Лэпбук для дошкольников «Учимся рычать»
Введение
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования современные педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. Одним из средств развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста является лэпбук – интерактивная папка с множеством кармашков с разными «сюрпризами».
Преимущества его применения очевидны:
- активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;
- вносит разнообразие в занятия
- незаметно для ребёнка помогает лучше понять и запомнить информацию;
- позволяет участникам работы быть в постоянном поиске и обогащать лэпбук новым интересным материалом.
В заключение можно сказать, что лэпбук своего рода творческая лаборатория, меняющая своё содержание в зависимости от целей и задач, присущих данному этапу обучения. Взяв в руки папку, ребёнок учится находить интересующую его тему, работать самостоятельно, проявлять инициативность, творческие способности. Наша задача поддерживать этот интерес, направлять его в нужное русло.
Цель: ознакомление дошкольников с новой формой работы по автоматизации звука (р) и введению звука в речь, развитию речи. Воспитание интереса к учению.
Цель данного пособия: ознакомление педагогов ДОУ с новой формой
работы по развитию речи дошкольников, возможностью его использования для закрепления произношения звука (р).
Задачи, реализуемые в процессе использования учебно – дидактического пособия «Лэпбук «Тигренок РРР»
- Развивать сотрудничество между детьми, родителями, учителем -логопедом и педагогами детского сада.
- Способствовать речевому развитию детей:
закрепить правильное произношение звука (р) в слогах, словах, фразах;
расширить, обогатить и активизировать словарь детей;
развивать навыки грамматически правильной речи;
развивать фонематический слух, навыки звукового анализа;
развивать творческие способности дошкольников.
Ожидаемый результат:
- организация индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;
- обеспечение и реализация партнёрских взаимоотношений между взрослыми
и детьми;
- творческая самореализация педагога.
- творческий подход к автоматизации поставленных звуков с детьми Конечный продукт проекта:
Данное пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет и может быть
использовано:
- как наглядный материал для коррекционной работы учителя – логопеда в процессе индивидуальной коррекционной НОД;
Использование лэпбука в работе логопеда для ребёнка
- поможет ребёнку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
- даст возможность возвращаться к тематической папке, чтобы полистать
её, поиграть в игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторить пройденный материал.
- будет способствовать развитию творческого мышления, развитию
познавательного интереса.
- научит самостоятельно использовать информацию.
Актуальность
Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребёнка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей жизни. Логопедическая коррекционная работа в детском саду направлена на исправление речевых недостатков, которые препятствуют успешному освоению программного материала. Трудно только в условиях дошкольного логопункта закрепить поставленные звуки. Необходимо взаимодействие логопеда, ребёнка и родителей.
Одним из средств обучения сегодняшних дошкольников, соответствующих современным требованиям является лэпбук. Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это книжка - раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками всевозможных форм, мини-книжками, книжками гармошками, конвертами разных форм, которые ребёнок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию и за один приём просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
- информативен (в одной папке можно разместить достаточно много
информации по определённой теме, а не подбирать различный
дидактический материал),
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально;
- вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступны пониманию детей дошкольного возраста,
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнёрской
деятельности взрослого с детьми:
- включённость логопеда наравне с детьми,
- добровольное присоединение детей к деятельности,
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности,
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своём темпе).
Тематический план реализации проекта
Содержание пособия включает задания на автоматизацию звука (р).
Обеспечивается постепенное усложнение материала от простого к сложному:
переход от произнесения звука в слогах, словах, к произнесению
словосочетаний и предложений, произнесения в собственной речи. Одновременно происходит развитие мелкой моторики рук и фонематического слуха. Каждое задание включает в себя яркий наглядный материал, что способствует активизации внимания ребёнка.
При этом педагогам и родителям важно контролировать правильность
произнесения ребенком звука (р).
Описание заданий Лэпбука на тему «Тигренок РРР»
Тема |
Артикуляционная гимнастика с картинками. Цель: подготовить органы артикуляции к произнесению звука. Упражнения: «Лошадка», «Комарик», «Индюк», «Почистим зубки», «Качели», «Маляр», «Барабанщик» (картинки). Автоматизация звука в слогах: Цель: закрепить правильное произношение звука Р в слогах РА-РО-РУ-РЫ, АР-ОР-УР-ЫР. 3. Автоматизация звука (р) в словах: Цель: закрепить правильное произношение звука Р в разных позициях. Рак, рыба, ромашка, ракушка Горох, носорог, корона, пират, ворона, барабан Самовар, мухомор, веер, топор, трактор. Задание: определи место звука в слове. Поставь синий кружок в нужное окно. Рак, рыба, ромашка, ракушка Горох, носорог, корона, пират, ворона, барабан Самовар, мухомор, веер, топор, трактор. Автоматизация звука (р) в слове и словосочетании Цель: закрепить правильное произношение звука Р в словах и словосочетаниях. Начало слова: рана – рана на руке. Ракушки – морские ракушки. Ранец – школьный ранец. Рог – бараний рог. Рокот – рокот мотора. Ручка – дверная ручка. Рыбка – золотая рыбка. Середина слова: строить – строить крыльцо. Грызть – грызть щетку. Грозить – грозить пальцем. Наберу – наберу номер. Грустить – грустить у окна. Дружить – давай дружить. Собирать – собирать чернику. Конец слова: катер – игрушечный катер. Ветер – сильный ветер. Комар – зудит комар. Бор – сосновый бор. Помидор – желтый помидор. Командир – командир корабля. Шар – воздушный шар. Автоматизация звука (р) в предложении Цель: закрепить правильное произношение звука Р в предложениях. Над ручьем раскинула ветви ракита. По равнине тек ручей. У рубахи длинные рукава. Мы идем на рыбный рынок. В роще расцвели незабудки. Ракушки рассыпались по песку. В оконной раме разбили стекло. Рома поехал к родным в Ростов. Из ракетницы выпускают ракеты. Автоматизация звука (р) в чистоговорках Цель: закрепить правильное произношение звука Р в чистоговорках Ра-ра-ра- теплая нора ро-ро-ро – позвонили мы в бюро Ра-ра-ра – тонкая кора рок-рок-рок – покупаю я сырок Ра-ра-ра – весенняя пора рок-рок-рок – потяните за шнурок Ра-ра-ра – вот высокая гора рок-рок-рок – осторожно: бугорок Ра-ра-ра – мы ловим комара ром-ром-ром – по реке плывет паром Ра-ра-ра – стоит летняя жара ру-ру-ру – котлета на пару Ра-ра-ра – это наша детвора ру-ру-ру – погуляем мы в бору Ра-ра-ра – убежали со двора ру-ру-ру – много ягод наберу Ра-ра-ра – мне домой идти пора ру-ру-ру – ежик забежал в нору Ры-ры-ры – летят комары ру-ру-ру – у забора кенгуру Ры-ры-ры – наточили топоры ру-ру-ру – закатился мяч в дыру. Ры-ры-ры – сидит ежик у норы Ры-ры-ры – добежали до горы Ры-ры-ры – у нас синие шары Ры-ры-ры – не люблю жары Ры-ры-ры – лось поел коры 7. Автоматизация звука (р) в стихах Цель: закрепить правильное произношение звука Р в стихах, способствовать увеличению объёма памяти. У Варвары в сарафане Жует поросенок Карандаш простой в кармане. Морковку с спросонок. Нарисуй, Варвара, речку Барашек баранку И кудрявую овечку. Грызет с спозаранку. Под речной корягой рак Вера в сквер вчера ходила, Не устроится никак. Вера веер уронила. Рак рассержен, рак расстроен Разыщите веер в сквере Дом у рака не устроен. И верните веер Вере. Игры со звуком (р) Цель: закрепить правильное произношение звука в повседневной речи; развитие мелкой моторики; развитие внимания, памяти, воображения • «Улитка» • «Ходилка» • «Составь рассказ» • «Четвертый лишний» и т.д. |
Вывод
Результатом использования данного пособия является осмысление ребёнком - логопатом необходимости правильного произношения звука (р) в речи. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы поиграть в неё, незаметно для себя повторить пройденный материал.
Риски:
- нерегулярная посещаемость детей детского сада по причине заболеваемости, соответственно пропуски логопедических занятий.
Предупреждение рисков:
- профилактика заболеваний в режимных моментах;
- использование здоровьесберегающих технологий.