Учебно-методическое пособие по практическому применению технологии критического мышления в образовательном процессе в условиях центра образования

4
0
Материал опубликован 3 July 2020

Учебно-методическое пособие по практическому применению технологии критического мышления в образовательном процессе

в условиях центра образования




Автор учитель русского языка и литературы

ГБОУ центр образования № 170

Колпинского района Санкт-Петербурга

Гаврилова Татьяна Михайловна



ПЛАН – ОГЛАВЛЕНИЕ



п/п

Содержание

Страницы


Введение

2


Глава 1

Цель современного образования

3-7


Глава 2

Инновации и инновационные технологии

8-9


Глава 3

Теоретические аспекты технологии развития критического мышления

10-15


Глава 4

Практическое применение технологии развития критического мышления

16-19


Заключение

20-21


Глоссарий

22-25


Список использованной литературы

26










Введение


Мир, в котором мы живем, кардинально изменился в последние 20-ть лет. Теперь мы живем в информационном мире. Ежесекундно на голову каждого человека обрушивается огромное количество информации. В наших головах застревает даже та информация, которая, как нам кажется, не вызывает у нас интереса. Как же сделать процесс получения информации целенаправленным, осознанным?

Задача традиционной школы состояла в том, чтобы передать ученику сумму знаний по каждому предмету и в лучшем случае добиться усвоения этих знаний. Учитель был основным источником и транслятором знаний, и авторитет его был непререкаем.

t1593762290aa.gifСитуация в информационном мире изменилась. Знание стало общедоступным, и часто учитель обладает меньшей суммой знаний в определенной области, чем ученик. Следовательно, авторитет учителя как основного источника знания резко упал, необходимость трансляции знаний ученик учитель стала менее актуальной. Отсюда следует, что изменилась и задача школы.

«Уже сама характеристика существа педагогики как деятельности, обусловливаемой ответами на два вопроса: «чему учить?» и «как учить?» скрывает в себе теоретический парадокс, свидетельствующий о практической бесполезности любого ответа на них без предварительно научно обоснованного ответа на вопрос «для чего учить?», т.е. ответа на вопрос о главной цели обучения. Главная цель или результат, который должен быть получен в итоге обучения, может стать для учителя надежным источником и гарантом полной уверенности, а еще лучше источником убежденности и правильности дидактических целей и собственных действий по их достижению». (II, 5 стр.8)

Целью моей работы стало практическое применение технологии критического мышления в образовательном процессе. Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

Систематизировать знания об обновленной парадигме образования;

Сформировать конкретные представления об инновациях и инновационных технологиях;

Изучить теоретические аспекты технологии развития критического мышления;

Провести апробацию данной технологии через открытые уроки и иные мероприятия, подготовить методические материалы для использования учителями центра образования.






Глава 1

Цель современного образования


Сегодня главной целью образования стало развитие умственных способностей обучающихся, развитие их интеллекта. Интеллект(от лат. понимание, познание) - способность к познанию, пониманию, решению проблем, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Школа перестала быть информирующей структурой, изменилась задача, стоящая перед школой, - изменились и задачи, стоящие перед учителем.

Что же должен сделать учитель сегодня? Не сообщить сумму знаний, а сформировать научное знание, реализующее три познавательные функции языка:

- описательную (способ представления в языке фактуального знания, для регистрации точности которого используются термины, определения);

- объяснительную (способ использования фиксированных языковых средств, высказываний, для объяснения процедур обоснования);

- прогностическую (представление концептуального знания, где прогноз – предположение о будущих событиях на базе имеющегося знания).

Задача прогноза – ответ на вопросы «что отсюда следует?», «что будет, если выполнить условия?» (III).

Если задача школы состоит в развитии интеллекта, посмотрим, какое мышление мы формируем. Существует три типа мышления, относящиеся к сознательной области (есть еще и бессознательная область с интуитивным и гипотетическим типами мышления, но школа работает в сфере сознательного).

Фактологическое мышление, где знание рассматривается как форма проявления интеллекта. Это мышление робота. Обладатель этого типа мышления реализует коммуникативную функцию языка. Часто именно такое знание формировала советская школа, из которой большинство из нас вышло. Я не оспориваю достоинств советского образования. При определенных условиях из школы выходил человек, снабженный суммой знаний в различных областях, способный решить любой кроссворд.

К сожалению, многие из нас и сегодня основную задачу школы видят в том, чтобы дать фактуальное знание по своему предмету, забывая о том, что образование – это то, что остается после того, когда все остальное забыто.

Никто не в состоянии заставить учителя в одночасье перестроить систему преподавания и сделать ее работающей на формирование критического и научного мышления. Для того чтобы началось движение в нужном направлении, необходимо внутреннее убеждение каждого из нас в пользе этого движения. А для этого на основании нашего собственного знания по педагогике и методологии должно сформироваться, как минимум, критическое мышление.


Критическое мышление – это знание и понимание того, что узнано. В педагогической среде оно присуще тем, кто хорошо знает свой предмет. Эти педагоги используют и коммуникативную, и аргументативную функции языка, ничего не принимая без доказательств, без оснований. Обладающие критическим мышлением способны обнаруживать связи между явлениями и событиями, видеть причины их возникновения.

В начальной школе преимущественно формируется фактологическое мышление. Форма интеллекта – знание (узнавание). Доля критической информации составляет 1 часть от 3 частей фактуального знания, концептуальное знание в начальной школе фактически не формируется.

В основной школе доли фактуального и концептуального знания равны, т.е. «все, что знаю, могу объяснить» (III).

Так должно быть. Но в действительности концептуальное знание подменяется фактуальным (сделал, а как, объяснить ученик не может; выучить можно даже объяснение, не понимая его). При этом мы продолжаем наращивать собственно фактуальное знание – увеличивается количество предметов, объем текстов в параграфах становится больше, книги, содержание которых надо знать, толще.

К средней школе мы приходим с суммой знаний фактуального характера, со слабым или отсутствующим концептуальным знанием. В нашей школе это особенно хорошо видно. А задача средней школы состоит в том, чтобы продолжить формирование на основе фактуального и концептуального знания научное мышление.


Научное мышление – знание -   понимание -   прогнозирование.

Типы мышления:

Уровни обучения

Фактологическое мышление

Критическое мышление

Научное

мышление

Начальная школа

3

1

1

Основная школа

3

2

2

Средняя школа

3

3

3

(III)

Сегодня «образовать» человека не значит сформировать его, воспитать в традиционном смысле слова. Задача учителя, через которого реализуются задачи школы, состоит в том, чтобы развить в человеке механизм самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.

В связи с этим нам не уйти от личностно ориентированного образования.

Компонентами такого образования являются

Ценностный (аксиологический) – введение учащегося в мир ценностей, помощь в выборе личностно значимой системы ценностей;

Познавательный (когнитивный) – обеспечение учащегося научными знаниями о человеке, культуре истории, природе, ноосфере как основе духовного развития;

Деятельностно-творческий – формирование у учащегося навыков разнообразной деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности;

Личностный – познание себя, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, формирование, совершенствование нравственной позиции.

Таким образом, обновление содержания образования – это не изменение учебных программ, переход на новые ФГОСы, или не только это. Обновление содержания – это прежде всего гуманизация, очеловечивание воспитательных отношений, признание в ученике личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту как человека, на развитие его способностей, индивидуальности.

О личностно ориентированном подходе к обучающимся в центре образования мы предметно говорим последние 15 лет (в условиях нашего ОУ без личностно ориентированного подхода невозможно добиться ни образовательных, ни воспитательных результатов). Но никакие изменения невозможны, пока в наших головах фактуальное и концептуальное знание не станет основой хотя бы для критического мышления.

Значит, первая задача, связанная с достижением основной цели образования – развития интеллекта, лежит в плоскости изменения своего собственного сознания. От решения ее зависит дальнейшее движение к достижению целей, стоящих перед современной школой.

А теперь пофантазируем!

Наше сознание изменилось, критическое с элементами научного мышления – это наше мышление в противовес фактологическому. И вот с обновленным мышлением мы подходим к организации обучения, используя современную методологию.

Разберемся с понятием «методология». Это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.И здесь без логико-информационной корректности достижение главной цели образования невозможно. Критерии логико-информационной корректности нам хорошо знакомы:

Ясность и полнота информации;

Точность информации;

Последовательность информации;

Доказательность информации.

Обязательными условиями корректности является

Условие учета контекста;

Условие формирования целевой установки.

Необходимо перед каждым уроком задавать себе вопрос: зачем я иду сегодня в этот класс? какова моя цель? Но часто эта цель не только не озвучена – она не ясна самому учителю. Из трех целей – обучающей, воспитательной и развивающей – у нас основной является обучающая. Хорошо, если в конце урока, консультации звучит «чему научились?», «что нового узнали?». Но современное образование и в вопрос целеполагания вносит коррективы. На первое место выходит развивающая цель (какие навыки приобретены для их дальнейшего использования?). На втором месте оказывается воспитательная цель (что приобрела лично моя система ценностей, меняется ли моя ценностная ориентация?). А вот на третьем месте оказывается обучающая цель (для чего будет использоваться полученная информация?)

Учительская беда состоит в том, что мы сами много знаем о…, а не для. Учителя с опытом, пусть даже с небольшим, знают, что самое простое – дать урок-лекцию, отговорить 40 минут, часть материала дать под запись, как будто не существует вообще учебников, справочной литературы и других информационных ресурсов. Предвижу возражение: «А они (ученики) не читают учебников!» Потому и не читают, что не видят в этом необходимости.

Мы редко задумываемся над вопросом, вся ли озвученная информация необходима ученику. К сожалению, мы сами не умеем оптимизировать информацию, в институте этому не учили, самообразованием по данному вопросу мы не занимались. В результате обилие ненужной информации (да еще и при том, что речь некоторых учителей не отличается грамотностью и связностью) обрушивается на головы учащихся.

Систематизация информации (урок должен быть вписан в систему уроков – это тоже из советской школы) выглядит предельно просто: первичное освоение материала – подведение промежуточного итога – закрепление – подведение промежуточного итога – подведение основного итога.

Без этого минимума, касающегося логической организации учебного процесса, сам учебный процесс невозможен.

Все сказанное выше имеет отношение к структуре и логической организации обучения.

Только очень талантливый учитель-лектор в состоянии своим возвышенным словом зажечь в слушателях желание пойти дальше, узнать что-либо самостоятельно. А учитывая, что наши ученики приходят в центр образования после работы, из семьи, в это вообще верится с трудом. Пассивное слушание наших учащихся на групповых консультациях – деятельность с крайне низким коэффициентом полезного действия. Таким образом, осознание результата своего труда напрямую связано с пересмотром принципов организации деятельности учащихся и своей собственной деятельности.

Подводя промежуточный итог, могу сказать: о позитивных изменениях в образовании можно говорить только тогда, когда произойдут изменения в голове учителя.



Глава 2

Инновации и инновационные технологии


Сегодня мы постоянно слышим «инновационная система образования», «инновационные технологии». А что же это такое? Из инноваций мне на ум приходит лишь дистанционное обучение, да и то инновационно оно в масштабе государственной образовательной системы, в других же структурах оно давно перестало быть инновацией.

Разведем понятия новшество и инновация.

Инновация – создание нового, целенаправленное изменение системы, в основе ее лежит противоречие между старой деятельностью и новыми технологиями. Инновация обнаруживает себя лишь в образовательной практике, т.е. инновации в педагогике направлены в будущее и поэтому требуют более тщательного экспертного подхода, т.к. результат виден не сразу.

В результате инновационной деятельности должен появиться абсолютно новый продукт, новый тип, новая форма общественной практики. Таким образом, инновационная технология на сегодняшний день одна – дистанционное обучение, т.к. реализуются 4 обязательных условия инновационной деятельности в образовании:

Деятельность в пространстве вполне определенной социальной практики;

Деятельность, направленная на решение комплексной проблемы, порождаемой столкновением сложившихся и еще только становящихся норм практики, либо несоответствием традиционных норм новым социальным ожиданиям;

Деятельность эта имеет культурный вектор, и опыт осуществления становится доступным другим людям;

Организационно-управленческое нововведение закреплено нормативно.

Никто не требует от нас создания инноваций (внедрение – да, когда инновация стала институцией, т.е. закрепилась в документах). Классно-урочная форма организации обучения, придуманная Я.А.Коменским, тоже когда-то была инновацией. Но «освежать» свою деятельность все же стоит. А для этого существует новшество. Главное его отличие от инновации в том, что оно имеет субъективный характер.

Новшество – все, что является новым для образовательного процесса. Для меня семинар – традиционная форма, для кого-то – новшество. Излюбленная теперь форма презентации не инновация и даже не инновационная технология. Результат внедрения инновации – изменение системы, получение нового образовательного продукта. Новшествами могут быть работа над проектом, тот же семинар, конференция, для кого-то работа в группах постоянного и переменного состава, деловая игра, творческая мастерская. Даже названные технологии не имеют ничего общего с лекциями, которые льются на наших групповых занятиях. При этом нужно помнить, что розданные учителем и прочитанные по листочкам сообщения на уроке – это не семинар, а посаженные в круг ученики – это не круглый стол, а сделанные во время рисунки – еще не творческая мастерская. Данные традиционные технологии могут перейти в разряд инновационных только в том случае, если в результате их применения есть изменения отношений между учеником и учителем на отношения, поддерживающие развитие ученика.

Глава 3

Теоретические аспекты технологии развития критического мышления


Согласно Закону РФ «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования определяет направленность общего образования на личностное развитие детей. Особо подчеркивается, что учащиеся основной школы должны научиться самостоятельно ставить цели, самостоятельно определять пути их достижения, самостоятельно регулировать свою деятельность, а учащиеся средней школы должны самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Как видно, акцент сделан на «самостоятельности». Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности. А это невозможно без изменения главной цели образования. Если раньше целью образования было усвоение как можно большей суммы знаний и учитель был основным источником знаний, то теперь целью современного образования является развитие интеллекта.

В контексте изменившейся ситуации происходят кардинальные изменения в учебном процессе. Перед учащимися встают новые цели. Если раньше цели учащегося были следующие:

Приобретает знания и навык;

Приобретает их в максимальном объеме;

Отсутствие возможности выбора;

Принятие целей образования и жизни в готовом виде;

Стремление избежать контроля,

то теперь они стали иными:

Саморазвитие и самосовершенствование;

Знания приобретаются в деятельностной форме с акцентом на будущую занятость;

Наличие выбора программ и предметов;

Постановка и формулирование собственных целей и способов достижения;

Стремление к своевременному и объективному контролю.

Изменения коснулись и процесса обучения

Раньше:

Передача опыта и знаний;

Обучение на основе устоявшихся знаний;

Использование методов воспроизводства, натаскивания, репетиторства;

Жесткость образовательных программ

Теперь:

Индивидуальное развитие учащихся, становление личности, самосовершенствование;

Обучение на основе критического, аналитического, логического мышления;

Обучение способам продуктивной деятельности, способам добычи знаний;

Гибкость образовательных программ.

Естественно, меняется и результат:

Раньше:

Подготовка обучающихся к будущей спокойной, размеренной, планируемой жизни;

Редкие нововведения сверху

Теперь:

Создание условий для комфортной жизни сейчас в данной школе, в данном коллективе;

Формирование инновационных потребностей самосовершенствования и совершенствования окружающего мира;

Постоянный инновационный процесс в образовательных программах, методах, технологиях, формах образовательного процесса.

Изменение целей, форм, содержания образования, переход от накапливания информации к развитию мышления, к умению самостоятельно выстраивать свое образование требует от учителя серьезного пересмотра своей деятельности.

Давайте вспомним заголовки своих стендов в классе «Учись учиться», «НОТ школьника», многочисленные памятки, которыми мы снабжаем наших учеников («Как написать сочинение», «Как написать реферат»). Вроде бы все предусмотрели, обо всем сказали, но почему-то удовлетворенность от деятельности наступает все реже, все чаще звучат сетования на то, что дети не хотят учиться, ничего не читают и т.д. Еще сложнее говорить об удовлетворенности своей работой учителям, работающим в центре образования, ставшим в последнее время образовательным учреждением для подростков с девиантным поведением. Именно неудовлетворенность результатами своей деятельности и самим процессом заставили нас искать такие формы работы, которые приводили бы к изменению системы обучения.

Отправной точкой в этих поисках стал семинар «Обновленные подходы к получению образования в очно-заочной форме», который проводился в нашей школе в 2013-2014 учебном году. Основной целью его было рассмотрение вопросов практической направленности: «Как сделать образование личностно ориентированным?», «Как сделать самостоятельную работу учащегося неотъемлемой частью образовательного процесса?», «Как сформировать навыки самостоятельной работы у учащихся, которым уже за 18?» В ходе этого семинара рассматривались и теоретические вопросы:

Мышление

Мышление – высшая форма познавательной деятельности, активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, терминах, имеющий обобщенный опосредованный характер.

Типы мышления

Фактологическое мышление – мышление, при котором знание рассматривается как проявление интеллекта. Мышление робота.

Не это ли знание превалирует в нашем образовательном процессе?
Критическое мышление мышление, где существует знание и понимание того, что произошло.

Это такой тип мышления, при котором полученное знание позволяет мне комфортно чувствовать себя в постоянно изменяющемся мире.

Научное мышление не только знание, понимание, объяснение, но и получение новых знаний, прогнозируя их.

В результате овладения теоретическими знаниями возникли сомнения и вопросы: «Актуальны ли знания, которые мы передаем ученикам?», «Как оптимизировать информацию, которую я передаю учащимся? Вот это и привело нас к технологии развития критического мышления, которую мы сначала попытались внедрить в образовательный процесс, а сейчас активно ее используем.

Для многих это технология знакомая, используемая в повседневной практике. Конечно же, каждый из нас учит думать, анализировать, обобщать, делать выводы и без технологии развития критического мышления. Но технология – это совокупность приемов и методов, применяемых в определенной последовательности. И я бы добавила: систематически. Я уверена, что положительные результаты работы при применении технологии развития критического мышления возможны лишь тогда, когда работа организована в системе.

Внедрению ТРКМ в центре образования предшествовала теоретическая работа. Основным «учебником» для нас стала книга И.В.Муштавинской «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя» (С-Пб, Каро, 2009).

Итак, ТРКМ появилась в российском образовании в 1997 году. Авторами ее стали американские ученые. Проект, предложенный российским коллегам, изначально назывался «Чтение и письмо для развития критического мышления». Петербургские ученые адаптировали его для российского образования.

Существует множество определений критического мышления , например:

Критическое мышление - это использование когнитивных (познавательных) техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата.

Критическое мышление – сочетание мыслительных операций, определяющих процесс рассуждения и аргументации:

постановка цели,

выявление проблемы,

выдвижение гипотез,

приведение аргументов, их обоснование,

прогнозирование последствий,

принятие или неприятие альтернативных точек зрения.

В этой связи нужно помнить о том, что не является критическим мышлением:

простое запоминание, несмотря на то, что запоминание - важнейшая мыслительная операция, без которой невозможен учебный процесс;

понимание сложных идей, над которыми мы трудимся, чтобы осознать. О критическом мышлении можно говорить тогда, когда новые, уже понятные идеи проверяются, оцениваются, взвешиваются и применяются.

творческое, или интуитивное, мышление.

(хотя ТРКМ не лишена творческого аспекта).

Признаки критического мышления

Критическое мышление есть мышление самостоятельное;

Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления;

Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить;

Критическое мышление стремится к убедительной аргументации;

Критическое мышление есть мышление социальное.

Итак, ТРКМ направлена на обучение самостоятельной работе с информацией.

Цель технологии развития критического мышления - развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых как в учебе, так и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.)

Таким образом, цель образования – развитие интеллекта и основная цель ТРКМ совпадают.

Структура педагогической технологии РКМ посредством чтения и письма стройна и логична, т.к. ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной (познавательной) деятельности личности. Важным в данной технологии является следование трем фазам (вызов, осмысление, рефлексия): и соблюдение определенных условий (активность участников образовательного процесса и возможность в процессе обучения высказывать самые разнообразные, порой «рискованные» идеи). Урок, серия уроков, тема, курс выстраиваются в соответствии с данным алгоритмом.

Остановимся на фазах (стадиях) ТРКМ:

Стадия вызова

На ней ставится «задача не только активизировать , заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и вызвать уже имеющиеся знания» (II, 6 стр.14) либо создать ассоциативный ряд (если знаний по теме еще нет), что само по себе станет серьезным активизирующим фактором для дальнейшей работы. Именно на этой стадии учащийся ставит перед собой цель, которую будет реализовывать на определенном отрезке процесса обучения. Важно, чтобы учащийся осознавал, что его багаж знаний увеличивается, но цель – не математическое приращение знаний, а изменение качества жизни учащегося в контексте применения этих знаний.

ТРКМ хороша тем, что оставляет широкое поле для творчества учителя. В арсенале ТРКМ большое количество приемов (стратегий), которые используются в работе, причем многие приемы не закреплены строго за определенной стадией, могут использоваться в разных фазах и комбинироваться по желанию учителя и учащихся. Большой плюс этой технологии еще и в том, что учитель (а может, и учащиеся) может попробовать создавать свои приемы.

Стадия осмысления

«На этой стадии идет непосредственная работа с информацией» (II, 6 стр.14). Источники этой информации могут быть разнообразными: художественный, научный, публицистический текст, объяснение учителя, видеоматериал. Приемы ТРКМ позволяют сделать ученика активным, а чтение, слушание, просмотр осмысленными. Организация работы должна быть такой, при которой учение проявляет максимум самостоятельности, работая в соответствии с теми целями, которые он поставил перед собой.

Стадия рефлексии (размышление)

«На этой стадии информация анализируется, интерпретируется» (II, 6 стр.14), перерабатывается, уточняется. Важно, что здесь учащиеся осознают свой мыслительный путь, оценивают свое измененное знание. На начальном этапе самостоятельная работа идет под руководством учителя.

ТРКМ представляет собой целостную систему работы с информацией, где она является не конечной точкой работы, а отправной.

Современная образовательная система должна не только давать учащимся умение адекватно воспринимать информацию, но и научить получать ее. Оперировать ею, применять ее к конкретным жизненным ситуациям, интерпретировать ее. Так рождается новое знание на основе уже имеющегося.

Принципами критического мышления являются:

Активность субъекта в образовательном процессе;

Развитие навыков общения;

Идея ценности личности;

Подход к образовательной технологии как к средству и инструменту самообразования;

Соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми учащиеся сталкиваются в реальной жизни.

Традиционная образовательная система, формирующая репродуктивное знание, имеет свою ценность – без багажа фактуального знания невозможно подвести учащихся в критическому, а тем более к научному мышлению. Но куда более ценным является то знание, которое учащийся добыл самостоятельно, своим трудом, в соответствии с теми целями, которые перед собой поставил.

Итак, образовательные результаты:

Уметь работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком;

Пользоваться различными способами интегрирования информации;

Задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

Решать проблемы;

Вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта;

Выражать свои мысли ясно, уверенно, корректно;

Аргументировать свою точку зрения и уважать точки зрения других;

Заниматься самообразованием;

Брать на себя ответственность;

Участвовать в совместном принятии решений;

Выстраивать конструктивные отношения с другими людьми

Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении учащимися конкретных элементов социального опыта, изучение в рамках конкретного учебного предмета знаний, умений, навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.

Метапредметные результаты выражаются в усвоении учениками на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, к другим участникам образовательного процесса, к самому процессу и его результатам.

Для достижения всех этих результатов технология развития критического мышления является стопроцентным попаданием.

Глава 4

Практическое применение технологии развития критического мышления


Теоретические знания по технологии развития критического мышления воплотились в теоретический семинар для педагогов центра, а затем в работу группы заинтересовавшихся данной технологией учителей, в результате которой были разработаны теоретические материалы для учителей-предметников по использованию в работе ТРКМ, проведены мастер – классы и районный семинар для учителей Колпинского района Санкт-Петербурга. В настоящее время банк учебно-методических материалов с использованием ТРКМ систематически пополняется

Среди уроков, разработанных мною в рамках технологии развития критического мышления, был урок с применением возможностей блога учителя http://gavrik2208.blogspot.ru/p/blog-page_23.html.



Подлинный шедевр может создать каждый  

(По рассказу О.Генри “Последний лист”)

Литература  9 класс (2 часа)


Цели урока:

помочь учащемуся получить удовольствие от процесса чтения;

формировать навык литературоведческого анализа текста,

закрепить навык написания эссе;

формировать коммуникативные умения


Домашнее задание к данному уроку:

прочитать рассказ О.Генри “Последний лист” Технология “Чтение с остановками”. Составить глоссарий к уроку. Найти интересные факты биографии писателя.


1 этап. Стадия вызова

Слово учителя:

    Он мечтал о большой  литературе, а вынужден был пробовать себя в роли ковбоя, заурядного  клерка, топографа... Он верил в счастье, но рано потерял возлюбленную... Его гениальные произведения родились в тюрьме. Рождественский подарок дочери стал началом творческого пути. Часто хотелось Биллу Портеру сдаться на милость судьбы, опустить руки...И тогда он открывал свой рассказ “Последний лист” и начинал жизнь с чистого листа...Но однажды он понял, что в его книге не осталось чистых листов. Никому не известный Билли Портер, известный всему миру О.Генри...


Учащиеся выполняют задание по материалам данного высказывания.

https://docs.google.com/document/d/1vwZsBg0lujuEQOb72TRn1KQ12F80-vqolwmXHWUSYwI/edit

2 этап. Стадия осмысления

Слово учителя:

Сообщение темы урока - “Подлинный шедевр может создать каждый”

Использование материалов презентации

https://docs.google.com/presentation/d/1AZWpJyMSii7c8bCleSzRqYpPRiHQ3gDx-nwjvI6K3Ww/edit#slide=id.p13

- Вы узнали эти произведения? Можно ли их назвать шедеврами? Обратимся к глоссарию.

Какое толкование вы дали слову шедевр?


Ответы учащихся

- Какие произведения О.Генри вы читали? Можно ли их назвать шедеврами? Ответ аргументируйте.

Ответы учащихся

- Что вы смогли узнать о самом писателе?

Ответы учащихся

Слово учителя:

Подведение промежуточного итога “Интересные факты биографии”. Последние слова О.Генри: “Зажгите свет, не хочу умирать в темноте”.


Работа с текстом:

Сообщение темы урока - “Подлинный шедевр может создать каждый”.

- Как вы понимаете эти слова?

Ответы учащихся

- Попробуем доказать или опровергнуть эти слова в течение сегодняшнего урока. Итак,

Где происходит действие рассказа (новеллы - вспомнить определение)?

Чтение фрагмента № 1

На какие детали обращаем внимание?

(Бедный квартал Нью-Йорка, переломанные и перепутанные улицы (толкование авеню из глоссария)...)

Знакомство с героинями.

- Какое событие является завязкой в данном рассказе?

Чтение фрагмента № 2

- Какие средства языковой выразительности использовал О.Генри, рассказывая об эпидемии пневмонии?

- Благодаря этим средствам какой образ удалось создать писателю?

- Почему Джонси не может противостоять болезни? Свои ответы попытайтесь аргументировать при помощи текста.

Ответы учащихся

- Посчитаем вместе с Джонси оставшиеся на плюще листья... “Холодное дыхание осени”, “оголенные скелеты ветвей”, безжалостно срываемые ветром листья с плюща...Какие ассоциации у вас рождаются?

Ответы учащихся

- Какие чувства вызывают у вас строки, связанные с болезнью Джонси?

Ответы учащихся

Чтение фрагмента № 3

Перечитывая диалог Сью и Джонси, смогли вы услышать фальшь в словах Сью? Зачем она это делает? Возможно ли лгать пред лицом смерти?

Ответы учащихся

- Сколько в рассказе сюжетных линий? С кем связана вторая сюжетная линия?

Дайте психологический портрет Бермана, опираясь на текст.

Ответы учащихся

- Каково ваше первоначальное отношение к Берману? Сможет ли он написать свой шедевр, о котором мечтает всю жизнь? Подумайте, почему такой отталкивающей внешностью награждает своего героя писатель?

(Ответы можно не озвучивать во время обсуждения)

- С какого момента начинается выздоровление Джонси?

Где развязка первой сюжетной линии? Каковы же особенности композиции многих рассказов О.Генри?

Ответы учащихся

Чтение фрагмента № 4

- Перечитайте заключительные слова Сью. Удалось Берману создать подлинный шедевр?

Попробуйте ответить на предложенные вопросы, предварительно обсудив их друг с другом.

https://docs.google.com/spreadsheet/gform?key=0Asl7NvFUO8oGdHlSSG1ya0lPdzY1U0p2aF85MEpsSkE&hl=ru#edit


3 этап. Стадия рефлексии.

- Вернемся к вопросу, которым мы завершили предыдущий этап: удалось Берману создать подлинный шедевр?

Как он выглядел? (перечитываем описание последнего листа). Помимо эпитетов, какое средство языковой выразительности использует О.Генри? Что же олицетворяет этот последний лист? В какой символ он вырастает? (жизнь, желание жить, противостоять болезни; великая сила искусства, возвращающая человека к жизни...)

Ответы учащихся

Итак, Берман создал шедевр...Но как не похож он на творения великих мастеров, вряд ли соберет он толпы восхищенных зрителей, да и век этого шедевра короток - снег и дождь вскоре смоют его с кирпичной стены..

Значит, и рукописи все же горят?

Вернемся к тем вопросам, на которые вы отвечали:

- Какова же идея произведения?

- Почему Берман награжден отталкивающей внешностью?

- Каков же подлинный шедевр, созданный Берманом?

Ответы учащихся

(Жизнеутверждающая сила искусства, вложенные  в дело любовь, щедрость души могут сделать его поистине красивым, подлинные шедевры - проявления человеческой натуры: любовь, дружба, чувство ответственности за судьбу другого, самопожертвование...)

Только ли люди искусства способны создавать шедевры?

Способен ли каждый из нас создать шедевр?

https://docs.google.com/document/d/1AKJwYMBdpLcEaHyy7rPW2oPYPmkzc338kg4CJYWlC2A/edit



Заключение


Я не могу сказать, что в результате внедрения технологии развития критического мышления в работы учителя-предметника в центре образования мы получили блестящие предметные результаты. Их пока нет и, возможно, не будет. К нам в центр образования приходят обучающиеся, имеющие опыт второгодничества и третьегодничества, перерывы в учебе, дети социально и педагогически запущенные, приобретшие устойчивый негативный опыт школьной жизни. Но были личностные результаты. Изменились отношения между учеником и учителем. Сначала это были попытки диалога, желание говорить, быть услышанным. В ходе систематического применения технологии при изучении различных предметов учебного плана стали возникать учебные ситуации совместной работы, сотрудничества, изменилось отношение некоторых учащихся к процессу обучения, появилась заинтересованность в результатах своего труда.

Есть еще один результат, для меня тоже чрезвычайно важный: и среди педагогов возросла заинтересованность в результатах своего труда. А фраза «я хотел (а) бы дать открытый урок» весьма показательна – значит есть чем похвастаться, есть что показать, есть чем гордиться.

В заключение своей работы я хочу привести слова, которыми открывается профессиональный стандарт педагога: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.

Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию...

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации» (I, 5).

В этой связи не могу не сказать о том, что колоссальное влияние на меня оказали курсы повышения квалификации «Логико-информационные технологии обучения» (2012 год) кафедры философии образования АППО и лично доктор философских наук, профессор кафедры философии образования СПб АППО Б.И.Федоров. Поэтому без колебаний в этом году мною были выбраны курсы этой же кафедры СПб АППО «Информационно-коммуникативные компетенции в логике развития образования на основе ФГОС». Курсы, которые помогают формировать целостную картину мира …и у учителя,… и у обучающегося. Курсы, которые помогают увериться в том, что образование длится всю жизнь.

Еще К.Д.Ушинский писал: «Следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания, дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души.

Обладая такой умственной силой…человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения».























Глоссарий



Методология (от метод… и логия) – учение о структуре, логической организации и средствах деятельности



Интеллект (от лат. понимание, познание) – способность к познанию, решению проблем, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.



Мышление – высшая форма познавательной деятельности, активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, научных терминах, имеющий обобщенный опосредованный характер.



Фактологическое мышление - мышление, при котором знание рассматривается как проявление интеллекта. Мышление робота.



Критическое мышление - мышление, где существует знание и понимание того, что произошло.



Научное мышление – не только знание, понимание, объяснение, но и получение новых знаний, прогнозируя их, использование имеющегося знания в абсолютно новой обстановке.



Типы мышления



Уровни обучения

Фактологическое

Критическое

Научное

Начальная школа

3

1

1

Основная школа

3

2

2

Средняя школа

3

3






Компоненты современного личностно ориентированнного образования

Ценностный (аксиологический) – введение учащихся в мир ценностей, оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций.

Познавательный (когнитивный) – обеспечение учащихся научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере. Ноосфера (от греч. Разум и шар) – сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

Деятельностно-творческий – формирование и развитие у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в познании, труде, научной, художественной и других видах деятельности.

Личностный – познание себя, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения, формирование личностной позиции.





Метод обучения – способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся при ведущей роли учителя, направленный на решение образовательной задачи



Прием обучения – составляющая метода обучения, не имеющая собственной педагогической задачи.

Средство обучения – в широком смысле все, посредством чего достигаются образовательные результаты (содержание, методы, виды деятельности)

в узком смысле совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (учебники, наглядные пособия, дидактический материал, историческая, художественная, научно-популярная литература, произведения музыкального и изобразительного искусства, СМИ, технические приспособления).



Технология – совокупность приемов и методов, применяемых в процессе обучения; описание и процедура реализации педагогического процесса.


Характерные черты всех педагогических технологий

Последовательная ориентация на четко определенные цели,

Четкая этапность и последовательность педагогических действий,

Воспроизводимость педагогических процедур,

Полная управляемость педагогическим процессом,

Инвариантность основных этапов и процедур образовательного процесса,

Точное описание условий обучения,

Четкие критерии измерения и оценки результатов,

Оперативная обратная связь,

Коррекция педагогического процесса,

Гарантированность результата



Инновация – целенаправленное изменение системы, в основе которого лежит противоречие между старой деятельностью и новыми технологиями, обнаруживает себя только в педагогической практике, направлена в будущее (результат виден не сразу); в результате инновационной деятельности должен появиться абсолютно новый продукт, новый тип, новая форма общественной практики(например, дистанционное обучение)



Новшество – что-либо новое, ранее не использованное. Субъективное понятие (для кого-то семинар – новшество, т.к. ранее эта форма не использовалась).



ТРКМ – технология развития критического мышления.



Критическое мышление - это использование когнитивных (познавательных) техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата.


Критическое мышление – сочетание мыслительных операций, определяющих процесс рассуждения и аргументации:

постановка цели,

выявление проблемы,

выдвижение гипотез,

приведение аргументов, их обоснование,

прогнозирование последствий,

принятие или неприятие альтернативных точек зрения.


Список использованной литературы



I.Нормативные документы


Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ № 1897 от 17.12.2010г.);

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644
"О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (приказ № 413 от 17.05.2012г.);

Приказ Министерства труда России от 18.10.2013 n 544н "Об утверждении профессионального стандарта «педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".


II. Литературные источники


Байбородова Л.В., В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005.


Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. - М.: Мирос, 2002.


Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4.


Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2004.


Логико-информационный подход как методологическая основа процесса обучения//Под общей редакцией К.В.Романова и Н.Н.Тебеньковой. - С-Пб: АППО, 2012.


Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – С-Пб: Каро, 2009


Полат Е.С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М: Академия, 2003.


III. В работе использованы материалы лекций докторов философских наук, профессоров К.В.Романова и Б.И.Федорова (кафедра философии образования С-Пб АППО).






























27


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации