Учительские ожидания как фактор, определяющий академические достижения учащихся
Люди чаще всего делают то, что от них ожидают. Большая часть нашего поведения определяется широко распространенными нормами или ожиданиями, которые позволяют предсказать, как человек поведет себя в данной ситуации, даже если мы никогда не встречали этого человека и мало знаем о том, чем он отличается от других. В то же время, однако, существует значительная изменчивость поведения, таким образом, что часто мы можем более точно предсказать поведение хорошо знакомого человека, чем предсказать поведение незнакомца. Наши ожидания относительно поведения другого человека будут в значительной степени точны, если мы знаем его поведение в прошлом. На сегодняшний день есть веские основания полагать, что еще один фактор повышает точность наших предсказаний или «пророчеств» в межличностных отношениях. Наши предсказания или «пророчества» сами по себе могут быть факторами, определяющими поведение других людей. Самый простой пример, когда нас заставляют ожидать, что мы вот-вот встретимся с приятным человеком, наше отношение к нему при первой встрече может фактически сделать его более приятным человеком, и, наоборот.
Взаимоотношения «учитель ученик» играют особую роль в процессе обучения и потому давно находятся в фокусе внимания многих как зарубежных, так и отечественных исследователей и практиков. В зависимости от того, какие сложатся отношения между учителем и учеником, будет зависеть не только академическая успешность ребенка, но и его социальное и эмоциональное благополучие. Характер взаимоотношений между учителем и учащимися варьируется в зависимости от индивидуальных характеристик участников процесса, в частности учителя. К таким характеристикам учителя можно отнести учительские ожидания. Ожидание одним человеком определенного поведения другого человека может совершенно невольно стать точным предсказанием просто на основании его формулирования. Многие исследователи в течение последних 40 лет приводят доказательства существования этих межличностных самоисполняющихся пророчеств и их воздействия на обучаемость учеников. В частности, в одной из самых первых работ на эту тему, книге «Пигмалион в классе», написанной Робертом Розенталем и Ленором Джейкобсоном в 1968 году поднимался вопрос о том, могут ли ожидания учителя относительно интеллектуальной компетентности своих учеников служить образовательным самосбывающимся «пророчеством». В этой книге описывается оригинальный эксперимент, в ходе которого учителям сообщалось о том, что 20% детей в их классах проявляют необычный потенциал для интеллектуального роста. При этом имена этих 20%детей были выбраны с помощью таблицы случайных чисел. Восемь месяцев спустя эти «одаренные» дети продемонстрировали значительно больший прирост IQ, чем оставшиеся дети, которые не были отобраны учителями для повышения внимания. Таким образом, ожидания в отношении интеллектуальных способностей этих якобы "особых" детей привели к фактическим изменениям в интеллектуальных способностях этих случайно выбранных детей.
Ожидания могут формировать реальность. Восприятие и ожидания учащихся и учителей определяют их цели и пути их достижения. Они влияют на стратегии, которые они используют для достижения этих целей; навыки, энергию и другие ресурсы, которые они используют для применения этих стратегий, а также на ожидаемые вознаграждения от совершения — или несовершения — этих усилий. И, как показывают исследования, поведение учителей, отражающее эти ожидания, связано с показателями успеваемости учащихся. Развитие преподавательского потенциала учителей окупается, потому что чем эффективнее учителя преподают, тем выше успевают все их ученики, и тем менее точными становятся первоначальные прогнозы учителей о том, кто достигнет или не достигнет хороших результатов. Позитивные ожидания каждого игрока взаимно усиливают друг друга. Как показано в книге «Пигмалион в классе», когда учителя относятся ко всем учащимся как к отличникам, предоставляя им одинаково строгое академическое содержание, хваля и поощряя одинаково, а также предъявляя одинаковые требования к реальным усилиям и продуктам, ученики хорошо учатся и добиваются высоких академических результатов.
Список литературы:
1. Абдурахманова Э. М. Учительские ожидания и академические достижения учащихся. Обзор зарубежных исследований // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020
2. Собкин В. С., Фомиченко А. С. Влияние отношений между учителем и учеником на академические достижения учащихся // Управление образованием: теория и практика. 2015.
3. Oakes, J. (1985). Keeping track: How schools structure inequality. New Haven, CT: Yale University Press.
4. Rosenthal, R., & Jacobson, L. (1968). Pygmalion in the classroom: Teachers’ expectations and pupils’ intellectual development. New York: Rineholt and Winston.
5. Whitley J. Modelling the influence of teacher characteristics on student achievement for Canadian students with and without learning disabilities // International Journal of Special Education. 2010. Vol. 25, No. 3. P. 88-97.