Ученическое самоуправление, профилактические недели, профориентационная работа

1
1
Материал опубликован 13 June

Ученическое самоуправление, профилактические недели, профориентационная работа


Вопросы для обсуждения:
1. Основные характеристики ученического самоуправления и условия его реального эффективного функционирования. 
2. Роль классного руководителя как организатора детской жизни в рамках реализации модуля «Профилактика и безопасность» федеральной рабочей программы воспитания. 
3. Условия успешной профориентационной работы в школе. Формирование у школьника позитивного взгляда на труд, на свою будущую карьеру.
1. Рассмотрим эти важные направления работы сконцентрировавшись на той роли, которую играет классный руководитель в этих процессах. И в первую очередь сделаем это через призму рабочей программы воспитания. 


Модуль «Самоуправление» федеральной рабочей программы воспитания задаёт нам внешние рамки функционирования школьного самоуправления с точки зрения реализации его (самоуправления) воспитательного потенциала:
- организация и деятельность органов ученического самоуправления (совет обучающихся или других), избранных обучающимися; 
- представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в процессе управления образовательной организацией;
- защита органами ученического самоуправления законных интересов и прав обучающихся;
- участие представителей органов ученического самоуправления в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в образовательной организации.


Каждая образовательная организация в своей программе воспитания указывает конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или запланированные к реализации.
Детское самоуправление – это такой принцип организации совместной деятельности педагога и детей, когда педагог осознанно передает детям ответственность за планирование, содержание и результаты какой-то части работы в рамках их совместной деятельности. 
Самоуправление невозможно без общей деятельности педагога и детей. 
Органы ученического самоуправления — это форма детского объединения в школе, создаваемая там, где взрослые готовы передать ребятам часть полномочий по управлению общешкольной жизнью. Это, например, организация спортивных соревнований (тогда может быть создан «Штаб спортивных организаторов»), подготовка и проведение творческих мероприятий в школе (тогда это может быть, например, «Сектор творчества»). 
Ключевое понятие в области детского самоуправления – ответственность. Это может быть ответственность за собственные действия и выполняемые ребенком поручения. Ответственность за вверенное имущество. Ответственность за действия других людей. Ответственность автоматически подразумевает абсолютное право принятия решений в зоне своей ответственности. Взрослый может участвовать в принятии решений лишь с правом совещательного голоса. Как только взрослый использует авторитарные инструменты или единолично принимает решение – детское самоуправление заканчивается.


У органов самоуправления должны быть настоящие полномочия, а ребята, которые в них состоят, должны иметь возможность по-настоящему и по своему усмотрению организовывать вверенные им дела. Только тогда они будут способствовать созданию благоприятного школьного климата. 
Детское самоуправление в школе не создается одномоментно, по приказу. Оно развивается – иногда неспешно и всегда не директивно. В ситуации, когда времени на такое естественное развитие школьного самоуправления не остается (от нас требуют, чтобы оно было создано сразу), вместо реального детского самоуправления, в котором дети действительно являются субъектами и организаторами деятельности, может появиться мнимое, в котором такая деятельность имитируется. Такое самоуправление не будет работать на достижение целей воспитания.
Детское самоуправление начинает реально функционировать только тогда, когда значимая часть дел коллектива (класса, параллели, школы) организуется детьми, а не взрослыми (взрослые могут помогать детям-организаторам, но не делать все за них); когда дети сами или вместе со взрослыми определяют, что сейчас нужно коллективу (например, докупить необходимое оборудование, реализовать социальный проект в детском доме, устроить вечер авторской песни), когда они сами решают эти вопросы и раздают друг другу необходимые поручения; когда у детей есть возможность повлиять на дальнейший путь развития коллектива. 


Самоуправление учит детей проявлять активную жизненную позицию. Здесь любой ребенок может предложить коллективу свою идею и реализовать ее, если она будет принята большинством.
Но самое главное здесь, пожалуй, то, что самоуправление позволяет ребенку попробовать себя в новой, поначалу непривычной для него роли организатора. Оно развивает его организаторские навыки. И речь здесь идет не столько об организации других людей, сколько об организации своей собственной жизни, планировании своего времени, расстановке приоритетов, выборе целей, задач и инструментов их достижения. Это навыки, которые очень важны для каждого человека. 
Самоуправление начинается не с выборов и формирования органов самоуправления, как это иногда бывает в школах. Оно начинается с выбора дел, организация которых будет делегирована детям. Решите для себя, что именно вы готовы передать ребятам. 


Примерами серьезных организаторских задач на уровне класса могут являться: 
- выпуск классной газеты; 
- постановка полноценного спектакля с товарищами или более младшими ребятами; 
- подготовка творческого дела для класса, параллели, младших ребят из начальной школы; 
- организация спортивных соревнований в классе или школе
- организация крупного общешкольного мероприятия (новогодний бал, день учителя, праздник 8 марта, организация школьного КВН); 
- организация поездки класса в другой город на школьные каникулы и т.п.
Роль взрослого в этом процессе – это роль советчика, наставника, куратора. Важно, чтобы ребенок доверял взрослому, а взрослый был авторитетом для ребенка. 


Таким, образом, если мы хотим начать работу в своем классе с детским самоуправлением, нам нужно:
1. Определить зоны совместной деятельности педагога и детей, которые будут постепенно делегироваться детям. 
2. Выбрав один вид совместной деятельности, собрать небольшую группу ребят. Определить, что хотелось бы получить в конце, что нужно для этого сделать, распределить силы, раздать поручения (что-то взрослый может и должен взять на себя). Очень важно, чтобы к следующей встрече задачи, которые ставились на эту неделю, были выполнены. 
3. Обеспечить регулярные групповые обсуждения, с сопровождением диалогов в мессенджерах или в социальной сети. Взрослый должен оперативно отвечать на возникающие вопросы, тем самым показывая, что за помощью обратиться не страшно и ответ всегда будет получен. 
4. Постепенно отдавать какие-то зоны ответственности детям полностью, когда мы видим, что они готовы их брать на себя. Цель, к которой следует стремиться – чтобы дело полностью могло быть сделано только ребятами, без участия взрослого. Участие взрослого допустимо лишь в тех вопросах, где требуются полномочия взрослого (общение с директором, со сторонними организациями, вопросы финансового обеспечения).
5. Не допускать авторитаризма со стороны взрослого. 
6. Освоив одно направление совместной деятельности – осваивать следующее.
Ученическое самоуправление на уровне класса формирует и сплачивает коллектив, помогает раскрыть личностный потенциал обучающихся, реализовать лидерские функции и создает условия, при которых каждый обучающийся ощущает свою сопричастность к решению задач, поставленных перед классом.
Принципы работы органов ученического самоуправления, способствующие сплочению общешкольного коллектива и созданию благоприятного школьного климата 
Выборность. 
Равноправие. 
Коллегиальность. 
Критика и самокритика. 
Свобода слова. 
Отчётность. 
Сочетание коллективных и личных интересов детей. 
«Сплочение коллектива — это как восхождение к вершине. Одному туда никак не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, именуемый «коллектив». Это написал А. Н. Лутошкин, советский психолог, специалист в области социальной и педагогической психологии.


2. Специалисты говорят о высоких статистических показателях числа дорожно-транспортных происшествий в нашей стране, в которых гибнут и получают серьёзные ранения дети и подростки.
Но профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и обучение детей и подростков безопасному поведению на дороге далеко не единственное направление профилактической работы в школе.
Чтобы увидеть весь масштаб этой работы, все ее смысловые линии обратимся к модулю «Профилактика и безопасность» федеральной рабочей программы воспитания. В модуле закрепляются цели профилактической деятельности и ее основные направления, которые могут быть реализованы в школе.


Цель - формирование и поддержка безопасной и комфортной среды в образовательной организации.
Направления:
- организация деятельности педагогического коллектива по созданию в общеобразовательной организации эффективной профилактической среды с целью обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
- проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и другое);
- проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и других);
- разработка и реализация профилактических программ, направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного взаимодействия;
- вовлечение обучающихся в проекты, программы профилактической направленности (антинаркотические, антиалкогольные, против курения; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности);
- профилактика правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению, – познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, благотворительной, художественной и другой).
Нормативной основой деятельности по обеспечению безопасности детей является в числе прочего Стратегия комплексной безопасности детей в российской Федерации на период до 2030 года.


В Стратегии отмечается, что в современных условиях к основным угрозам безопасности детей относятся: высокий уровень травматизма среди детей, распространение информации, представляющей опасность для детей. Одним из важных направлений реализации государственной политики в сфере обеспечения безопасности детей является формирование и поддержка навыков здорового образа жизни у детей и семей, имеющих детей, популяризация культуры здоровья семьи как базовой ценности. 
Все педагогические и административные работники школы участвуют в создании эффективной профилактической среды с целью обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся. Важную роль здесь играет и классный руководитель.
Классный руководитель призван быть организатором детской жизни. Он регулирует межличностные отношения и защищает обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проводит работу по предупреждению несчастных случаев и травмирования среди обучающихся.
Работа по защите здоровья и сохранению жизни учащихся является одной из приоритетных задач деятельности классного руководителя и строится по направлениям: 
- изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся; 
-  разъяснительная работа в области безопасности; 
-  пропаганда здорового образа жизни.
В 2022 году коллектив экспертов ФГБОУ ВО МГППУ и ФГБУ НМИЦ психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского разработал обновленную усовершенствованную версию методического инструмента «Навигатор профилактики» и памятки по признакам различных видов девиантного поведения. 
Пакет разработок включает в себя навигатор, памятки по различным видам девиантного поведения и инструкцию к ним.


3. При реализации модуля рабочей программы воспитания «Профориентация» классный руководитель выполняет функцию навигатора в выборе профессии: помогает обучающимся построить профориентационный путь, координирует их движение и поддерживает в процессе осуществления выбора будущей профессии.
Чтобы профориентационные мероприятия в школе стали средой самоопределения и социального становления учащегося, обеспечивали формирование его готовности к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии необходимо, чтобы профориентационной работой занималась команда школьных педагогов, привлекающих к этой работе различных социальных партнеров; профориентационные занятия побуждали обучающихся задуматься о своем будущем, о своих жизненных ценностях, о волнующих их нравственных вопросах и жизненных проблемах, о профессиональной успешности и самореализации; школьники были заинтересованы в том, что происходит на тех или иных профориентационных занятиях, увлечены организуемой педагогами деятельностью.
Профориентационная работа, по сути, это педагогическое сопровождение непрерывного процесса определения школьником своей позиции по отношению к труду и профессиям, то есть сопровождение его профессионального самоопределения. 
А профессиональное самоопределение школьника – это всегда сознательный акт выявления, утверждения и реализации такой позиции. 
Приступая к профориентационной работе педагогу важно обладать основами знаний: 
- о самоопределении как ключевом механизме становления личности человека; 
- о внутренних и внешних условиях такого самоопределения (осознание ребенком своих потребностей, мотивов, индивидуально-психологических 51особенностей, умений, навыков, специфики той или иной профессиональной деятельности, а также о влиянии на ребенка его семьи и окружающего социума); 
- о современных моделях организации профессиональной ориентации обучающихся, алгоритмах создания образовательно-профессиональных маршрутов, активизирующих методах, используемых в профессиональной ориентации, о критериях оценки готовности обучающихся к выбору профессии.


В своей работе по профессиональной ориентации школьников педагогу важно стремиться к тому, чтобы уметь: 
- оказывать обучающемуся помощь в приобретении и осмыслении профориентационно значимого опыта; 
- оказывать обучающемуся помощь в принятии решений относительно своего будущего и в проектировании своего профессионально-образовательного маршрута; 
- планировать профориентационные мероприятия, организовывать профессиональные пробы школьников, вести переговоры об организации профессиональных стажировок, проводить консультативную работу с родителями по вопросам профориентации детей; 
- выстраивать взаимодействие с социальными партнерами; 
- оценивать уровень сформированности профессионального самоопределения школьников и их готовность к выбору профессии.
Работу по профессиональной ориентации школьников можно разделить на три бока со своими формами работы. Рассмотрим их по отдельности.


Знакомство ребенка с профессиональной деятельностью. Эта задача может решаться педагогами в рамках таких форм работы как: 
- экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; 
- посещение выставок тематики «Образование и карьера» и ярмарок профессий, дающее школьнику возможность узнать о перспективных и востребованных профессиях, помогающее школьникам в получении сведений об учебных заведениях, в ознакомлении с условиями поступления и обучения, в записи на стажировку, в поиске работы или подработки; 
- посещение тематических профориентационных парков; 
- профориентационные тренинги, развивающие навыки планирования, целеполагания, самопрезентации, помогающие соотнести свои возможности с требованиями, предъявляемыми к той или иной профессии;53
- программы профориентационного менторства, дающие ребенку возможность общения с успешными людьми, которые готовы поделиться своим опытом построения карьеры; 
- организация на базе школьного детского лагеря профориентационных смен, в работе которых принимают участие эксперты в области профориентации и где школьники могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки; 
- проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- профориентационные игры, расширяющие знания о профессиях;
- прохождение профориентационного онлайн-тестирования, дающего школьнику возможность получить информацию о своих возможностях и предпочтениях в мире профессий;   
- профессиональные пробы: в их основе лежит идея моделирования профессиональной деятельности, в рамках которой выполняются задания различного уровня сложности, имитирующие типичные для специалиста ситуации. 


Прохождение школьником серии профессиональных проб по наиболее востребованным, высокотехнологичным, массовым, новым профессиям создает условия для самостоятельного и осознанного профессионального выбора.
Информационная поддержка может осуществляться педагогами в рамках следующих форм работы. Циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего. Совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий. Индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии.
Реализация активизирующих способов помощи ребенку в профессиональном выборе представлена такими формами работы как: 
- профориентационные симуляции (виртуальные среды, позволяющие воспроизвести и погрузить школьника в процессы, происходящие в современной экономике, с возможностью разыгрывания различных стратегий в управлении и развитии бизнеса); 
- профориентационные деловые игры; 
- профориентационные квесты (решение в игровой форме ситуаций профориентационной направленности в офлайн и онлайн форматах);55
- решение кейсов; 
- виртуальные кабинеты профориентации (специализированные сайты или чаще разделы на сайтах школ, где агрегирована и структурирована информация по профессиональной ориентации). 


С 1 сентября 2023 г. Минпросвещения России внедрило в общеобразовательных организациях Единую модель профессиональной ориентации – профориентационный минимум (профминимум).
Были разработаны и направлены в школы методические рекомендации по реализации профориентационного минимума.
Методическими рекомендациями предусмотрено три уровня реализации профминимума: базовый, основной и продвинутый - в зависимости от ресурсов образовательной организации.
В 2023/24 учебном году профминимум реализуется на базе проекта «Билет в будущее». Если школа не является участником проекта «Билет в будущее», она может использовать общедоступный сегмент платформы проекта, а также иные электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию (в том числе региональные модели профориентации обучающихся).


Профминимум рассчитан на обучающихся 6-11 классов, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. 


В рамках профминимума предлагается семь форматов профориентационной работы:
1. Урочная деятельность. 
2. Внеурочная деятельность. 
3. Воспитательная работа. 
4. Дополнительное образование. 
5. Профессиональное обучение
6. Взаимодействие с родителями/законными представителями. 
7. Профильные предпрофессиональные классы.


Подведем итоги:
1. Ученическое самоуправление помогает ребенку приобрести важный социальный опыт: организовывать свою и чужую деятельность, распределять силы и ресурсы, нести ответственность за выполнение поручений, достигать намеченных целей, планировать работу, анализировать ее, работать в команде.
2. Классный руководитель является организатором детской жизни, участвует в создании эффективной профилактической среды с целью обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся, проводит работу по предупреждению несчастных случаев и травмирования обучающихся.
3. Реалии рынка труда требуют от системы образования вести опережающую подготовку квалифицированных специалистов, при этом включать в программы профориентации углубленное знакомство с профессиями будущего целесообразно уже в начальной школе 
4. Повысить эффективность профессионального самоопределения и выбора последующий ступени образования призван модуль «Профориентация» — один из основных модулей рабочей программы воспитания. 
5. Профориентационный минимум это единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Список литературы я не увидела. А заимствования присутствуют

13 June