12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Матвеева Лариса Викторовна19
1

Статья «Практическое применение технологии критического мышления на уроках русского и литературы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г. Хилок

Педагогическая находка на тему:

«Практическое применение технологии критического мышления на уроках русского и литературы».

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 10

Матвеева Л.В.

2017 г.

На протяжении нескольких лет наше ШМО работает над темой «Системно – деятельностный подход в условиях реализации ФГОС». Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

В наше время очень сложно мотивировать детей к познавательной деятельности. В век стремительно развивающихся технологий и информационного пространства очень важно уметь реализовать свои познавательные ресурсы.

У современного ученика, по моему мнению, недостаточный уровень развития мышления, поэтому технологию развития критического мышления на уроках русского языка и литературы я считаю доминантной.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо было разработано в конце  века в США. Ее авторы: Стил , Мередит, Темпл, Уолтер – являются членами консорциума «За демократическое образование». В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года.

Знание данной технологии дает большое преимущество учителю и учащимся на уроках. Эта технология успешно совмещается с технологией проектного обучения, технологией проблемного обучения, информационной технологией. Именно ТКМЧИП позволяет обеспечивать ключевую компетенцию образования « научить учиться». В течение урока ученики должны ставить перед собой ряд вопросов, но и решить их должны самостоятельно. У каждого учащегося формируются личные убеждения, идеи, цели урока, оценки.(Перейти по ссылке) https://yadi.sk/d/7SRxQstE3AwS7u Следовательно, в учебный процесс включены все учащиеся и у каждого своя индивидуальная траектория.

На своих уроках я учу детей извлекать информацию из различных источников (словари, интернет, учебник и т. п.), корректировать её, интерпретировать.(Перейти по ссылке) https://yadi.sk/d/DQW3Mhu_3AwRXz

Ребята очень любят работать над различными проектами.3 Например, задание подготовить репортаж вызвало у ребят большой интерес. Учащиеся приготовили презентации, видеорепортажи, письменные работы, темы были абсолютно разные. Это и перенос времени в Забайкальском крае, спортивные достижения школы, пожары и т.д. вот так ненавязчиво ученики познакомились с новым для них жанром – репортаж и правилами его составления. Очень любят дети особенно младшего школьного возраста составлять синквейены. Это еще одно интересное задание из технологии критического мышления. Я думаю, нет смысла рассказывать подробно об этом упражнении, т.к. в современном уроке его используют достаточно часто. Так вот мои ученики пошли еще дальше, они сделали их оригинальными, в стихах. Синквейн уже похож на маленькое законченное произведение, в частности катрены. Катрены – это такие четверостишия, которые передают самую суть явления. Их очень любит наша Забайкальская поэтесса Нина Нагибина. Ее катрены я использую на уроках литературы.

По катрену, записанному на доске, ученик должен угадать ,о каком поэте идет речь. В данной учебной ситуации применяется прием КТ «Корзина идей», подразумевается как индивидуальная, так и групповая работа. Этот прием основан на ассоциативности, то есть связывании образов, названий, предметных деталей, читательских впечатлений в единый текст. Каждый ученик имеет право на собственную интерпретацию.(Перейти по ссылке) https://yadi.sk/d/zNEYds4Q3AwTEs

Критическое мышление стремится к аргументации, потому на основе катренов мы переходим к следующему приему технологии критического мышления «форуму» каждый ученик высказывает свое мнение о писателе, эпохе, смысле его поэтических произведений, мировоззрении. На своих уроках я стараюсь изучение литературного произведения рассмотреть не только в литературном, но и историческом аспекте. Ведь именно этот прием позволяет ученикам выразить свою активную позицию, знать историю своей страны, уважать ее традиции.

На уроках русского языка применяю таблицу как прием ТКМ. Оформляем в течение урока в виде таблицы:

Знаю

Хочу знать

Узнал

     

В конце урока делаем аргументированный вывод.

Следующий прием данной технологии «Кластер» (грозди) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Системы кластеров охватывает большее количество информации, чем вы получаете при обычной письменной работе. Особенно успешным считаю применение кластера при изучении синтаксиса, словообразования и т.д. В 9 классе при написании сочинения очень удобно использовать данный прием. В центре находится понятие, которое ребятам нужно раскрыть при написании сочинения.

На уроках литературы также использую прием «Нарисуйте счастье» (прием психорисунка) данный прием дает возможность выразить понимание абстрактных понятий через зрительные образы. Например, при изучении художественных произведений о ВОв, даю разноцветные листы бумаги и задаю вопрос: « Ребята, какой лист вы выберете, если я скажу вам слово «война». Все без исключения учащиеся выбирают черный цвет, аргументируя свой выбор. Война – это боль, слезы, потери. На цветных листках бумаги ребята работают в течение урока , заполняют сведения о писателе (во время этой работы приветствуются кластеры, т.е. различные схемы, таблицы), анализируют произведения, пишут эссе. В конце урока предлагаю им собрать все сведения воедино. Получились очень разные мини-проекты.

Кто-то полностью закрывает цветными листочками черный лист, кто-то оставляет его открытым, другие ученики закрывают его наполовину. Учащиеся так аргументировали: «Я оставила слово «война», потому что это навсегда вошло в память и историю нашего народа».

«Я оставил наполовину, потому что на войне проявлялось не только негативное, но и прекрасное. Подвиг нашего народа, героизм, вера в Победу, лучшие стихи и произведения».

«Я закрыла слово «война», т.к. считаю это чудовищным временем, такое больше никогда не должно повториться!»

Считаю выводы ребят тем собственным, бесценным опытом, который позволяет выработать личную гражданскую позицию, свое мнение, не зависящее от окружающих, чему и учит и на что направлена технология критического мышления.

Применение технологии критического мышления способствует реализации познавательных ресурсов учеников. Учащиеся проявляют больший интерес к творческим видам познавательной деятельности, участвуют в дискуссиях, занимают активную жизненную позицию.

(Перейти по ссылке) https://yadi.sk/d/OMhDj6YI3AwPk3

Фильм https://yadi.sk/d/QValf6JN3AxSzK

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.