Статья на тему «Определяющие факторы психологического благополучия студентов ССУЗов»
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ ССУЗОВ
Актуальность. Проблема психологического благополучия студентов является актуальным социально-психологическим феноменом. Продуктивный уровень психического состояния студентов обеспечивает оптимальную регуляцию поведения, сохранение психического здоровья, уверенность и скорость приспособления к информационным нагрузкам.
Ситуация с пандемией, в связи с COVID-19, выступила ярким примером в отношении проявлений различных форм дезадаптаций. Изменившиеся условия учебной деятельности вызвали у юношей и девушек серьезные переживания. Появилось эмоциональное напряжение и чувство тревоги.
Дистанционное обучение усугубило уже имеющиеся факторы психологического неблагополучия тех студентов, которые были ему подвержены. Так, наибольшие затруднения в адаптации проявились у тех студентов, чьи навыки учебной работы оказались недостаточно выражены, наблюдался низкий уровень волевой регуляции и ценностного отношения к знаниям.
Все вышеизложенное определило выбор темы и цели исследования.
Цель исследования: определить особенности психологического благополучия студентов филиала «Айхальский» МРТК, выявить определяющие факторы.
Для получения данных о психологическом благополучии в исследовании был использован опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко)
В исследовании приняли участие студенты первых, вторых и третьих курсов «Регионального технического колледжа в г. Мирный» филиала «Айхальский» (132 человека).
В результате исследования было выявлено, что 64 % опрошенных характеризуются средним уровнем психологического благополучия, 22% - высоким и 14% - низким.
Рис. 1 Данные результатов опросника «Шкала психологического благополучия» К. Рифф студентров «Регионального технического колледжа в г. Мирный» филиала «Айхальский»
Респонденты, набравшие наименьший балл по шкале "Положительные отношения с другими", имеют лишь ограниченное количество доверительных отношений с окружающими: им сложно быть открытыми, проявлять теплоту и заботиться о других.
Низкий балл по данной шкале "Автономия" характеризует респондента, как зависимого от мнения и оценки окружающих, который поддается попыткам общества заставить думать и действовать определенным образом.
Шкала "Управление окружением" характеризует респондента с низкими баллами как человека, который испытывает сложности в организации повседневной деятельности, чувствует себя неспособным изменить или улучшить складывающиеся обстоятельства, безрассудно относится к представляющимся возможностям, лишен чувства контроля над происходящим вокруг.
Респондент с наименьшим баллом по шкале "Личностный рост" - осознает отсутствие собственного развития, не испытывает чувства улучшения или самореализации, испытывает скуку и не имеет интереса к жизни, ощущает неспособность устанавливать новые отношения или изменить свое поведение.
Испытуемый с низким баллом по шкале "Цель в жизни"- лишен смысла в жизни; имеет мало целей или намерений; отсутствует чувство направленности, не находит цели в своей прошлой жизни; не имеет перспектив или убеждений, определяющих смысл жизни.
Шкала "Самопринятие" характеризует респондента с наименьшим баллом - как недовольного собой, разочарованного событиями своего прошлого, испытывающего беспокойство по поводу некоторых личных качеств.
Анализ полученных результатов, показывает, что наиболее психологически незащищенные студенты – обучающиеся на первых курсах. Несмотря на то, что программа адаптации к новому учебному заведению направлена на всех участников образовательного процесса, именно респонденты с наименьшими баллами по шкале психологического благополучия так или иначе демонстрируют отчужденность, замкнутость и ведомость в поведении. Их образ жизни отличается от других: студенты данной категории не посещают/пропускают секции и кружки дополнительного образования, не участвуют в общественной жизни колледжа, избегают общения с другими ребятами или имеют очень узкий круг общения (как правило, за пределами колледжа).
Семейная ситуация так же рассматривается как неблагоприятная: наблюдается нарушение детско-родительских отношений по типу гиперопеки, отсутствие одного или обоих родителей, жилищные и материальные проблемы.
Психологическое благополучие сами студенты связывают с таким фактором, как цель в жизни. Целеполагание имеет большое значение в общей структуре психологического благополучия.
Обобщая вышеизложенный материал, можно говорить об одной из тенденций понимания психологического благополучия как гармоничности личности, ее целостности, которая зависит от наличия ясных целей, наличия ресурсов для достижения целей, успешности в реализации своих планов, удовлетворенности межличностными отношениями, наличия положительных эмоций.
Определяющими факторами психологического благополучия студентов являются целеполагание, способность к установлению близких контактов с окружающими, направленность на общественно полезное дело и активное участие в общественной жизни учебного заведения.