Применение технологии деятельностного метода обучения в образовательном процессе

4
0
Материал опубликован 30 September 2016 в группе

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

Суть деятельности учителя- это творчество. Стаж моей педагогической деятельности в школе составляет уже более 27 лет. Ко мне в класс приходят учиться дети с разным уровнем подготовки. В их глазах горит огонек любопытства и любознательности, они готовы впитывать в себя всё ещё им неизвестное.

Несмотря на то, что за плечами накоплен немалый опыт работы, мне всегда интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Главная моя задача : построить процесс обучения так, чтобы заинтересовать мальчишек и девчонок, привлечь их внимание, чтобы они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами, потому что только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться всё дальнейшее образование школьника.

В течение последних нескольких лет, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.

Современная школа должна не только обеспечить получение определённой суммы знаний учеником начальной школы, её приоритетной задачей становится становление личности младшего школьника; раскрытие его индивидуальных способностей.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных развивающих технологий. Это способствует обогащению содержания обучения, придает ему проблемно-поисковый характер, а также способствует активизации познавательного интереса учащихся, развитию их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

Ориентация на механическое усвоение знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности. Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важнее научить хотеть учиться, уметь самим добывать знания. В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». Это заставляет нас, учителей начальной школы, задуматься о том, как учить и чему учить.

Таким образом, на этом этапе педагогической работы возникли условия становления, изучения и внедрения в мою практическую деятельность технологии деятельностного метода обучения детей. Это позволяет не только обеспечить высокий уровень обученности младших школьников, но и даёт им возможность в будущем найти себя в жизни, быть полезными и востребованными для страны и общества. Самое главное, что новая технология, новый способ организации обучения не разрушают традиционную систему обучения, а преобразовываёт её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения, потому что только творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию.

Эти задачи успешно решаются при широком использовании и внедрении в практику работы учителей начальных классов деятельностного метода обучения, когда учитель предлагает своим ученикам не готовые истины, а их самостоятельный поиск, создание и сотворение.

Сегодня стало уже очевидным, что именно такое обучение не только делает уроки интересными, а усвоение знаний успешным, но и помогает детям приобрести опыт деятельности и общения, благодаря которому им легче своевременно найти своё призвание и успешно реализовать себя в жизни.

Систематическое и методически правильное применение деятельностного метода и приёмов работы по развитию общеучебных умений в начальной школе развивают не только учебную деятельность моих учащихся, но и повышают качество образования, так как характерной чертой технологии деятельностного метода обучения в образовательном процессе является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом. Деятельностные методы в обучении младших школьников – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода методологический базис, на котором строятся различные системы обучения уже со своими конкретными технологиями, приемами и теоретическими особенностями.

Деятельностный метод обучения младших школьников, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.

Таким образом, основным механизмом реализации технологии деятельностного метода обучения является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность.

Обучать деятельности – это, значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Для решения и выполнения этих задач на каждом уроке разрабатываю различные задания проблемного, поискового характера, а также тесты, головоломки, шарады, проводятся опыты, ведутся наблюдения как краткосрочные, так и долговременные.

Еще Л.С. Выготский в книге «Педагогическая психология», говорил о том, что в новой педагогике жизнь «раскрывается как система творчества... Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому». Для этого и сам процесс учения должен быть творческим. Реализация технологии деятельностного метода обучения младших школьников предполагает открытие перед ребенком всего спектра этих возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный и обоснованный выбор той или иной возможности (или же нахождение им новых возможностей, не предусмотренных опытом ребенка и его социальной средой). Иными словами, установки на творчество. В реализации задач такого характера разрабатываю различные задания творческого характера: придумывание загадок, сочинение стихов, разработки сценариев и постановки мезансцен, создании нестандартных проблемных ситуаций и т.д. Особенно в этом помогает процесс работы над проектами, когда каждый ребёнок чувствует себя составной частью огромной большой серьёзной работы.

Реализация технологии деятельностного метода в обучении связана еще с одним важным положением: обучение в парах и группах. Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. Как писал Выготский, «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно... Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».

Знаменитая «зона ближайшего развития» у Выготского - это как раз то, что лежит между материалом, который может быть усвоен ребенком только в процессе совместной деятельности, и тем, что он уже способен усвоить самостоятельно. С самого первого класса стараюсь на каждом уроке планировать работу в парах, благодаря этому дети учатся общаться между собой, отстаивать в споре свою точку зрения, слушать и слышать мнение другого ребёнка, обобщать. анализировать и делать выводы.

Я.А.Коменский выдвигая принцип научности в обучении считал, что любые природные явления необходимо изучать взаимосвязано, а не разрозненно (не как «кучу дров»). При решении задач, стоящих перед современным образованием, этот тезис приобретает огромное значение. Это значит, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук. Принцип единой картины мира в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. Главное, чтобы у ребёнка не просто формировалось представление о научной картине мира, но и о личностном отношении ученика к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности. Например, если речь идет об экологических знаниях, то учащийся должен не просто знать, что нехорошо срывать те или иные цветы, оставлять после себя мусор в лесу и т.д., а принять свое собственное решение так не делать. С этой целью мной проводятся викторины, экологические праздники, туристические походы, экологические проекты.

Чтобы процесс обучения учащихся был успешным, необходима преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

В процессе работы я проводила наблюдения за своими выпускниками начальной школы, вплоть до окончания ими школы, затем проанализировала результаты и пришла к выводу, что если ученик, не овладел приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене он неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Считаю, что реализация деятельностного метода предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. В связи с этим разрабатываю способы и приёмы учебной деятельности, благодаря которым, учащийся на любой ступени обучения будет успешным. Например, работа со справочной литературой, первоисточниками, учебными и деловыми статьями.

Кроме того современная жизнь требует от ученика умения осуществлять выбор - от выбора товаров и услуг до выбора друзей, профессии, жизнен­ного пути. Это предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности рассматривания различных вариантов решения задачи. Умения осуществлять систематический перебор вариантов, вырабатывая у учащихся вариативность мышления использую различные виды тестовых заданий, провожу работу в парах, использую карточки-подсказки, различные приёмы проверки и самопроверки. Считаю, что перечисленные положения необходимы и достаточны для реализации технологии деятельностного метода обучения младших школьников.

Реализация технологии деятельностного метода на уроках различной целевой направленности возможно путём создания проблемных ситуаций, проблемного диалога.

Такой диалог используется в технологии деятельностного метода обучения на уроках различной целевой направленности, но в большей мере на уроках изучения нового материала и позволяет заменить традиционный объяснительно-иллюстративный метод объяснения нового материала на деятельностный с «открытием» знаний. Предлагаю провести небольшое сравнение объяснительно-иллюстративного и деятельностного метода обучения в организации учебного процесса.

Объяснительно-иллюстративный

Деятельностный

Цель урока задаётся педагогом

В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели урока.

Используются внешние мотивы побуждающие к учебной деятельности.

Опора на внутренние мотивы, побуждающие к учебной деятельности.

Выбираются педагогом.

Совместный с учащимися выбор.

Инвариантные действия учебной деятельности, предусмотренные учителем.

Вариативные действия в учебной деятельности, возможность индивидуального выбора.

Уровень усвоения знаний, конечный результат предполагаемый учителем.

Уровень усвоения знаний предполагает позитивные внутренние личностные изменения.

Сравнение результативности с эталонами, предложенными учителем: выставление оценки учителем.

Самооценка и самоанализ учебной деятельности на основе применения индивидуальных эталонов достижения.

. Метод проблемно – диалогического обучения, даёт учителю возможность:

- сохранить преемственность между различными ступенями образования, так как технология метода проблемного диалога универсальна, она применима в любом предмете на любой ступени обучения.

- сделать учебный процесс единым и непрерывным; в котором, обучение проходит по принципу: «Хороша та школа, в которой хорошо каждому ребёнку и взрослому».

На уроках организовываю побуждающий к проблемной ситуации диалог.

Побуждение к созданию противоречия.

Побуждение к формулированию учебной проблемы.

Приём 1.

О фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?

О теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?

Приём 2. Сколько же в нашем классе мнений?

Приём 3. Вы сначала как думали?

Приём 4. Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?

Приём 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Приём 6. Что вы хотели сказать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Выбрать подходящее:

- Какой возникает вопрос?

- Какова будет тема урока?

Урок, на котором учитель создаёт проблемную ситуацию, обеспечивает решение трёх задач: более качественное усвоение знаний; мощное развитие интеллекта, творческих способностей, воспитание активной личности.

Обеспечивая творческое усвоение знаний на уроке, ученик проходит четыре этапа научного творчества: постановку проблемы и поиск её решения – на этапе сообщения новых знаний; обоснование решения – на этапе воспроизведения, то есть проговаривания полученных знаний в результате решения проблемы.

При этом, ученик формулирует учебную проблему и открывает новое знание, лишь для него самого, а не для всего человечества, выражая его в простых формах. « Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете», – писал И.Гёте.

Таким образом, главное в реализации технологии деятельностного метода обучения состоит не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их в жизни, в работе, в любых ситуациях.

Нельзя не согласиться со словами В.А.Сухомлинского: «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. И тогда ваши ученики будут успешны!» поэтому перед учителями встала проблема: как построить работу на уроке так, чтобы дети не получали готовых знаний, а сами «открывали» их?

Технология проблемно-диалогического обучения является составной частью деятельностного метода обучения младших школьников. Она включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности.

Организации учебного процесса проходит по формуле: «Обучаем через открытие». Организация учебного процесса строится на реализации метода проблемности в обучении, который реализуется как в содержании учебного предмета, так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе.

Подводящий к теме проблемно-диалогический диалог – это система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока, которые не требуют создания проблемной ситуации, хорошо выстраиваются «от повторения».

Мною выделены некоторые технологические приемы организации учебного процесса с использованием технологии проблемно-диалогического обучения:

1) создать для ученика значимую для него проблемную ситуацию,

2) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы;

3) сформулировать задания продуктивного или творческого типа, вытекающие из осознанной учеником проблемы.

.Можно выделить несколько видов продуктивных заданий.

Виды продуктивных заданий

Особенности применения

На формулирование вопросов темы урока.

Сразу после введения знаний:

- если учебная проблема появилась как вопрос;

- если новое знание открыто с помощью подводящего без проблемы диалога.

В конце этого или начале следующего урока. («Задайте друг другу вопросы по новому материалу».)

На создание опорного сигнала: символ, схема, таблица, опорные слова.

В классе или дома, если опорный сигнал не составляется учителем при введении знания.

На создание художественного образа: метафора, загадка, стихотворение.

Дома по желанию.

 

Результативность и обоснованность выбора проблемно-диалогической технологии можно оценить с помощью критериев:

1)наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации: («Хочу разобраться…, хочу попробовать свои силы…, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...)

2) Наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере: («Испытываю радость, удовольствие от деятельности…, мне это интересно…, могу усилием воли концентрировать свое внимание...»).

3) Переживание учащимися радости открытия: («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я вывел закон...»).

4) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности: («Лично мне это нужно…, мне важно научиться решать эти ситуации… , мне будут эти знания нужны...»).

5) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.

Для успешной реализации технологии деятельностного метода обучения, произвела оптимальный выбор методов обучения: проблемное изложение нового материала; частично-поисковый; исследовательский.

Коллективные формы организации учебного процесса: работа в парах; работа в группах; создание проектов с участием в работе нескольких групп.

Сущность технологии деятельностного проблемно – диалогического обучения состоит в потребности учащегося в новых знаниях или способах действий: («хочу узнать..., научиться ..., могу сам, без педагога…»)

Создание проблемной ситуации создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера, соответственно у учащихся возникают интеллектуальные затруднения, когда они не знают, как объяснить какое - либо явление, факт, процесс действительности и как действовать при этом, поэтому не могут достичь целей с помощью известных им (из ранее изученных ими) способов действия.

Проблемная ситуация побуждает учащихся искать новый способ объяснения или действия. Она включает в себя положение, содержащее противоречие, которое не имеет однозначного решения; и формирует у учащихся особое психологическое состояние познающей личности, характеризующейся появлением познавательной потребности у детей. Я выделяю несколько признаков учебной проблемы:

1) отсутствие у учащихся знаний, необходимых для решения проблемной ситуации,

2) отсутствие достаточного опыта у детей;

3) осознание учениками противоречивости ситуации, в которой имеют место противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений, процессов или отношений между ними.

Используя различные типы проблемных ситуаций и противоречий можно выделить следующие приёмы создания проблемных ситуаций.

Тип проблемной ситуации.

Тип противоречия.

Приёмы создания проблемной ситуации.

С удивлением.

Между двумя (или более)

положениями

- Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

- Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Между житейским представлением учащихся и научным фактом.

_ Сначала обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Потом предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

С затруднением.

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

- Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

- Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

- Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими

- Доказать, что задание учениками не выполнено.

Проблема в образовательном процессе - это осознание учащимися невозможности разрешить в данной ситуации противоречие или затруднение средствами имеющегося опыта и знаний. Чаще всего учебная проблема имеет форму познавательной задачи либо заданий продуктивного типа, содержащих некоторые противоречия в своих условиях: избыточные данные, недостающие данные, неверные данные, альтернативные данные.

Обнаружение учащимися противоречивости в проблемном задании, продуктивной задаче приводит к переживанию детьми состояния интеллектуального затруднения и осознанию недостаточности ранее усвоенных знаний.

В связи с этим у учащихся возникает субъективная потребность в новых знаниях, так как, осознав недостаточность ранее усвоенных знаний, и пережив состояние интеллектуального затруднения, ученики строят предварительные предположения относительно способа разрешения проблемной ситуации.

Проверка выдвинутых предположений приводит учащихся к тому, что проблемная ситуация для учеников становится проблемой, то есть задачей продуктивного типа, либо превращается в репродуктивную задачу, которую можно решить путем преобразования определенных условий. Можно обозначить несколько приёмов постановки учебной проблемы.

Побуждение к созданию противоречия.

Побуждение к формулированию учебной проблемы.

Приём 1.О фактах, теориях: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы наблюдали факты? Что вас удивило? Сколько существует теорий, точек зрения?

Приём 2. Сколько же в нашем классе мнений?

Приём 3. Вы сначала как думали?

Приём 4. Вы смогли выполнить задание? Что вызвало затруднения?

Приём 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Приём 6. Что вы хотели сказать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Выбрать подходящее

- Какой возникает вопрос?

- Какова будет тема урока?

Можно выделить 2 метода решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знаний диалог.

Структура

Побуждение к выдвижению гипотез

Побуждение к проверке гипотез

Общее побуждение

- Какие есть гипотезы? Догадки? Предположения?

- Согласны с этой гипотезой? Почему? Как можно её проверить?

Подсказка

Учителем приводится довод за или против гипотезы.

Учитель сам сообщает аргумент или контраргумент.

Сообщение

Решающая гипотеза.

Учитель сам сообщает аргумент или контраргумент.

Реализуя технологию деятельностного метода обучения в образовательном процессе, моделирую формы уроков, учебных занятий различной целевой направленности.

Научить детей развиваться можно только при постоянном включении их

в деятельность по преодолению затруднений с последующим осознанием последовательных этапов деятельности, позволивших выйти им из затруднения. В этом помогают так называемые развивающие уроки. В соответствии с целями, которые ставятся на уроках их можно распределить на 4 группы : уроки открытия новых знаний, уроки рефлексии, уроки-тренинги, уроки контроля. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют мне развивать интерес к изучаемым в начальной школе предметам и достичь хороших результатов в обучении , а также создать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания и на уроке. Использование современных образовательных технологий дает возможность формировать у учащихся ключевые компетенции, такие как познавательная, коммуникативная, информационная компетенция и другие.

Итак, в результате обобщения опыта своей работы, получила следующие результаты: использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволяет оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделать учёбу в школе единым образовательным процессом, через использование деятельностного подхода и проблемно – диалогического метода обучения создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.

Использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволяет учителю оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделать учёбу в школе единым образовательным процессом.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации