Статья «Учительская зарплата в зеркале мировой статистики»

1
1
Материал опубликован 21 August 2019

Учительская зарплата в зеркале мировой статистики

В.Н. Шкунов, доктор педагогических наук, доктор исторических наук, профессор


 

В последние годы учительское сообщество мира все чаще высказывает тревогу по поводу своего имущественного статуса, уровня зарплаты, неадекватной нагрузке и ответственности перед обществом. Не случайно в целом ряде государств отмечены отрицательные явления: «исход» из профессии, старение педагогических кадров, различные формы протеста. Правительства большинства стран ищут способы решения проблем. В одних странах такие решения приняты с учетом мнения педагогического сообщества, а в других – внесены изменения в действующее законодательство без должной экспертизы, поспешно, без учета мнения учителей, что приводит к росту социальной напряженности, сохранению, а в некоторых случаях и росту недовольства педагогов.

Несмотря на декларативные заявления многих правительств о приоритетном развитии сферы образования, реальные достижения остаются очень скромными. Отмечается снижение качества знаний учеников, потеря интереса обучающихся к школе и учебному процессу. В некоторых случаях это приводит к фатальным последствиям. К примеру, в достаточно развитых странах учащиеся и выпускники школ демонстрируют либо примитивные, либо искаженные знания по географии, истории. Многие не могут показать на карте страны, которые, казалось бы, должны знать все люди (Китай, Индия, Египет, Греция, Италия, Аргентина и т.д.). Большую путаницу вызывают сведения о важнейших исторических событиях как отечественной, так и мировой истории. Снижение качества знаний, на наш взгляд, во многом связано с отношением государства к учительскому труду, его оценке, формированию системы преференций, наград, поощрений, популяризации профессии. Эксперты, ученые, практики высказывают тревогу по поводу этой ситуации, предсказывают негативные последствия для будущего развития государства.

В современном мире существует колоссальный разрыв в уровнях зарплаты педагогов не только по странам, но и даже на региональном уровне внутри одной страны (это не относится к небольшим государствам с компактной территорией). Кроме этого сохраняется большая разница в уровне зарплат учителей, работающих в школах с разным статусом (частные, негосударственные, и рядовые, финансируемые из бюджета).

В настоящее время, пожалуй, нет ни одной страны, правительство которой не провозглашало бы приоритетное развитие школьного образования. Однако здесь есть две доминирующие тенденции: в одних странах мира присутствует лишь декларация приоритетов, а в других государствах есть реальные достижения. Приведем несколько примеров. В Латинской Америке наблюдается колоссальная пропасть между зарплатами учителей. В одних странах макрорегиона этот показатель находится на уровне европейских стран, в других в силу масштабных экономических проблем – на мизерном уровне. Так, в Эквадоре в 2019 г. зарплата учителей с дипломом бакалавра выросла с 430 до 675 долларов США, а с дипломом магистра – с 530 до 817 долларов [3].

Приведем данные по некоторым странам, высоко оценивающим труд школьного учителя. К ним относятся США, Объединенные Арабские Эмираты (3500 – 5500 $), Япония (2200 – 5000 $), Саудовская Аравия (3000 – 4000 $), Кувейт (2600 – 4000 $), Оман (2000 – 3500 $), Тайвань (2000 – 2400 $), Южная Корея (1600 – 2000$), Китайская Народная Республика (1500 – 2000 $), Вьетнам (1000 – 2000 $) и т.д. [5]. Это зарплата в месяц. На протяжении последних лет одним из мировых лидеров по зарплате учителей остаются небольшое европейское государство – Люксембург. Здесь зарплата школьных учителей приблизилась к 100 000 долларов в год. [4].

В ряде стран мира зарплата учителей привязана к минимальному размеру оплаты труда, в других она законодательно закреплена на уровне выше средней по стране. К примеру, в Швейцарии годовая (средняя) зарплата школьных педагогов составляет 68 000 долларов США при средней зарплате в 50 000 долларов. Напротив, в Великобритании зарплата ниже средней по стране. Эти показатели соответственно: 40 000 долларов и 44 000 долларов [2].

Условия труда педагогических работников существенно различаются по странам. Одни учителя работают в суперсовременных учебных заведениях (как, например, в Сингапуре), другие - в школах, где отсутствуют инженерные коммуникации (многие сельские школы в Южной Азии). Большие различия до сих пор существуют и в наполняемости классов. Если в Бразилии на каждого учителя в среднем приходится по 32 ученика, то в Португалии – всего 7 [Там же]. Нет единого подхода в мире и по количеству рабочего времени педагога в школе. Если в Великобритании учителя работают по 46 часов в неделю, то в Финляндии – 32 часа, в Италии – 29 часов. Рекордсменом в мире является Япония, где учителя трудятся по 54 часа в неделю. Отметим, что в данном случае речь идет не только об уроках, но и о других видах деятельности (внеаудиторной). Международным стандартом считается 38 часов (предусматриваются все виды деятельности).

О несправедливом подходе к оценке труда учителя говорят педагоги во многих странах мира, в том числе внешне вполне благополучных. В качестве примера приведем данные по США. В этой стране сохраняются существенные различия в уровне зарплаты учителей по штатам. Так, в Нью-Йорке средняя годовая зарплата учителей начальных классов составляет 80 540 $, а учителей, работающих в старших классах – 83 360 $ [1]. В это же время в штате Оклахома эти показатели составляют соответственно 40 530 $ и 41 880 $. При этом должностные обязанности учителей, работающих в разных штатах, практически ничем не отличаются: в США для учителя 7-часовой рабочий день при 5-дневной рабочей неделе, 8 недель летнего отпуска и 2 недели нерабочего времени в период зимних и весенних каникул.

Итак, как уже было сказано выше, уровень зарплаты существенно влияет на профессиональную деятельность учителей. Во многом этот фактор ложится в основу выбора будущей профессии выпускников школ: насколько престижна, высокооплачиваема и перспективна учительская работа в стране. В заключение приведем некоторые факты, свидетельствующие о том, что нерешенных проблем в сфере оплаты труда учительского сообщества в мире еще очень много. Средний возраст учителя в мире – 48 лет, 68 % всех педагогов – женщины. Уже сейчас в мире не хватает около 8 млн. учителей [2].

Мы сознательно не приводим сведения по России, поскольку официальные данные и реальное положение дел с зарплатой российских педагогов существенно отличаются. Одно дело статистика, где часто желаемое выдается за действительность, другое дело – из чего складывается зарплата конкретного педагога, вынужденного работать не на ставку, а значительно больше. Бесспорно одно, что в уровне зарплаты мы серьезно отстаем от многих стран мира, даже наших ближайших соседей (тех же Прибалтийских республик). Каждый российский учитель знает свою зарплату, свою нагрузку, квалификационную категорию, стаж и т.д. Приведенные в статье данные дают возможность сравнивать.

 

 

Список источников и литературы:

 

Average teacher salary by state // https://www.thebalancecareers.com/average-teacher-salary-by-state-how-much-educators-earn-in-the-us-4175464.

How the job of a teacher compares around the world // https://www.theguardian.com/teacher-network/teacher-blog/2014/sep/05/how-the-job-of-a-teacher-compares-around-the-world.

Sueldo de los Maestros (Docentos) en Ecuador – Remuneracion 2019 // https://ecuadorec.com/sueldo-de-los-maestros-docentes-en-ecuador-remuneracion/.

Where do teachers earn the most? // https://www.weforum.org/agenda/2015/11/where-do-teachers-earn-the-most/.

Which countries pay the highest salaries for teaching abroad? // https://www.gooverseas.com/blog/esl-teacher-salaries-9-countries-where-youll-make-bank#paragraph-item-27652.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересная статистика. Хотя более правильно было бы сравнивать з\п учителя с общей шкалой з\п, в каждой конкретной стране. Что то мне подсказывает, что во Вьетнаме, учитель действительно "уважаемый человек". А в СА и Кувейте - не очень. При куда более высоких абсолютных показателях. ...А в целом, Вы подняли просто ключевой вопрос образования. Чем выше оплата труда - тем престижнее профессия. Чем престижнее профессия - тем больше в нее "отфильтровывается" умных и талантливых людей. Тем выше профессиональная конкуренция. Тем лучше и качественней результаты деятельности. Учитывая, что результат нашей деятельности - образование и воспитание Человека, это ключевая по важности профессия. От нее напрямую зависит будет ли развиваться страна. ...А касаемо деклараций нашего правительства, почему то вспоминается, что благими намерениями выстлана дорога в ад....

23 July 2020