Эссе «Педагог 21 века»
Очень часто задаюсь вопросом - каким должен быть педагог сегодня в 21 веке? Неважно, педагог общего ли образования, дополнительного образования, воспитатель в детском саду или педагог в университете. Я думаю, что современный педагог должен быть максимально актуальным.
Жизнь за последние десятилетия сильно изменилась, все системы, которые до сегодняшнего момента существовали, сегодня так или иначе не совсем актуальны и не совсем эффективны. Касаемо актуальности современного педагога нельзя обойти такие вещи, как сленг, современные выражения, которые в ходу у обучающихся. Да, соглашусь с тем, что педагог должен максимально сохранить чистоту русского языка, потому что он транслирует в общество информацию. Но социум меняется, меняются интересы, меняются взгляды и меняется сам язык. Почему мы не можем пользоваться какими-то словами, которыми пользуется современная молодежь? Почему я не могу сказать слово «круто», «классно», «клёво», «чётко»? Я хочу говорить с детьми на одном языке. Это важно. Опять-таки, на мой субъективный взгляд, очень важно говорить со своими учениками на их языке. Моя задача, как учителя, — донести комфортную информацию, чтобы она дошла до детского мозга. Тем более сейчас так много заимствованных английских слов и выражений, значения которых ученикам не всегда ясны. Разобрав на уроке эти фразы, можно стать детям ближе и понятнее, негласно им сообщая: «я понимаю вас».
Современный педагог, помимо того, что он должен быть актуальным, он должен «держать нос по ветру», он должен обладать в идеале вообще всей актуальной информацией, что существует в мире на сегодняшний день, потому что в нашу сторону звучит огромное количество детских вопросов, на которые так или иначе нам придётся отвечать.
Но помимо всего прочего хочется ещё сказать о такой вещи, о которой часто говорят в сторону педагогов. Очень часто. Это энергия. На мой взгляд, педагог должен быть максимально энергичным, должен достать все свои ресурсы, направить их в дело. Такой педагог будет самым крутым «преподом» в мире! Сейчас очень быстрое время, нельзя оставаться на месте. Мы и учим своих детей этому. Время бежит, время стремится, в каждую секунду, в каждую минуту вашей жизни вы можете чему-то научиться. Так почему мы пытаемся донести этот смысл до ребенка, но при этом сами так не живём? Это очень большой вопрос. Попробуйте задать себе этот вопрос и сами же на него ответить. Вы активны, вы актуальны, вы интересны детям?
Хочется привести в пример эффект доктора Фокса. Это очень старый эксперимент, который проходил в Америке в 1970 году в медицинском вузе. Суть его заключалась в том, что студентов поделили на две аудитории, две группы одного возраста, им поставили двух лекторов, которые должны были провести две одинаковых лекции. Так вот, в одном случае, эту лекцию вёл действительно профессионал, профессор, с очень большим опытом, а в другом случае это был артист, который просто подготовился, он играл роль профессора математики. Так вот, судя по отзывам, во втором случае, на лекции, где работал артист, положительных отзывов было больше, и желание прийти повторно на лекцию было выше. Почему же так произошло? Сейчас время диктует нам немного другие ориентиры. Сейчас не столько важно, сколько ты знаешь, важно, как ты можешь быстро найти информацию и правильно, чётко её применить. Вот это сейчас цениться больше, и это опять не отменяет того, что мы действительно должны быть эрудированы и образованы, и иметь большой словарный запас, большой эмоциональный багаж, мы обязаны следить за временем. Время бежит очень быстро, и в наших силах, я думаю, сделать так, чтобы мы были интересны каждый день. Каждое занятие проводить так, чтобы дети смотрели на нас, и мы были для них примером, но может быть не жизненным ориентиром, но так или иначе, что-то мы должны им дать и что-то они должны от нас взять, не только информацию, не только знания, а ещё наш жизненный опыт и как мы строим свою жизнь с точки зрения энергии. Педагог должен быть активным и деятельным!
И чтобы принести пользу обществу, важно, чтобы каждый педагог не дал современному миру, современному темпу жизни погасить внутри каждого из нас тот огонь, которым наделил Бог, потому что так или иначе профессия педагога дарована свыше, это звучит очень высоко, это как смысл жизни человека. Мы можем научиться сами и научить своих детей относиться к жизни проще, веселее, интереснее, привить желание изучать окружающий мир.
И не важно, какой предмет вы преподаете, помимо профессиональных навыков помните о том, что нашим ученикам выходить в жизнь. Мы не будем их опекать вечно, но мы можем сделать так, чтобы дальше во взрослой жизни им было чуть-чуть попроще.