Урок химии в 9 классе на тему «Оксиды углерода»
Урок по теме: «Оксиды углерода»
Цели урока: сформировать знания сформировать знания об оксиде углерода (II) и оксиде углерода (IV)
Образовательные: Рассмотреть строение, физические свойства, химические свойства, получение и применение угарного и углекислого газов, продолжить формирование знаний о степени окисления, умений написания химических реакций.
Воспитательные: Реализуются осознанным усвоением материала, учебные задания являются действенным средством воспитания трудолюбия, настойчивости, характера, продолжаем следить за культурой речи.
Развивающие: развитие умения сравнивать на уроках химии, умение обобщать и делать выводы на основе нового и ранее изученного материала, выделять главное, конкретизировать.
Оборудование: соляная кислота, мел, известковая вода, прибор для получения газов, пробирки, спиртовка, спички.
Ход урока.
1. организационный момомент(проверить готовность к урок)
2.фронтальный опрос:
А)дать характеристику химическому элементу-С
Б)Сравнить свойства алмаза и графита.
В)Какие степени окисления у атома углерода? Какие соединения образует углерод?
3.Изучение нового материала.
Сегодня нам предстоит познакомится с двумя соединениями: один- яд, а другой обеспечивает нас пищей; один способен гореть и поэтому является топливом, а другой- сам образуется в результате горения , но при этом используется для тушения пожаров; один постоянно образуется в каждой нашей клетке, а попадание другого в наш организм может закончится смертью. Кто они эти столь непохожие друг на друга соединения? Это - оксиды углерода, добавляем личные имена каждого ( оксид углерода(2) и оксид углерода(4) ) и напоминаем их прозвища- угарный газ и углекислый газ.
( на доске записывается тема урока )
Учащиеся определяют цель урока, формируя вопрос, на который они хотели бы получить ответ.
• Каковы физические и химические свойства этих веществ?
• Каково строение их молекул?
• Где применяются эти вещества?
• Как их можно получить?
• Если мы назвали их братьями, то почему они такие разные?
• Есть ли между ними сходство?
• Что между ними больше: сходного или различного?
Демонстрационный эксперимент — горение свечи
Обратите внимание на цвет пламени в нижней его части. Какого оно цвета?
Оксид углерода (II) горит голубым пламенем.
Демонстрационный эксперимент—работа аппарата Киппа
В лаборатории Оксид углерода (IV) получают в аппарате Киппа. Мы с вами будем использовать уменьшенный вариант этого прибора — прибор Кирюшкина. Его устройство позволяет регулировать процесс. Заправляется он мрамором и раствором соляной кислоты. Обратите внимание на происходящие явления. Напишите уравнение химической реакции и объясните наблюдаемое «бурление»
Лабораторный способ: СаСО3 + 2HCl = H2О + СО2 + СаCl2
Демонстрационный эксперимент — Распознавание углекислого газа
Как обнаружить бесцветный, не имеющий запах газ? Подуйте через трубочку в пробирку с известковой водой. Что наблюдаете? Можно ли эту реакцию считать качественной?
Известковая вода мутнеет.
Пронаблюдайте за горящей лучинкой. Она потухла. Вывод однозначен — газ не поддерживает горение!
Горящая лучина гаснет;
Не горит и горение не поддерживает
Но магний в углекислом газе горит! 2Мg + CO2 = 2MgO + C
Не тушите загоревшуюся пиротехнику углекислотным огнетушителем!
В основе изучения материала будет логическая операция- сравнение.
цель: в ходе сравнения мы познакомимся с двумя веществами, но наша задача глубже: выяснить, что между ними больше- сходства или различий и попытаться найти причины, объясняющие сходство и различие.
Следующий этап: выделение признаков сравниваемых объектов.
Критерии сравнения: качественный и количественный состав;
степень окисления;
физические свойства;
химические свойства;
способы получения;
применение;
Далее вместе с учащимися заполняем таблицу
Оксиды углерода
Признаки сравнения |
Сходство |
Угарный газ- СО |
Углекислый газ- СО2 |
Состав: Качественный количественный |
С; О С – 1 атом |
О – 1 атом |
О – 2 атома |
2. Тип химической связи. |
Ковалентная полярная |
||
3. Степень окисления. |
О-2 |
С+2 |
С+4 |
4. Физические свойства: Агрегатное состояние; Цвет; Запах; Раств-ть в воде; Плотность по воздуху; |
Газы (н.у.) б/цв не имеют |
Малораств. Немного легче (28/29) |
Лучше раств. Тяжелее (44/29) |
5. Действие на организм. |
Яд, образует с гемоглоб. крови прочные х/м соединения, т .к. степень окисления углерода +2 |
Образуется в клетках тела. |
|
6. Химические свойства. Горение окисл-восст. свойства способность к образованию солей взаимод. с водой взаимод. со щелочами взаимод. с оксидами металлов
7. Получение
8. Применение |
2СО+О2=2СО2 Окисляется, проявляя восстановит. cвойства СО+СuO=CO2+C Несолеобразующий Не взаимод. с водой. Не взаимод. Происходит восстановление металлов CO+CuO=CO2+Cu CO2+CO=2CO Топливо, восстанови-тель металлов, в органическом синтезе. |
Не горит Восст-ся, прояв. Окислительные свойства СО2+2Mg=2MgO+C CO2+C=2CO Солеобразующий, кислотный СО2+Н2О=Н2СО3 СО2+2NaOH= Na2CO3+H2O Образуется соль CO2+CuO=CuCO3 CaCO3=CaO+CO2 C+O2=CO2 Na2CO3+2HCl= 2NaCl+CO2+H2O Получение соды, сахара, тушение пожаров, газ. вода, «сухой лёд», хранение продуктов. |
ВЫВОД:
При одинаковом качественном составе угарный и углекислый газ имеют разные химические свойства, а следовательно, и разные области применения.
Различия в физических и химических свойствах объясняются различием в степенях окисления атомов углерода и разным количественным составом молекул рассмотренных веществ.
VI. Домашнее задание.
§30 до стр. 175