Урок химии в 9 классе «Подгруппа углерода»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ширяевская средняя общеобразовательная школа
Иловлинского муниципального района
Волгоградской области
Методическая разработка урока по химии 9 класс
по теме «Подгруппа углерода»
учитель Дядченко Татьяна Александровна
Х.Ширяевский
2015 г.
Методическое обоснование урока
Данный урок проводится в системе уроков по химии в 9 классе по теме
« Подгруппа углерода». Учащиеся уже знакомы с положением неметаллов в таблице, строением атома, изменением свойств атомов по периодам и группам, зависимостью свойств элементов от строения атома.
Предлагаемая методическая разработка урока по теме построена на применении методических приемов различных видов образовательных технологий. Тип урока: комбинированный.
В уроке используется базовая модель технологии критического мышления: «вызов – осмысление новой информации - рефлексия». На стадии вызова используются технически средства обучения (на выбор преподавателя). Это учебные фильмы. Цель использования - вызвать интерес к изучаемой теме.
Изучение строения и свойств углерода, как элемента главной подгруппы, дает возможность для создания на уроке целого ряда проблемных ситуаций и вопросов. В содержание урока включены задания, направленные на развитие логического мышления, умений сравнивать и анализировать факты, обобщать.
Немаловажным на уроке является принцип чередования разных видов деятельности учащихся с целью предупреждения утомления и поддержания интереса к изучаемому материалу. По ходу урока предполагается работа по составлению конспекта, работа с учебником, беседа с учителем, демонстрация опытов, участие в викторине. Учащиеся получают возможность наблюдать, сравнивать, делать выводы, отстаивать своё мнение. А это благоприятное условие для развития мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза.
При разработке урока учитывались:
взаимосвязь различных учебных дисциплин (физика, биология);
доступность (урок подготовлен для учащихся с высокой мотивацией обучения по предмету);
прочность знаний (есть учебная база, на которую можно опираться учителю во время проведения урока).
Cистему методов и приёмов, используемых на занятии, составят вводное, инструктирующее, оценочное «слово учителя», беседа). Для проверки полученных знаний предполагается провести викторину.
В результате выполнения определённых учебных действий каждый ученик должен уметь:
-
-
давать характеристику углерода как элемента Периодической системы Д.И. Менделеева;
находить причинно-следственные связи;
выявлять закономерности по составу, строению, свойствам;
формулировать выводы на основании знаний, жизненного опыта;
доказывать их правильность;
рефлексировать свою деятельность.
-
Методическая разработка
урока по химии в 9 классе по теме "Подгруппа углерода".
Цели урока:
1.Образовательная: актуализация знаний учащихся по элементам подгруппы углерода;
2.Развивающие : развитие научного мышления обучающихся через установление причинно-следственных связей, эксперимент и анализ эмпирических данных, умений анализировать результаты наблюдаемых опытов;
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
3.Воспитательные: воспитывать заинтересованность в изучении предмета и духовно-нравственную личность на уроках химии; формирование исследовательской компетенции обучающихся.
Задачи:
1. Актуализировать знания обучающихся по теме "Подгруппа углерода. Углерод простое вещество";
2. Раскрыть понятие аллотропии на примере алмаза и графита;
3. Познакомить обучающихся с явлением адсорбции и его практическом значении;
4. Показать сущность биосферного значения углерода;
5. Закрепить и углубить знания обучающихся об окислительно-восстановительной двойственности на примере атома углерода
6. Прививать навыки культуры речи и взаимоотношений обеспечить развитие коммуникативной компетенции.
7. Обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья, создать положительную, эмоционально-психологическую обстановку, повысить уверенность обучающихся в себе, мотивации учения.
Планируемые результаты освоения темы урока
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; |
- умение устанавливать причинно-следственные связи; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы; - работать индивидуально и в группе; -владение устной и письменной речью. |
- формирование систематизированных представлений о веществах, - осознание объективной значимости основ химической науки; - формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире; |
Планируемое формирование и развитие универсальных учебных действий
Личностные |
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
- установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов; |
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; |
А. Общеучебные действия: - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Б. Знаково-символические действия: - преобразование объекта в пространственно-графические или знаковосимволические модели; В. Логические действия: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); -) установление причинно-следственных связей; Г. Постановка и решение проблемы: - формулирование проблемы. |
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
Методы и методические приемы: наглядный (демонстрация учебных фильмов), словесный, работа с листами индивидуального контроля знаний, выполнение исследовательской работы, постановка вопроса проблемного содержания, создание проблемных ситуаций, групповая работа, работа с дополнительными источниками информации.
Тип урока (в соответствии с ФГОС ООО): открытие новых знаний; викторина.
Реактивы и оборудование к уроку: учебный фильм, задание на карточках «Испорченная лекция», схема рабочего конспекта урока, карточка- задание к учебному фильму, карточки для контроля знаний, уголь активированный, раствор перманганата калия, пробирки, химический стаканы, воронки, фильтры.
Начало урока: Добрый день! Первым делом гоним лень,
На уроке не молчать, всем работать, отвечать!
В мире много, интересного, нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела, так скорей, друзья, за дело.
Учитель знакомит учащихся с планом урока, написанным на доске: 1.Активизация мыслительной деятельности. ( Работа в парах).
2.Постановка целей урока, сообщение плана работы.
1.Активизация мыслительной деятельности. Учащимся предлагается работа в группах.
1.Задание: восстановите испорченную лекцию. Вставьте пропущенные слова. (Время на работу 2 мин.)
«Чтобы определить строение ……, необходимо обратиться к периодической системе. По периоду определяется число …………... По номеру группы определяется число …………….. По порядковому номеру определяем число ………… и ………….. После этого распределяем электроны по энергетическим уровням. На первом энергетическом уровне может находиться только …………, на втором – …………, на третьем – …………. при движении электроны образуют на первом уровне s-орбиталь, на втором – s и p-орбитали, на третьем – s, p, d. Окислительные свойства атомов химических элементов сверху вниз ………………………, та как увеличивается число энергетических уровней и радиус атомов, а число электронов на последнем уровне одинаковое. Восстановительные же свойства …………………………………...».
Проверка результатов групповой работы. Максимальное количество баллов-10. Подсчет баллов.
2.Задание: Используя материал восстановленной лекции, определите, каким атомам принадлежат электронные формулы?: 1S22S22P2 и 1S22S22P63S23P2;
Подведение итогов. Максимальное количество- 2 балла.
2.Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока: Сегодня мы проводим урок- викторину «Общая характеристика элементов», а вот по какой подгруппе вы уже догадались?
3.Учитель задает вопросы, баллы прибавляются той группе, кто первой даст ответ.:1. Какие еще элементы входят в подгруппу углерода? 2. Какие элементы в подгруппе углерода будут иметь неметаллические свойства? 3.Какими физическими свойствами будет обладать углерод? (Учащиеся выдвигают гипотезы и записывают их в рабочий конспект).
Проверить гипотезы учитель предлагает с помощью учебного фильма. (Приложение «Физические свойства углерода» )
Вносятся исправления в рабочий конспект.
4.Учитель задает учащимся вопросы:1. Какими химическими свойствами будет обладать углерод? 2.Чем это объяснить?
(Учащиеся выдвигают гипотезы, записывают их в рабочий конспект).
5.Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы и выполнить задание после просмотра следующего фрагмента учебного фильма «Химические свойства углерода» . (Задание в рабочих листках для каждой группы.).
- Что означает возбужденное состояние элемента?- Что изменится, если элемент будет в возбужденном состоянии?
- Запишите электронную конфигурацию внешнего слоя атома углерода в возбужденном состоянии.
- Укажите валентность углерода в основном и возбужденном состоянии..
- Расставьте степени окисления в соединениях: СО и СО2 .
( Проверяется правильность выполнения задания учащимися). Подводится итог.
6.Учитель: с целью проверки усвоения знаний по химическим свойствам углерода, выполните задание в рабочих листках.
Запишите уравнения химических реакций, в которых он проявляет:
а. восстановительные свойства; б. окислительные свойства; составьте электронный баланс (восстановитель – взаимодействие с кислородом, оксидом меди; окислитель – взаимодействие с водородом, кальцием).
Проверка результатов. Подведение итогов.
Совместно с учителем формулируют вывод: Углерод в химических реакциях проявляет как восстановительные, так и окислительные свойства. (Учащиеся записывают вывод в рабочий листок ).
Физминутка: А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз, так постоять.
Наклонитесь вправо, влево,
И беритесь вновь за дело.
7. А сейчас, я предлагаю внимательно прослушать отрывок из сказки «Мороз Иванович» и продумать ответ на вопросы:
1. Какие методы очистки использует Рукодельница?.
2.Что такое адсорбция?
«…Между тем Рукодельница ворожит, воду процедит, в кувшины нальёт, коли вода не чиста, так свернёт лист бумаги, наложит в него угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода - то проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая словно хрустальная».
(Учащиеся дают ответы на вопросы). Баллы выставляются группе, которая первой даст правильный ответ. Максимальное количество баллов -3
8.Учитель предлагает учащимся проделать опыт с целью изучения адсорбционных свойств угля и ответить на вопросы:
1. Какой вывод можно сделать о свойствах активированного угля? (Записать вывод в рабочий листок).
2.Где используется это свойство на практике? (Отвечают фронтально). Подводится итог.
Учитель выделяет главное:
Изготовление бытовых фильтров для очистки воды;
Получение особо чистых веществ, например медицинского спирта и реактивов;
Осушение газов;
Изготовление СИЗ (противогазов).
(Все выделенное учащиеся записывают в рабочий листок).
10.Учитель обращает внимание учащихся на биологическое значение углерода.
11.Нахождение углерода в природе.
Учитель: Углерод играет особую роль в природе. Все без исключения живые организмы построены из соединений углерода. Особенностью атома углерода является их способность соединяться между собой, образуя сколь угодно длинные цепи, которые могут быть и разветвленными, содержащими миллионы и миллиарды атомов углерода, соединенных с атомами других элементов (самые из известных молекул – это молекулы белков, содержащих до миллиарда углеродных звеньев). Их длина может даже достигать одного метра! Кроме того, углерод встречается в виде алмаза карбина и графита, в соединениях – в виде каменного и бурого углей и нефти. Входит в состав природных карбонатов: известняка, мрамора, мела CaCO3, доломитаCaCO3. MgCO3.
Более подробно, об алмазе и графите мы узнаем сейчас из сообщений учеников.
Слушая сообщения, подготовьте ответ на вопросы:1. Будут ли отличаться по физическим свойствам алмаз и графит? 2. Спрогнозируйте их свойства.
(Один ученик делает сообщение об алмазе, другой- о графите). Ответы учащихся фиксируются и баллы прибавляются по группам.
12.Учащиеся совместно с учителем формулируют вывод о том, что углероду свойственна аллотропия -алмаз, графит, карбин.
(Вывод записывают в рабочий листок).
13. Просмотр отрывка учебного фильма о круговороте углерода.
14. Обобщение изученного материала. Рефлексия. Задание в рабочих листках.
Домашнее задание.
15.Контроль знаний. Выполнить задание индивидуально.
Задание для учащихся в рабочих листках.
углерод |
кремний |
|
Положение в ПСХЭ |
||
Электронная конфигурация атомов в основном состоянии. |
||
Валентные возможности |
||
Возможные степени окисления |
CH4,C 2H 6, C 2H 4, CaC2, C, C 2F 2,CO, C 2F 6, CO 2 |
Mg 2Si, Si, SiO, SiO 2 , SiF 4 |
Высший оксид |
||
Высший гидроксид |
||
Водородные соединения |
||
В природе |
|
Гара Н.Н. и др «Задачник с помощником» М. «Просвещение». 2012 г.
Литература для учащихся : учебник Рудзитис Г.Е. и др, Химия. 9 класс. АСТ. Астрель. 2013 г.
Левкин А.Н. и др «Итоговый контроль»; М. «Просвещение». 2011 г.
Интернет-ресурсы:
1. https://yandex.ru/video/search?filmId=16562204957377520833&text
2. https://yandex.ru/video/search?filmId=10499228394762535187&text