Учим правила русского языка с помощью алгоритмов
Учим правила
русского языка с помощью алгоритмов
Целью учителя является совершенствование планирования процесса обучения в целом и повышение эффективности управления познавательной деятельностью учащихся.
Алгоритмический метод обучения – это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил организации учителем процесса усвоения новых знаний и способов действий путем предписаний и показа алгоритмов выполнения заданий. В основе алгоритмического метода лежит передача алгоритма действия в форме инструктажа о целях, задачах, способах выполнения предстоящего задания.
Для учителя алгоритм – это средство активизации познавательной деятельности учащегося. Использование алгоритмов направлено на то, чтобы ученик мог разобраться в изучаемом материале, осознать связь явлений, их закономерностей.
Систематическое использование на уроках русского языка наглядных методов обучения в виде схем, таблиц, алгоритмов способствует развитию словесно-логического мышления учащихся, содействует глубокому и последовательному усвоению учебного материала и повышению уровня результатов учебной деятельности по русскому языку.
Алгоритмы для учащихся являются элементами игры, которая выступает ведущим видом деятельности младших школьников. Игра учит и развивает, помогает вовлечь в работу детей с разным уровнем подготовки и создать для каждого ситуацию успеха.
Грамотность учащихся приходит через умение ставить перед собой орфографические задачи и безошибочно их решать, то есть решать орфографическую задачу с помощью алгоритма.
На уроках важно не предлагать учащимся алгоритмы в готовом виде, а организовать учебный процесс так, чтобы алгоритмы составлялись самими учащимися. При этом организовывать групповую или парную работу, чтобы дети запомнили построенную модель применения правила.
Примеры алгоритмов.
Примеры разборов при помощи алгоритмов
Как узнавать буквы в безударных личных окончаниях глаголов?I спр. | II спр. | |||
Ед. ч. | Мн. ч. | Ед. ч. | Мн. ч. | |
1-е лицо | у ю | ем | у ю | им |
2-е лицо | ешь | ете | ишь | ите |
3-е лицо | ет | ут ют | ит | ат ят |
Неопр. ф. | ать, оть, уть, еть, ыть ти, чь | ить | ||
Исключ. | Брить, стелить | Гнать, дышать, держать, зависеть, Слышать, видеть и обидеть, А ещё терпеть, вертеть, Ненавидеть и смотреть. |
Применение на уроках русского языка в начальных классах схем и таблиц, в которых отражена заданная последовательность действий, способствует формированию прочных грамматических навыков и ведёт к повышению орфографической грамотности учащихся.
Список спользуемой литературы:
1. Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Сост. Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 144 с.
2. Виноградов В.В. Вопросы русской орфографии / В.В.Виноградов – М.: Просвещение.