Гидропоника – эффективный способ выращивания овощей в зимнее время.

    Картофельные чипсы – вред или польза здоровью?

    Вегетарианство: «за» и «против»

    Вода – самое удивительное вещество на Земле.

    Вода – источник жизни.

    Вода – основа жизни на Земле.

    Вода, дарующая жизнь.

    Живая и мертвая вода – миф или реальность.

    Естейственно0научное обоснование некоторых народных примет.

    Дачный участок как экосистема.

    Исследование влияния шума и музыки на память и внимание человека.

    Исследования жесткости воды различных природных источников района.

    Изучение наследования признаков по родословной.

    Электричество в жизни растений.

    Хемолюминесценция.

    Реактивное движение в живой природе.

    Биология в профессиях.

    Биологически активные вещества. Витамины.

    Биологически активные добавки.

    Влияние на организм человека ГМО.

    Определение количества витамина С в лимоне.

5. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания):

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

- оценка выполнения практических действий на

занятиях;

- оценка результатов выполнения заданий в

тестовой форме;

- оценка результатов решения ситуационных

задач;

- оценка результатов письменного и устного

опроса;

- оценка реферативного сообщения по теме;

- оценка составления или заполнения таблиц,

схем по теме занятия:

- оценка подготовки наглядного материала по

заданной теме дисциплины;

- оценка решения или составления кроссвордов;

- оценка составления словаря биологических

терминов и символов;

- оценка составления электронных слайд –

презентаций по заданной теме дисциплины;

- оценка составления конспекта при работе с

основными и дополнительными источниками

информации по теме занятия;

- оценка составления мини-лекции с

презентацией для выступления в группе

(подгруппе, в школе);

- оценка подготовки выступления на

студенческую научно-практическую

конференцию;

- оценка результатов дифференцированного

зачёта;

- оценка результатов ответа на экзамене;

Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естест­венно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, нико­тина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональ­ное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении на­следственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экоси­стем; необходимость сохранения многообразия видов;

Решать элементарные биологические задачи; составлять элементар­ные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энер­гии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

- оценка выполнения практических действий на

занятиях;

- оценка результатов выполнения заданий в

тестовой форме;

- оценка результатов решения ситуационных

задач;

- оценка результатов письменного и устного

опроса;

- оценка реферативного сообщения по теме;

- оценка составления или заполнения таблиц,

схем по теме занятия:

- оценка подготовки наглядного материала по

заданной теме дисциплины;

- оценка решения или составления кроссвордов;

- оценка составления словаря биологических

терминов и символов;

- оценка составления электронных слайд –

презентаций по заданной теме дисциплины;

- оценка составления конспекта при работе с

основными и дополнительными источниками

информации по теме занятия;

- оценка составления мини-лекции с

презентацией для выступления в группе

(подгруппе, в школе);

- оценка подготовки выступления на

студенческую научно-практическую

конференцию;

- оценка результатов дифференцированного

зачёта;

- оценка результатов ответа на экзамене;

Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- оценка выполнения практических действий на

занятиях;

- оценка результатов выполнения заданий в

тестовой форме;

- оценка результатов решения ситуационных

задач;

- оценка результатов письменного и устного

опроса;

- оценка реферативного сообщения по теме;

- оценка составления или заполнения таблиц,

схем по теме занятия:

- оценка подготовки наглядного материала по

заданной теме дисциплины;

- оценка решения или составления кроссвордов;

- оценка составления словаря биологических

терминов и символов;

- оценка составления электронных слайд –

презентаций по заданной теме дисциплины;

- оценка составления конспекта при работе с

основными и дополнительными источниками

информации по теме занятия;

- оценка составления мини-лекции с

презентацией для выступления в группе

(подгруппе, в школе);

- оценка подготовки выступления на

студенческую научно-практическую

конференцию;

- оценка результатов дифференцированного

зачёта;

- оценка результатов ответа на экзамене;

Сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природ­ные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (есте­ственный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

- оценка выполнения практических действий на

занятиях;

- оценка результатов выполнения заданий в

тестовой форме;

- оценка результатов решения ситуационных

задач;

- оценка результатов письменного и устного

опроса;

- оценка реферативного сообщения по теме;

- оценка составления или заполнения таблиц,

схем по теме занятия:

- оценка подготовки наглядного материала по

заданной теме дисциплины;

- оценка решения или составления кроссвордов;

- оценка составления словаря биологических

терминов и символов;

- оценка составления электронных слайд –

презентаций по заданной теме дисциплины;

- оценка составления конспекта при работе с

основными и дополнительными источниками

информации по теме занятия;

- оценка составления мини-лекции с

презентацией для выступления в группе

(подгруппе, в школе);

- оценка подготовки выступления на

студенческую научно-практическую

конференцию;

- оценка результатов дифференцированного

зачёта;

- оценка результатов ответа на экзамене;

Анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, проис­хождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- оценка выполнения практических действий на

занятиях;

- оценка результатов выполнения заданий в

тестовой форме;

- оценка результатов решения ситуационных

задач;

- оценка результатов письменного и устного

опроса;

- оценка реферативного сообщения по теме;

- оценка составления или заполнения таблиц,

схем по теме занятия:

- оценка подготовки наглядного материала по

заданной теме дисциплины;

- оценка решения или составления кроссвордов;

- оценка составления словаря биологических

терминов и символов;

- оценка составления электронных слайд –

презентаций по заданной теме дисциплины;

- оценка составления конспекта при работе с

основными и дополнительными источниками

информации по теме занятия;

- оценка составления мини-лекции с

презентацией для выступления в группе

(подгруппе, в школе);

- оценка подготовки выступления на

студенческую научно-практическую

конференцию;

- оценка результатов дифференцированного

зачёта;

- оценка результатов ответа на экзамене;

Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- оценка выполнения практических действий на

занятиях;

- оценка результатов выполнения заданий в

тестовой форме;

- оценка результатов решения ситуационных

задач;

- оценка результатов письменного и устного

опроса;

- оценка реферативного сообщения по теме;

- оценка составления или заполнения таблиц,

схем по теме занятия:

- оценка подготовки наглядного материала по

заданной теме дисциплины;

- оценка решения или составления кроссвордов;

- оценка составления словаря биологических

терминов и символов;

- оценка составления электронных слайд –

презентаций по заданной теме дисциплины;

- оценка составления конспекта при работе с

основными и дополнительными источниками

информации по теме занятия;

- оценка составления мини-лекции с

презентацией для выступления в группе

(подгруппе, в школе);

- оценка подготовки выступления на

студенческую научно-практическую

конференцию;

- оценка результатов дифференцированного

зачёта;

- оценка результатов ответа на экзамене;

Находить информацию о биологических объектах в различных ис­точниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оце­нивать;

- оценка выполнения практических действий на

занятиях;

- оценка результатов выполнения заданий в

тестовой форме;

- оценка результатов решения ситуационных

задач;

- оценка результатов письменного и устного

опроса;

- оценка реферативного сообщения по теме;

- оценка составления или заполнения таблиц,

схем по теме занятия:

- оценка подготовки наглядного материала по

заданной теме дисциплины;

- оценка решения или составления кроссвордов;

- оценка составления словаря биологических

терминов и символов;

- оценка составления электронных слайд –

презентаций по заданной теме дисциплины;

- оценка составления конспекта при работе с

основными и дополнительными источниками

информации по теме занятия;

- оценка составления мини-лекции с

презентацией для выступления в группе

(подгруппе, в школе);

- оценка подготовки выступления на

студенческую научно-практическую

конференцию;

- оценка результатов дифференцированного

зачёта;

- оценка результатов ответа на экзамене;

Знания/понимание

- оценка выполнения практических действий на

занятиях;

- оценка результатов выполнения заданий в

тестовой форме;

- оценка результатов решения ситуационных

задач;

- оценка результатов письменного и устного

опроса;

- оценка реферативного сообщения по теме;

- оценка составления или заполнения таблиц,

схем по теме занятия:

- оценка подготовки наглядного материала по

заданной теме дисциплины;

- оценка решения или составления кроссвордов;

- оценка составления словаря биологических

терминов и символов;

- оценка составления электронных слайд –

презентаций по заданной теме дисциплины;

- оценка составления конспекта при работе с

основными и дополнительными источниками

информации по теме занятия;

- оценка составления мини-лекции с

презентацией для выступления в группе

(подгруппе, в школе);

- оценка подготовки выступления на

студенческую научно-практическую

конференцию;

- оценка результатов дифференцированного

зачёта;

- оценка результатов ответа на экзамене;

Основные положения биологических теорий и закономерностей: кле­точной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и на­следственности;

Строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

- оценка выполнения практических действий на

занятиях;

- оценка результатов выполнения заданий в

тестовой форме;

- оценка результатов решения ситуационных

задач;

- оценка результатов письменного и устного

опроса;

- оценка реферативного сообщения по теме;

- оценка составления или заполнения таблиц,

схем по теме занятия:

- оценка подготовки наглядного материала по

заданной теме дисциплины;

- оценка решения или составления кроссвордов;

- оценка составления словаря биологических

терминов и символов;

- оценка составления электронных слайд –

презентаций по заданной теме дисциплины;

- оценка составления конспекта при работе с

основными и дополнительными источниками

информации по теме занятия;

- оценка составления мини-лекции с

презентацией для выступления в группе

(подгруппе, в школе);

- оценка подготовки выступления на

студенческую научно-практическую

конференцию;

- оценка результатов дифференцированного

зачёта;

- оценка результатов ответа на экзамене;

Сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование при­способленности, происхождение видов, круговорот веществ и пре­вращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

- оценка выполнения практических действий на

занятиях;

- оценка результатов выполнения заданий в

тестовой форме;

- оценка результатов решения ситуационных

задач;

- оценка результатов письменного и устного

опроса;

- оценка реферативного сообщения по теме;

- оценка составления или заполнения таблиц,

схем по теме занятия:

- оценка подготовки наглядного материала по

заданной теме дисциплины;

- оценка решения или составления кроссвордов;

- оценка составления словаря биологических

терминов и символов;

- оценка составления электронных слайд –

презентаций по заданной теме дисциплины;

- оценка составления конспекта при работе с

основными и дополнительными источниками

информации по теме занятия;

- оценка составления мини-лекции с

презентацией для выступления в группе

(подгруппе, в школе);

- оценка подготовки выступления на

студенческую научно-практическую

конференцию;

- оценка результатов дифференцированного

зачёта;

- оценка результатов ответа на экзамене;

Вклад выдающихся (в том числе отечественных) учёных в развитие биологической науки;

- оценка выполнения практических действий на

занятиях;

- оценка результатов выполнения заданий в

тестовой форме;

- оценка результатов решения ситуационных

задач;

- оценка результатов письменного и устного

опроса;

- оценка реферативного сообщения по теме;

- оценка составления или заполнения таблиц,

схем по теме занятия:

- оценка подготовки наглядного материала по

заданной теме дисциплины;

- оценка решения или составления кроссвордов;

- оценка составления словаря биологических

терминов и символов;

- оценка составления электронных слайд –

презентаций по заданной теме дисциплины;

- оценка составления конспекта при работе с

основными и дополнительными источниками

информации по теме занятия;

- оценка составления мини-лекции с

презентацией для выступления в группе

(подгруппе, в школе);

- оценка подготовки выступления на

студенческую научно-практическую

конференцию;

- оценка результатов дифференцированного

зачёта;

- оценка результатов ответа на экзамене;

Биологическую терминологию и символику;

- оценка выполнения практических действий на

занятиях;

- оценка результатов выполнения заданий в

тестовой форме;

- оценка результатов решения ситуационных

задач;

- оценка результатов письменного и устного

опроса;

- оценка реферативного сообщения по теме;

- оценка составления или заполнения таблиц,

схем по теме занятия:

- оценка подготовки наглядного материала по

заданной теме дисциплины;

- оценка решения или составления кроссвордов;

- оценка составления словаря биологических

терминов и символов;

- оценка составления электронных слайд –

презентаций по заданной теме дисциплины;

- оценка составления конспекта при работе с

основными и дополнительными источниками

информации по теме занятия;

- оценка составления мини-лекции с

презентацией для выступления в группе

(подгруппе, в школе);

- оценка подготовки выступления на

студенческую научно-практическую

конференцию;

- оценка результатов дифференцированного

зачёта;

- оценка результатов ответа на экзамене;

 

- оценка выполнения практических действий на

занятиях;

- оценка результатов выполнения заданий в

тестовой форме;

- оценка результатов решения ситуационных

задач;

- оценка результатов письменного и устного

опроса;

- оценка реферативного сообщения по теме;

- оценка составления или заполнения таблиц,

схем по теме занятия:

- оценка подготовки наглядного материала по

заданной теме дисциплины;

- оценка решения или составления кроссвордов;

- оценка составления словаря биологических

терминов и символов;

- оценка составления электронных слайд –

презентаций по заданной теме дисциплины;

- оценка составления конспекта при работе с

основными и дополнительными источниками

информации по теме занятия;

- оценка составления мини-лекции с

презентацией для выступления в группе

(подгруппе, в школе);

- оценка подготовки выступления на

студенческую научно-практическую

конференцию;

- оценка результатов дифференцированного

зачёта;

- оценка результатов ответа на экзамене;

Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:

- наблюдение и оценка выполнения

практических действий на занятиях;

- оценка результатов выполнения заданий в

тестовой форме;

- оценка результатов решения ситуационных

задач;

- оценка результатов письменного и устного

опроса;

- оценка реферативного сообщения по теме;

- оценка составления или заполнения таблиц,

схем по теме занятия:

- оценка подготовки наглядного материала по

заданной теме дисциплины;

- оценка решения или составления кроссвордов;

- оценка составления словаря биологических

терминов и символов;

- оценка составления электронных слайд –

презентаций по заданной теме дисциплины;

Для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

Оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

- наблюдение и оценка выполнения

практических действий на занятиях;

- оценка результатов выполнения заданий в

тестовой форме;

- оценка результатов решения ситуационных

задач;

- оценка результатов письменного и устного

опроса;

- оценка реферативного сообщения по теме;

- оценка составления или заполнения таблиц,

схем по теме занятия:

- оценка подготовки наглядного материала по

заданной теме дисциплины;

- оценка решения или составления кроссвордов;

- оценка составления словаря биологических

терминов и символов;

- оценка составления электронных слайд –

презентаций по заданной теме дисциплины;

- оценка составления конспекта при работе с

основными и дополнительными источниками

информации по теме занятия;

- оценка составления мини-лекции с

презентацией для выступления в группе

(подгруппе, в школе);

- оценка подготовки выступления на

студенческую научно-практическую

конференцию;

- оценка результатов дифференцированного

зачёта;

- оценка результатов ответа на экзамене;

Приложение 1

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК

Название ОК

Технологии формирования ОК

(на учебных занятиях)

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

рассказ, демонстрация учебных фильмов, проблемный метод, дискуссия, исследовательский метод

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

действие по инструкции, упражнения, все виды самостоятельной работы на учебных занятиях, практические работы, ролевые и деловые игры, подготовка докладов, рефератов, методы и приемы проблемного обучения

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

методы и приемы проблемного обучения (проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация, проблемная лекция, проблемный эксперимент); решения одной и той же задачи несколькими альтернативными способами.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

поиск и сбор информации (задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет и т.д.); обработка информации (подготовка вопросов к тексту, составление планов к тексту; составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту); передача информации (подготовка докладов, сообщений по теме и т.п.; подготовка плакатов, презентаций MS PowerPoint к учебному материалу); комплексные методы.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

поиск и сбор информации (задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет и т.д.); обработка информации (подготовка вопросов к тексту, составление планов к тексту; составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту); передача информации (подготовка докладов, сообщений по теме и т.п.; подготовка плакатов, презентаций MS PowerPoint к учебному материалу); комплексные методы

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

самостоятельная работа в парах и в группах по изучению и закреплению нового материала; практические работы, проводящиеся в парах и группах; ролевые и деловые игры; любые варианты «технологии работы в группах сотрудничества».

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

все виды самостоятельной работы на учебных занятиях, выполнение домашнего задания любого типа, подготовка докладов, рефератов.

ОК 9.Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

методы и приемы проблемного обучения (проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация, проблемная лекция, проблемный эксперимент); решения одной и той же задачи несколькими альтернативными способами.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ

В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

1, 08.09.2017; № 17

БЫЛО

Биология. Общая биология. Профильный уровень. 10 кл. [Текст] : учеб. для обшеобразоват. учреждений / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова. – 6-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010.

СТАЛО

Биология. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей (СПО) 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2016 - 336 с

Основание: актуализация основных источников

Подпись лица внесшего изменения_______________________Степанов Д.Б.

2 ,____________ ; №

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения_______________________Степанов Д.Б.

3 ,____________ ; №

БЫЛО

БЫЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения_______________________Степанов Д.Б.

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.