Эссе «Учитель 21-го века»

0
0
Материал опубликован 7 February 2023

Человечество, как и время, не стоит на месте, но в отличие от времени люди способны двигаться как вперед, так и назад. Чтобы определить ориентир движения и предотвратить регресс, человеку необходимо переосмысливать собственную культуру в широком смысле этого слова.

Педагогика как наука и искусство сегодня подвергается переоценке на соответствие требованиям нынешней эпохи. Кто он — учитель 21 века? Каким он должен быть, что он должен нести и куда стремиться? Особенности современности ставят подобные вопросы и перед начинающим педагогом, и перед опытным мастером.

Говоря о характеристике учителя нашего времени, следует сперва заглянуть в прошлое. В любом веке, а в нынешнем особенно, учитель, как бы ни парадоксально прозвучал тезис, должен быть вне времени, т.е. быть приобщенным к вечным ценностям, к неизменным ориентирам человечества: ценность жизни каждого существа, ответственность за воспитание детей, уважение к обществу и природе, духовное развитие в преобладании над материальным, альтруизм и пацифизм, гармония внутреннего мира. Такому приобщению способствует изучение этики, философии, истории педагогики и педагогической культуры — обоснованно обязательных дисциплин педагогических специальностей, призванных заложить в будущем педагоге основы личности учителя. Отдельно стоит выделить важность истории педагогики — помимо воспитания личностных основ, опыт прошлого содержит огромную методологическую базу, освоение которой формирует необходимые профессиональные компетенции и помогает учителю быть современным, а точнее, находить наиболее эффективные апробированные решения возникающих в образовании проблем.

Как было подмечено ранее, образ учителя 21 века диалектичен и соединяет в себе противоположности, поэтому в рассуждении о вышесказанном нужно отметить, что невозможно стать современным учителем вне сообразности тенденциям постиндустриального развития общества: глобализации, социализации, индивидуализации, публичности, прогресса, карьеризма.

Глобализация расширила возможности профессиональной реализации учителя — педагогические навыки теперь востребованы не только в рамках государственного общего образования, но и в коммерческих организациях. Средний и крупный бизнес открывает вакансии коучеров, способных заниматься непрерывным обучением сотрудников, рынок труда предлагает устроиться в негосударственные школы и академии, а ввод категории самозанятых позволяет учителю организовать собственное дело. Вдобавок развитие экономики подтолкнуло к созданию нового направления в образовании — андрогогики. Поэтому характеристика личности современного учителя предполагает обладание навыками самореализации, самоорганизации и мобильности. Сюда же можно отнести и влияние тенденции карьеризма в его положительном значении; учитель в большей степени становится ответственным за развитие своей карьеры и востребованности в сфере образовательных услуг.

Под веянием тенденции формирования глобального общества и всемирной культуры расширилось международное взаимодействие специалистов образовательной сферы. Это породило возможность обмена знаниями и опытом в настоящем моменте, а также соответствующие платформы для подобного общения: TED, MMC, UNIWEB, Лекториум и др. Такая образовательная среда требует от учителя 21 века как от специалиста умения выводить свой профессионализм на международный уровень.

Умение преподнести всему миру новое знание и заявить о себе — следствие действия и таких тенденций, как прогресс и публичность. Внедрение достижений научно-технического прогресса, с одной стороны, упрощает педагогический процесс (как это видно на примере методики перевернутого класса М. Курвитс), с другой — требует от учителя непрерывного образования. Проникновение социальных сетей не только в повседневную личную жизнь, но также и в педагогический процесс ставит перед учителем условие непрерывного совершенствования и гармоничного развития личности. Конструктивно общаться, выглядеть прилично и сохранять самоуважение — необходимые навыки для учителя, достойного одержать победу в распространенном явлении кибербуллинга.

О кибербуллинге нельзя однозначно сказать, хорошо это или плохо, это лишь одна из крайних форм социализации; таковая тенденция вкупе со всеми оказывает влияние на качественное преобразование позиции учителя в обществе. Если в советское время благодаря культурной политике партии учитель априори, на основании занимаемой им должности относился к классу интеллигенции, пользовался непререкаемым авторитетом и всеобщим уважением, то сейчас статус такого уровня нужно заслужить. Несмотря на наличие государственного заказа в области образовании (что демонстрируется через принятие ФГОС) и стремление правительства сохранить педагогический престиж, социальная среда играет ведущую роль в определении достоинства того или иного учителя; признание и одобрение со стороны общества нужно заслужить. И это нормально — общество учится на своих ошибках (достаточно вспомнить судьбу А.Р. Чикатило) и устанавливает критерии отбора в отношении тех, кому доверяет беззащитных детей. Современный учитель не должен бояться социального отбора, но со всей ответственностью должен подойти к специфике своей профессии и ее социальному статусу.

Принять на себя ответственность за воспитание молодого поколения, за будущее эпохи и гордость современников способна зрелая, духовно богатая и полноценно развитая личность. Тенденция к индивидуализации и персональной ответственности помогает выбрать правильное направление движения в судьбе педагога — учитель настоящего должен не только формировать знания, умения и навыки, но уметь раскрывать в каждом ребенке его неповторимую индивидуальность, воспитывать гармоничную личность. Этому созвучны популярные педагогические принципы — индивидуального подхода, интегрированного образования и инклюзивного обучения — и соответствующие методики их реализации.

Профессиональный путь современного учителя — сложная каждодневная работа, в первую очередь, над собой: педагог постоянно сталкивается с противоречивыми ситуациями и зачастую именно он несет ответственность за их благополучное разрешение, что ставит в обязанность быть не только достойной личностью, но и творчески одаренной душой. Как соединить в себе все качества, требуемые нынешним временем? Еще в прошлом столетии поэт Николай Заболоцкий открыл «формулу успеха» педагогической личности:

Не позволяй душе лениться,

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день, и ночь.


Комментарии
Комментариев пока нет.