Статья «Учительская история» или «Весёлый огород»
УЧИТЕЛЬСКАЯ ИСТОРИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
или «ВЕСЕЛЫЙ ОГОРОД»
Здравствуйте, я Куликова Елена Робертовна, учитель-дефектолог в Муниципальном дошкольном образовательном автономном учреждении «Детский сад №121 «Золотой колосок» комбинированного вида» г.Орска. Стаж педагогической деятельности у меня 7,5 лет. Из них я 6,5 лет проработала в УПК. Учебно- производственном комбинате. Сейчас таких комбинатов нет. По крайне мере у нас в городе.
В УПК происходила профессиональная ориентация старшеклассников. А так же пробы в той сфере, в той профессии, которую школьники себе наметили в качестве «дела своей жизни». Мой рассказ тоже связан с профессиональной ориентацией, но только профориентацией дошкольников.
Работа в УПК была интересная. Преподавала я деревообработку у мальчиков. Но так сложилась жизнь, что пришлось уйти из сферы образования. И окунулась я в пучину финансов. Стала работать в банке. Проработав два года, поняла, что тянет меня преподавание. Не хватает мне занятий. ребят. Хочу я учить.
Находясь в декрете, я освоила новое направление в педагогике. Логопедию и дефектологию. И вот я тружусь в детском саду. И хоть стаж в этом направлении у меня небольшой, всего год, я тоже хотела бы рассказать свою историю. Моя история самая обычная- будни детского сада.
Участвовал наш детский сад в конкурсе. Конкурс программ по образовательной области «профессиональная ориентация дошкольников». Конечно мы рассказываем о профессиях ребятам, но здесь дело серьезное. Программа! В подготовке материалов для данного конкурса участвовали все: воспитатели, дефектологи, логопеды, старший воспитатель Даже младшие воспитатели внесли свою лепту. Да что там воспитатели, наши семьи помогали идеями, советами и даже делами. К конкурсу разрабатывались занятия, таблицы. Но особенно запомнился момент фотоотчета.
Для него наша команда (а команд было несколько) выбрала профессию агронома. Агроном-профессия «не на слуху» у дошколят. Но нам достался старший возраст. Почему бы и не попробовать? Ведь врачей, продавцов и учителей они уже знают. Надо что-то новое ребятам рассказать, показать.
Огород на участке у нас был. Ещё весной были посажены баклажаны, помидоры, кабачки, морковь, лук. Воспитатели разработали график дежурства на огороде. Поливали, окучивали, пололи. К августу так наполивали, что «залили» помидоры. Но урожай был! И даже мне достался кабачок и 3 помидора с нашей «плантации»
Но к концу августа -начало сентября интерес к огороду стал спадать. Дежурства стали пропускаться. Что естественно сказалось на его внешнем виде. А тут конкурс! В срочном порядке стали придавать мы ему эстетический вид. Из подвала снова достали таблицы с указанием огородной культуры. Нашли заборчики для обозначения границ грядок. Поставили таблицу на входе «Веселый огород».
Расставляя заборчик, столкнулись с тем, что забора мало, огород не получается весь оградить. Но нашли выход. Даже сломанный забор пошел в дело. Оградили помидоры. За ее большой ботвой было не сильно заметно отсутствие элементов декорации- цветов.
Накануне фотосессии обобрали сухую листву, полили грядки. Глядя на помидоры, хотели и их полить, но нас вовремя предупредили, что помидоры такие вялые не из-за отсутствия полива, а, наоборот, от чрезмерного. Окучили грядки.
Огород готов! Позвали наших «маленьких огородников».Ох сколько радости было у ребят! Возможно, из-за того, что сейчас мало семей имеют садовые участки. И ребятам данный вид деятельности в диковинку.
Нашим «огородникам» принесли косынки. Что бы униформа была. Но косынки на мальчиках смотрелись не очень хорошо. И эту идею мы так до конца и не реализовали. Оставили косынки лишь на некоторых ребятах, кто был без головного убора.
Собрали орудия труда по группам: грабли, лейки, ведра, корзины. Забирая корзину, в которую планировалось положить овощи, из группы, обнаружили в ней «приятный «сюрприз». Конфеты. Воспитатель-хозяйка корзины уж и забыла от куда они.
Правда потом было решено лейку настоящую взять, не из игрушечного набора. А то из маленькой лейки много не польешь, больше будешь воды набирать, чем работать.
Пошла работа! Один рассматривает: проверяет поспел ли урожай. Смотрит с интересом. Ведь это настоящие овощи. На грядке. Задача другого- полоть траву. Третий поливает! А поливать-то как интересно. Лейка большая, для взрослых. Воды в ней не много. При этом еще и взрослый поддерживает. А поддерживала я. Поэтому насколько был ребенок заинтересован я видела очень хорошо. И заинтересованность эта была не только у этого мальчика, но и у других ребят тоже. Мальчик, который поливал, забирает у меня лейку. Говорит, что один хочет, справится. Пришлось отдать, когда воды осталось вообще мало. Он старательно, бережно поливал помидоры. Их было посажено больше всего. Другие ребята чуть ли не в очередь выстроились за тем, что бы тоже полить.
Очень интересно было работать ребятам граблями. Ведь грабли в детском наборе для песка все видели, практически у всех детей они есть. Но использовать их по назначению далеко не всем приходилось.
Дети ходят по огороду важные. Спрашивают, что еще можно сделать. При этом они грядки не топчут, все подряд не рвут. С увлечением слушают объяснения и рассказы взрослых. А воспитатель. дефектолог, логопед рассказывают о том, кто же такой агроном, чем занимается.
Немного «подвел» нас лук. Пропал. Но нашли выход. Попросили луковицы на кухне. Мы этот лук положили в корзину. Как будто урожай только что сорвали. Да и ребятам лишний раз напомнили, что есть такой овощ-лук.
И вроде бы и сфотографировали всё, но тут одна и девочек присела к кабачкам и внимательно смотрит на них. Как растут, наверное. Ну как такое не снять. Ребенок сам тянется к грядкам. Хотя бы и просто посмотреть. Но ведь растет будущий агроном. Или ботаник.
Очень не хотелось нашим «огородникам» покидать столь увлекательное место.
Другая команда выбрала профессию продавца. Младший возраст. Самое то.
Все ребята, конечно, сталкивались с продавцами. Бывали в магазинах. Но когда в магазине проходит экскурсия, это совсем другое. И наши дошкольники смотрят совершенно другими глазами на продавцов. Начинают задумываться об их труде. Чем они занимаются. Обращают внимание что продавец консультирует покупателя, берет деньги за товар, дает сдачу.
Средний возраст. Ребятам уже знакомы многие профессии, некоторые они слышали. Но побывать пекарями им вряд ли приходилось. Поэтому следующая команда выбрала именно ее.
Воспитатель принес муку. Ребятам надели фартуки. Использовали фартуки для дежурства. Те. что одеваются при сервировке стола. Приготовили соленную воду. И пошла работа. Лепка куличиков, баранок, пирожных. Всё это воспитатель потом запечет. И будет наглядный материал. Например, в уголок краеведения. Ведь оренбургская область славится своими хлеборобными полями. Животноводство и сельское хозяйство- гордость оренбургской области.
А уж как приятно потом детям смотреть на свои работы! На свой труд! Так и попробовали ребята себя в роли пекарей.
К сожалению, фотографий с экскурсии в магазин и лепки куличей у меня нет. Но фотоотчет с огорода я прикладываю к своему рассказу. Вон я, с синей лейкой.
Вы посмотрите, с каким интересом ребята работают. Вылитые агрономы!
Больше месяца шла напряженная работа по подготовке программы по профессиональной ориентации дошкольников.
Им были предложены сюжетно-ролевые игры. Дошкольники пробовали себя в роли банкиров. Был изготовлен банкомат. В детском саду были маленькие врачи, учителя, воспитатели, ветеринары.
Изучили кто же такие экологи. Сходили на экскурсию на речку Елшанка. Воспитатели взяли с собой пакет для мусора. Взрослые на своем примере показали, что нельзя сорить, нужно убирать мусор.
Кроме того, в элементах ролевой игры формировали ролевое поведение в играх «Выпуск элитной иномарки», «Полет в космос».
Ребята играли в различные дидактические игры. Например, игра –путешествие по станциям. Были предложены станции: «Директор», «Учитель пения», «Учитель рисования», «Учитель математики», «Учитель технологии», «Техничка», «Завуч». И на каждой станции задание. Например,
На станции «Учитель рисования» -дорисовать картинку, «Учитель математики»- решить задачу, «Техничка»-закинуть «мусор» в корзину, «Директор»- найди отличие в изображении директора в начале учебного года и в конце.
Пели песни, слушали рассказы и сказки, смотрели мультимедиа, отгадывали загадки.
К работе привлекались и родители. Они изготавливали стенгазеты, предметно-развивающую среду, помогали в организации экскурсий.
А завершить рассказ мне хотелось бы отрывком из стихотворения В.В.Маяковского «Кем быть»
"Кем быть?"
…Нужные работники -
столяры и плотники!...
Столяру хорошо,
а инженеру -
лучше,
я бы строить дом пошел,
пусть меня научат.
Я
сначала
начерчу
дом
такой,
какой хочу…
Упираются леса
в самые небеса.
Где трудна работка,
там
визжит лебедка;
подымает балки,
будто палки.
Перетащит кирпичи,
закаленные в печи.
По крыше выложили жесть.
И дом готов,
и крыша есть…
Инженеру хорошо,
а доктору -
лучше,
я б детей лечить пошел,
пусть меня научат.
Я приеду к Пете,
я приеду к Поле.
- Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен?
Как живете,
как животик? -
Погляжу
из очков
кончики язычков…
Докторам хорошо,
а рабочим -
лучше,
я б в рабочие пошел,
пусть меня научат.
Вставай!
Иди!
Гудок зовет,
и мы приходим на завод.
Народа - уйма целая,
тысяча двести.
Чего один не сделает -
сделаем вместе,
Можем
железо
ножницами резать,
краном висящим
тяжести тащим;
молот паровой
гнет и рельсы травой.
Олово плавим,
машинами правим.
Работа всякого
нужна одинаково.
Я гайки делаю,
а ты
для гайки
делаешь винты.
И идет
работа всех
прямо в сборочный цех…
На заводе хорошо,
а в трамвае -
лучше,
я б кондуктором пошел,
пусть меня научат…
Кондуктору хорошо,
а шоферу -
лучше,
я б в шоферы пошел,
пусть меня научат.
Фырчит машина скорая,
летит, скользя,
хороший шофер я -
сдержать нельзя.
Только скажите,
вам куда надо -
без рельсы
жителей
доставлю на дом.
Е-
дем,
ду-
дим:
"С пу-
ти
уй-
ди!"
Быть шофером хорошо,
а летчиком -
лучше,
я бы в летчики пошел,
пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин,
завожу пропеллер.
"В небеса, мотор, вези,
чтобы птицы пели"…
Без разговору
облетаю гору.
"Вези, мотор,
чтоб нас довез
до звезд
и до луны,
хотя луна
и масса звезд
совсем отдалены".
Летчику хорошо,
а матросу -
лучше,
я б в матросы пошел,
пусть меня научат.
У меня на шапке лента,
на матроске
якоря.
Я проплавал это лето,
океаны покоря.
Напрасно, волны, скачете -
морской дорожкой
на реях и по мачте
карабкаюсь кошкой…
Книгу переворошив,
намотай себе на ус -
все работы хороши,
выбирай
на вкус!
Павленко Венера