Презентация «Углерод» (Химия в 9 классе)
Углерод и его соединения
I. Проверяю умение анализировать.
1. Отличаются ли по химическим свойствам графит и алмаз и почему?
2. Чем отличается реакция получения СО2 из угля, метана и известняка?
3. Кальцинированную соду нагрели. Что произойдёт? А если нагреть известняк?
4. Почему древесный уголь – хороший адсорбент, а каменный уголь этим свойством не обладает?
II. Проверяю умение находить общие черты.
Каким химическим элементом образованы сажа, графит, алмаз?
2.Что общего в реакциях углерода с серой, азотом, кислородом?
3. Какой элемент объединяет газированную воду, мел, мрамор, метан?
4. Что объединяет сажу, графит, алмаз, активированный уголь. В чём причина различия их физических свойств?
III. Проверяю умение сравнивать.
1. Как вы считаете, почему оксид углерода (IV) не ядовит, а СО – ядовит?
2. Сравните диссоциацию карбонатов и гидрокарбонатов.
3. Как ведут себя при нагревании растворимые и нерастворимые карбонаты?
4. Сравнить СО и СО2 по составу, биологическому действию, физическим и химическим свойствам.
IV. Проверяю умение устанавливать причинно-следственную связь.
«Почини» цепочку:
1. CH4 ? Na2CO3 CaCO3;
2. Уголь Карбид алюминия Метан Углекислый газ Сода Карбонат кальция Углекислый газ;
3. Уголь Карбид кальция Ацетилен Углекислый газ Гидрокарбонат калия
Карбонат калия Карбонат бария;
4. Уголь Сероуглерод Углекислый газ Карбонат аммония Углекислый газ;
V. Умение делать выводы.
1. Как найти карбонаты среди других солей? Приведите пример уравнения реакции в молекулярном и ионном виде.
2. Если углекислый газ пропустить через воду, окрашенную лакмусов в фиолетовый цвет, то окраска, переходит в красную; при нагревании окраска вновь становится фиолетовой. Дайте объяснение этим явлениям.
3. Какой объём углекислого газа выделится при сжигании 400 г угля, содержащего 6% негорючих примесей?
4. Какой объём кислорода необходим для полного сгорания 20 л угарного газа, содержащего 5% азота?