Урок химии в 9 классе на тему «Оксиды углерода»

2
0
Материал опубликован 9 March 2017

Урок по теме: «Оксиды углерода»

Цели урока: сформировать знания  сформировать знания об оксиде углерода (II) и оксиде углерода (IV)

Образовательные: Рассмотреть строение, физические свойства, химические свойства, получение и применение угарного и углекислого газов, продолжить формирование знаний о степени окисления, умений написания химических реакций.

Воспитательные: Реализуются осознанным усвоением материала, учебные задания являются действенным средством воспитания трудолюбия, настойчивости, характера, продолжаем следить за культурой речи.

Развивающие: развитие умения сравнивать на уроках химии, умение обобщать и делать выводы на основе нового и ранее изученного материала, выделять главное, конкретизировать.

Оборудование: соляная кислота, мел, известковая вода, прибор для получения газов, пробирки, спиртовка, спички.

Ход урока.

1. организационный момомент(проверить готовность к урок)

2.фронтальный опрос:

А)дать характеристику химическому элементу-С

Б)Сравнить свойства алмаза и графита.

В)Какие степени окисления у атома углерода? Какие соединения образует углерод?

3.Изучение нового материала.

Сегодня нам предстоит познакомится с двумя соединениями: один- яд, а другой обеспечивает нас пищей; один способен гореть и поэтому является топливом, а другой- сам образуется в результате горения , но при этом используется для тушения пожаров; один постоянно образуется в каждой нашей клетке, а попадание другого в наш организм может закончится смертью. Кто они эти столь непохожие друг на друга соединения? Это - оксиды углерода, добавляем личные имена каждого ( оксид углерода(2) и оксид углерода(4) ) и напоминаем их прозвища- угарный газ и углекислый газ.

( на доске записывается тема урока )

Учащиеся определяют цель урока, формируя вопрос, на который они хотели бы получить ответ.

Каковы физические и химические свойства этих веществ?

Каково строение их молекул?

Где применяются эти вещества?

Как их можно получить?

Если мы назвали их братьями, то почему они такие разные?

Есть ли между ними сходство?

Что между ними больше: сходного или различного?

Демонстрационный эксперимент — горение свечи

Обратите внимание на цвет пламени в нижней его части. Какого оно цвета?

Оксид углерода (II) горит голубым пламенем.

Демонстрационный эксперимент—работа аппарата Киппа

В лаборатории Оксид углерода (IV) получают в аппарате Киппа. Мы с вами будем использовать уменьшенный вариант этого прибора — прибор Кирюшкина. Его устройство позволяет регулировать процесс. Заправляется он мрамором и раствором соляной кислоты. Обратите внимание на происходящие явления. Напишите уравнение химической реакции и объясните наблюдаемое «бурление»

Лабораторный способ: СаСО3 + 2HCl = H2О + СО2 + СаCl2

Демонстрационный эксперимент — Распознавание углекислого газа

Как обнаружить бесцветный, не имеющий запах газ? Подуйте через трубочку в пробирку с известковой водой. Что наблюдаете? Можно ли эту реакцию считать качественной?

Известковая вода мутнеет.

Пронаблюдайте за горящей лучинкой. Она потухла. Вывод однозначен — газ не поддерживает горение!

Горящая лучина гаснет;

Не горит и горение не поддерживает

Но магний в углекислом газе горит! 2Мg + CO2 = 2MgO + C

Не тушите загоревшуюся пиротехнику углекислотным огнетушителем!

В основе изучения материала будет логическая операция- сравнение.

цель: в ходе сравнения мы познакомимся с двумя веществами, но наша задача глубже: выяснить, что между ними больше- сходства или различий и попытаться найти причины, объясняющие сходство и различие.

Следующий этап: выделение признаков сравниваемых объектов.

Критерии сравнения: качественный и количественный состав;

степень окисления;

физические свойства;

химические свойства;

способы получения;

применение;

Далее вместе с учащимися заполняем таблицу

Оксиды углерода

Признаки сравнения

Сходство

Угарный

газ- СО

Углекислый

газ- СО2

Состав:

Качественный

количественный

 

С; О

С – 1 атом

О – 1 атом

О – 2 атома

2. Тип химической связи.

Ковалентная полярная

   

3. Степень окисления.

О-2

С+2

С+4

4. Физические свойства:

Агрегатное состояние;

Цвет;

Запах;

Раств-ть в воде;

Плотность по воздуху;

Газы (н.у.)

б/цв

не имеют

Малораств.

Немного легче (28/29)

Лучше раств.

Тяжелее (44/29)

5. Действие на организм.

 

Яд, образует с гемоглоб. крови прочные х/м соединения, т .к. степень окисления углерода +2

Образуется в клетках тела.

6. Химические свойства.

Горение

окисл-восст. свойства

способность к образованию солей

взаимод. с водой

взаимод. со щелочами

взаимод. с оксидами металлов

 

7. Получение

 

8. Применение

 

2СО+О2=2СО2

Окисляется, проявляя восстановит. cвойства

СО+СuO=CO2+C

Несолеобразующий

Не взаимод. с водой.

Не взаимод.

Происходит восстановление металлов

CO+CuO=CO2+Cu

CO2+CO=2CO

Топливо, восстанови-тель металлов, в органическом синтезе.

Не горит

Восст-ся, прояв. Окислительные свойства СО2+2Mg=2MgO+C

CO2+C=2CO

Солеобразующий,

кислотный

СО22О=Н2СО3

СО2+2NaOH= Na2CO3+H2O

Образуется соль

CO2+CuO=CuCO3

CaCO3=CaO+CO2

C+O2=CO2

Na2CO3+2HCl= 2NaCl+CO2+H2O

Получение соды, сахара, тушение пожаров, газ. вода, «сухой лёд», хранение продуктов.

ВЫВОД:

При одинаковом качественном составе угарный и углекислый газ имеют разные химические свойства, а следовательно, и разные области применения.

Различия в физических и химических свойствах объясняются различием в степенях окисления атомов углерода и разным количественным составом молекул рассмотренных веществ.

VI. Домашнее задание.

§30 до стр. 175

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.