12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Комарова Екатерина Витальевна383
Россия, Саратовская обл., посёлок Красный Текстильщик

Дата урока:___________Предмет: обучение письму Класс: 1 класс

Автор учебника: Бетенькова Н.М.

Тема урока: Письмо букв р Р. Знакомство с алгоритмом списывания.

 

Цель: путём наблюдения, сравнения, анализа познакомить детей с буквами Р, р и научить писать эти буквы.

Задачи:

1) знакомство с буквами Р, р, формирование умения писать буквы Р, р;

2) развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, фантазию; совершенствовать уровень развития речи, навыков общения со сверстниками;

3) воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке.

 

УУД:

  • Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
  • Самостоятельное формулирование познавательной цели.
  • Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.
  • Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, пропись, букварь, карандаши, образец написания букв, предметные картинки по теме, карточки-схемы для записи предложения, полоски бумаги для закрывания предложения (на каждого ученика)

Тип урока: урок открытие новых знаний

Средства обучения: пропись № 2, презентация с материалами для урока.

 

ХОД УРОКА

1. Этап мотивации.

– Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

Мы – школьники прилежные,
Послушны и дружны.
Мы знаем: нашей школе лентяи не нужны!
Прочь с дороги, наша лень,
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!

– Вы любите путешествовать? А для чего люди отправляются в путешествие? (Узнать новое, неизведанное)

Сегодня на уроке мы узнаем много нового. 

 

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

– Мы отправляемся с вами в космос. А на чём отправимся, вы скажете, ответив на загадку.

Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост-
Понесётся до звёзд? (Ракета)

–  А через сколько секунд полетим, скажете, назвав количество слогов в слове ракета.

 Итак, обратный отсчёт времени: три, два, один, “Пуск”.

Планета букв и звуков приветствует вас. Но, государь планеты почему-то грусный.

У Жителей этой планеты случилась беда. Они заблудились в лесу. И не могут найти дорогу домой. Поможем им?

– Да.

Мы видим 2 домика. Каким цветом?

– Синий и красный.

А как нам узнать кто в каком домике живет?

– Гласные в красном, согласные в синем.

“Гласные и согласные”. (Гласные тянутся песенкой звонкой, могут заплакать иль закричать, в тёмном лесу звать и аукать, но не желают шипеть иль ворчать, свистеть иль шуршать)

Какие буквы будут жить в красном домике?

– А, у, о, ы.

А в синем?

– Ш, х, л, м, н, р.

– На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные).

– Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? (Ударные и безударные).

– Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие).

– Назовите известные вам буквы.

– На какие группы можно разделить? (На буквы согласных звуков и буквы гласных.)

– Какая буква лишняя? (Буквы Р р.)

– Почему?

– Какую цель мы поставим себе на уроке? (Познакомиться с буквой Р, научиться писать буквы Р, р)

– Кто выйдет и покажет на плакате букву Р? 

 

3. Этап выявления места и причины затруднения

Работа по с. _20_

Звуковой анализ слов

Выделение необходимого звука из слов рак, река .

Анализ образца буквы в правом углу на чётной странице прописи, вычленение элементов, из которых состоит буква, сравнение выделенных элементов с указанными рядом на верхней строке и обведение элементов по серому цвету.

 

4. Этап построения проекта.

Выявление начала письма буквы с помощью голубой стрелки на строках под картинкой.

Показ образца учителем на доске.

- Букву р начинаем писать от верхней линии, пишем длинную прямую черту вниз, доводим её чуть ниже половины широкой строки. Далее возвращаемся по написанному до середины рабочей строки. Затем слегка закругляем и ведём до верхней линии, закругляем и ведём вниз наклонную черту с закруглением внизу.

- Первый элемент буквы Р заглавной пишется сверху вниз так же, как первый элемент буквы Т заглавной. Верхний элемент пишем отдельно. Эта буква пишется с отрывом.

 

5. Этап реализацит проекта.

Гимнастика для рук.

Мы капусту рубим,
Мы морковку трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.

Показ буквы.

 

Упражнение-игра «Кружева».

(В «воздухе» прописать букву р. Потом поставить пальчик на ладошку и тоже прописать.)

Тренировка в написании изученной буквы (обведение по серому шрифту, по штрихам, самостоятельное письмо буквы) и обозначение выделенного звука под звуковой схемой в начале страницы; запись буквы сопровождается подробным комментированием, ведётся под счёт.

Рассматривание соединений новой буквы с последующими элементами (буквами), выбор того или иного элемента (буквы) в зависимости от вида соединения, вписывание нужного элемента (буквы) после изученной и обведение по серому цвету соединений новой буквы с элементами (буквами).

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо (руками машем себе в лицо),
Закачалось деревцо (руки вверх и качаемся).
Ветерок все тише, тише (медленно приседаем),
Деревцо все выше, выше (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх).

 

Знакомство с технологией списывания предложения.

– Чтобы научиться писать, нужно научиться списывать. Как надо действовать при списывании? Вы уже списывали на предыдущих уроках слова. Сейчас мы уточним, как это делать.

– Что нужно сделать в первую очередь, чтобы списать слово или предложение? (Прочитать, понять его и повторить, чтобы запомнить.)

– Повторите это предложение, чтобы запомнить.(Предложение хором повторяется, а на доску рядом с цифрой 1 вывешивается карточка, обозначающая данное действие.)

– Какие «опасные места» есть в предложении? (Большая буква в начале предложения и в имени мальчика, пробелы между словами.)

Подчеркните их в прописи, а я на доске. (Предложение из прописи вынесено и на доску.)

– Найдите ударный слог в каждом слове, укажите ударение и поставьте точки под буквами безударных гласных звуков.(На доске около цифры 2 вывешивается вторая карточка.)

– Прочитайте слова предложения так, как они написаны.(Слова читаются хором орфографически, а рядом с цифрой 3 появляется третья карточка, уточняется, какое действие выполнили.)

– Закройте глаза и, не глядя на запись, повторите так, как только что говорили. (На доске появляется четвёртая карточка у цифры 4.)

– А теперь я каждому из вас дам полоску бумаги, вы закроете напечатанное в прописи предложение, положив на него эту полоску.

– Запишите предложение по памяти, диктуя себе так, как оно было написано. Отмечайте «опасные места». (На доске у цифры 5 вывешивается пятая карточка.)

– Кто записал предложение, скажите, что нужно сделать после того, как работа выполнена? (Проверить.)

– Верно. (На доске появляется цифра 6 и карточка, в которой видны дуги, обозначающие слоги.)

– Кто догадается, что нужно сделать, проверяя, правильно ли записано предложение? (Выслушиваются мнения ребят.)

– Чтобы проверить, все ли звуки верно обозначены буквами, сначала нужно прочитать каждое слово по слогам, в помощь себе дугами показывая слоги. Выполним это действие, не открывая предложения.

– На что ещё нужно посмотреть? (На «опасные места».) (На доске у цифры 6 появляется новая карточка, на которой дети видят «опасные места», отмеченные чёрточками, а также точки, которые пока используются лишь для указания на буквы безударных гласных звуков. Скоро тот же знак станет обозначением «опасностей» письма.)

– Снимите полоску бумаги с предложения и сверьте: отмечены ли «опасные при письме места» в вашей записи. Если нет, то отметьте.

– А ещё посмотрите на буквы безударных гласных: поставлены ли под ними точки и те ли буквы написаны? (Обратите внимание на безударный гласный звук [а] в имени У Романа, который обозначен в первом слоге буквой о, а в последнем – а.)

– Посмотрите на доску и скажите, сколько действий мы выполнили, списывая предложение?

– А какие? (По картинкам воспроизводятся действия.)

 

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

а) –Кто догадался, какое слово записано схемой в прописи?

Схемой в прописи записано слово рыбы, а для письма под диктовку предложите слова рак, пруд (с. 20).

б) Мотивация изучения прописной буквы, работая с предложением, составленным по картинке в прописи: Рак в реке! Для записи первого слова в нём нужно уметь писать прописную букву «эр».

в). Соотнесение схемы (с. 21) и двух предложений

(Роза увидела рака. Рита увидела рака.)

– Какое предложение подходит? (подходят оба)

– Я уточню: ударный гласный звук в первом слове – ро.

(записано первое предложение).

Письмо под диктовку нужного предложения.

г) Выполнение тренировочного упражнения по следам

частичного звукового анализа слов Рита и Роман.

– Впишите в слова ударные слоги и прописную букву «эр», а также обведите по серому цвету букву, а в слове Рита (буква т написана чёрным цветом , т. к. пока не изучена).

 

1. Работа с чистоговорками.

Ра-ра-ра - начинается… (игра).

Ры-ры-ры- на ветках… (снегири).

Ар-ар-ар - на носу сидит… (комар).

Ор-ор-ор - на перекрёстке… (светофор).

 

2. Работа в тетради.

Письмо слогов.

Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Спинку ровненько держи,

 

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Списывание предложения: У Романа роман.

– Прочитайте, что написано в прописи. (Предложение.)

– Понятно ли оно вам? (Обсуждаются значения слов: Роман –это имя мальчика, а роман – это художественное произведение, книга.)

А давайте познакомимся с правителем планеты на которую мы прилетели.

– Назовите его имя, убрав лишнюю букву. (А, у, р, о, ы)

– Почему эта буква лишняя? (Все остальные гласные)

– Как отличить гласные от согласных?

– Гласную можно петь.

Возвращение на Землю.

 

8. Этап рефлексии

– Что нового и интересного узнали на уроке?

– Что можете сказать про букву «эр» и звуки [р], [р’]?

Буква «эр» обозначает два согласных звука [р], [р’].

– Давайте впишем буквы Р, р для обозначения согласных звуков [р], [р’].

На столах у детей ракеты.

– Оцените свою работу на уроке.

– Кому было интересно, понятно на уроке, раскрасьте ракеты жёлтым цветом. А если возникали трудности, то – красным. На доске звёздное небо. Ученики крепят свои ракеты.

– Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели? За то, что мы помогли жителям планеты букв, вернуться домой из леса они приготовили небольшие сладкие подарки (раздаю конфеты).

– Спасибо за урок.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.