УМК по дисциплине «Основы геологии и геоморфологии» на тему «Земля в космическом пространстве» (2 курс)
Учебно-методическая карта занятия
Учебная дисциплина: «Основы геологии и геоморфологии»
Специальность: 21.02.04 Землеустройство
Курс: 2 курс
Группа: ЗМ-21
Дата проведения: 09.11.2017г.
Тема занятия: «Земля в космическом пространстве»
Вид занятия: урок
Тип занятия: комбинированный урок
Цели занятия:
Образовательные:
- обобщить и закрепить знания обучающихся о Вселенной, Солнечной системе, её планетах, о месте Земли в космическом пространстве;
- формировать у обучающихся понятия: земная кора, граница Мохоровичича, мантия, ядро;
- формировать у обучающихся элементарные сведения о земной коре как одной из оболочек Земли, о непрерывности её развития под влиянием внутренних и внешних процессов;
- ознакомить с физическими свойствами и характеристикой оболочек Земли, вещественным составом земной коры;
- изучить закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых, горных пород
Развивающие:
- развивать устную речь, воображение, умение дискутировать и отстаивать свою точку зрения, аргументировать;
- формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;
- формировать навыки самообразования
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к Земле, земельным ресурсам;
- прививать интерес к учебной дисциплине «Основы геологии и геоморфологии»;
- инициировать интерес к приобретаемой профессии;
- воспитывать экологическое мышление, гуманистическое мышление, толерантность, коммуникабельность;
- воспитывать понимание сущности и социальной значимости будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Методическая:
- показать методику проблемного обучения, опережающего обучения, приемы развития критического мышления
Задачи:
- сформировать представление о Солнечной системе и Земле как составной части этой системы;
- научиться правильно использовать знания о космических телах, вещественном составе земной коры, показать, как данные знания будут реализованы в приобретаемой профессии;
- уметь проводить сравнительные характеристики планет, оболочек Земли
Новые понятия: земная кора, строение ядра, интрузивные горные породы, излившиеся горные породы, линия Мохоровичича
Методы занятия: проблемное изложение материала, опережающее обучение, частично-поисковый
Внутрипредметные связи: география
Межпредметные связи:
- обеспечивающие: биология, физика
- обеспечиваемые: «Основы геодезии и картографии», «Основы мелиорации о ландшафтоведения», «Основы почвоведения и сельскохозяйственного производства»; МДК. 04.02 «Охрана окружающей среды и природоохранные мероприятия»
Наглядные пособия:
раздаточный материал: тесты, дешифраторы, образцы горных пород, сигнальные карты, рабочая тетрадь;
презентация, фрагмент видеофильма «Путешествие по Солнечной системе»
Технические средства обучения: компьютер, экран, проектор
Литература, источники:
основные источники:
1 Короновский Н.В. Геология / Короновский Н.В., Ясаманов Н.А. / 5-е издание М.: Академия 2014. - 448с
дополнительные источники:
1 Покрепин Б.В. Геология. Учебное пособие. - Волгоград: издательский дом «Ин-Фолио», 2010. - 466 с.
2 Ганжары Н.Ф. Геология с основами геоморфологии.Учебник. - М.: Колос, 2010. - 290 с.
Интернет-ресурсы:
ИР 1 Информационно-аналитический портал Нефти России http://www.oilru.com
ИР 2 Литература по нефти и газу, http://www.no-fire.ru/oil.htm
Планируемые образовательные результаты:
знать:
З-1 - знать эндогенные и экзогенные геологические процессы;
З-2 - знать геологическую и техногенную деятельность человека;
З-3 - знать строение литосферы;
З-4 – знать классификацию горных пород
уметь:
У-1 - составлять описание горных пород и минералов по образцам;
У-2 - определять формы рельефа, типы почвообразующих пород
профессиональные компетенции:
ПК 2.1 Подготавливать материалы почвенных, геоботанических, гидрологических и других изысканий для землеустроительного проектирования и кадастровой оценки земель;
ПК 4.3 Осуществлять контроль использования и охраны земельных ресурсов
общие компетенции:
OK 1 - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2 - Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 4 - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития;
ОК 5 - Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникативных технологий;
ОК 6 - Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
Содержание и ход занятия
Номер этапа, время | Этапы занятия, дидактические единицы, формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения занятия | Образовательные результаты, формируемые на соответствующем этапе занятия | ||||||||||||
1 3мин | 1. Организационный момент: Приветствие преподавателя, мотивация учебной деятельности Предварительная организация группы: проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных. Создание спокойной, деловой обстановки. Проверка готовности обучающихся к изучению материала Инициирование обучающихся к формулированию темы и целей занятия Методы: проблемное изложение Форма организации: фронтальная Приемы: коммуникативная атака, беседа Средства: эпиграф, презентация Эпиграф: Космос есть внутри нас, мы сделаны из звёздного вещества, мы — это способ, которым космос познаёт себя. (Карл Саган) Вопросы для беседы: 1. Как вы понимаете слова «космос есть внутри нас»? 2. Почему Карл Саган утверждает, что мы сделаны из звездного вещества? Преподаватель обобщает ответы студентов в ходе беседы | З-1 З-3 У-2 ПК-4,3 ОК-4 ОК-5 ОК-6 | ||||||||||||
2 12 мин | 2. Актуализация знаний (формы, методы и приемы, перечень вопросов, заданий, задач т.д.) 2.1. Мотивация: пробуждение интереса и побуждение к работе (определение темы урока, целей) Методы: объяснительно-иллюстративный, метод визуализации учебной информации, педагогическая поддержка Форма организации: фронтальная, индивидуальная Приемы: интеллектуальная разминка, интерактивный методический прием ЗХУ (знаю, хочу знать, узнал) Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей обучающихся в область изучения темы. Просмотр фрагмента видеофильма «Путешествие по Солнечной системе». Беседа по сюжету фильма. Формулирование темы занятия. Выполнение задания №1, таблица №1
На этом этапе занятия обучающиеся записывают в первой графе все, что им известно о происхождении Земли 2.2. Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы (постановка задачи, сообщение форм контроля и критериев оценки) Методы: самоконтроль, самооценка, педагогическая поддержка Форма организации: фронтальная, индивидуальная Приемы: диалог, проблемная ситуация, междисциплинарная координация, интерактивный методический прием ЗХУ (знаю, хочу знать, узнал) Средства: рабочая тетрадь, презентация Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы Преподаватель выявляет, какое практическое значение имеет данная тема для специальности «Землеустройство», какие знания обучающиеся хотели бы приобрести на данном занятии Студенты заполняют таблицу №1
После формулирования учебной задачи намечается план предстоящей учебной деятельности. Преподаватель сообщает, что необходимо знать и уметь для изучения темы, какие знания и умения имеются, какие пополнить 2.3. Повторение изученного материала для новой темы (основные понятия, необходимые для освоения новых знаний, раскрытие междисциплинарных связей) Методы: метод опережающего обучения Форма организации: фронтальная Приемы: выделение ключевых понятий, междисциплинарная координация Средства: презентация Преподаватель выясняет, какие вопросы темы рассматривались на географии, биологии, физике; что известно по теме, предлагает выполнить задание «Дополнить предложения» 2.4. Проверка домашнего задания Методы: взаимопроверка учебной деятельности Форма организации: индивидуальная, парная деятельность Приемы: тестирование, оценка успешности Средства: карточки-дешифраторы, презентация Для проверки домашнего задания преподаватель проводит тестирование с использованием метода взаимопроверки, приводит критерии оценивания. Обучающиеся проверяют выполненные задания, используя дешифратор, оценивают выполненные задания | З-1 З-2 З-3 З-4 У-2 ПК-4,3 ОК-1 ОК-2 ОК-4 ОК-5 | ||||||||||||
3 3 мин | 3. Промежуточная рефлексия: Методы: частично-поисковый, педагогическая поддержка, организация самостоятельной деятельности обучающихся Форма организации: индивидуальная Прием: чтение с пометкой INSERT, самооценка учебной деятельности Средства: рабочая тетрадь, презентация 3.1. Самооценка собственной деятельности обучающихся Преподаватель предлагает внимательно прочитать подготовленный текст, и на полях, сделать соответствующие пометки. Обучающиеся выполняют задание 3.2. Выявление затруднений и их фиксирование Преподаватель выясняет, какая информация для обучающихся оказалась знакомой, а какая новой, неожиданной, обращает внимание, что данная информация будет более понятна в результате изучения темы занятия | З-1 З-2 У-2 ПК-4,3 ОК-4 ОК-5 | ||||||||||||
4 18 мин | 4. Открытие «нового знания» (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения занятия по каждому пункту плана) Преподаватель озвучивает план занятия План: 1. Общие сведения о планетах Солнечной системы 2. Внутреннее строение Земли и ее оболочек Вопрос №1. Общие сведения о планетах Солнечной системы Методы обучения: познавательно-проблемное изложение материала, метод визуализации учебной информации, общепедагогические здоровьесберегающие методы Форма организации: фронтальная Приемы обучения: рассказ, работа с рабочей тетрадью, сообщения обучающихся, проблемный диалог, мини-исследование, физкультминутка Средства обучения: рабочая тетрадь, презентация В ходе изучения вопроса, обучающиеся заслушивают сообщение «История изучения структуры Солнечной системы», заполняют таблицу «Отличительные признаки звезд и планет» Физкультминутка. Обучающиеся выполняют упражнения на мышцы шеи и плечевого пояса Вопрос 2. Внутреннее строение Земли и ее оболочек Методы обучения: познавательно-проблемное изложение материала, метод визуализации учебной информации Форма организации: фронтальная Приемы обучения: рассказ, сообщение обучающегося, проблемный диалог Средства обучения: рабочая тетрадь, презентация Преподаватель знакомит обучающихся со строением земной коры. Обучающиеся заслушивают сообщение «Граница Мохоровичича». Преподаватель обобщает изученный материал. | З-1 З-2 З-3 З-4 У-2 ПК-4,3 ОК-1 ОК-2 ОК-4 ОК-5 | ||||||||||||
5 2 мин | 5. Первичное закрепление новых знаний (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения) Методы: репродуктивный, самопроверка Формы организации: индивидуальная Приёмы: работа со схемой, самопроверка Средства: рабочая тетрадь Обучающиеся выполняют задание №4: правильно укажите расположение планет (в рабочих тетрадях) | З-1 З-2 У-2 ПК-4,3 ОК-2 ОК-4 ОК-5 | ||||||||||||
6 1 мин | 6. Применение новых знаний и способов действий (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения) Методы: репродуктивный, самоконтроль Формы организации: индивидуальная Приемы: тестирование Средства: сигнальные карты Преподаватель зачитывает утверждения, обучающиеся с помощью сигнальных карт отмечают, верно ли оно | З-1 З-2 З-3 У-2 ПК-4,3 ОК-2 ОК-4 ОК-5 | ||||||||||||
7 2 мин | 7. Включение новых знаний в систему знаний (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения) Методы: частично-поисковый, опережающего обучения с использованием мини- исследования Формы организации: индивидуальная, коллективная деятельность Приемы: первичное исследование образцов горных пород, коллективная мыслительная деятельность Средства: горные породы Преподаватель предлагает сравнить образцы горных пород (гранит и базальт) найти различия, обсудить результат исследования Отмечает, что данный материал будет использован в последующих темах | З-1 З-2 З-3 З-4 У-2 ПК-4,3 ОК-1 ОК-2 ОК-4 ОК-5 ОК-6 | ||||||||||||
8 2 мин | 8. Итоговая рефлексия (самооценка собственной деятельности обучающихся): Методы: репродуктивный Формы: индивидуальная, фронтальная Приемы: беседа, интерактивный методический прием ЗХУ (знаю, хочу знать, узнал) Средства: рабочая тетрадь Преподаватель предлагает вернуться к заданию №1. Записать, что обучающиеся узнали сегодня на уроке.
Преподаватель возвращает обучающихся к заданию №2 и выясняет, насколько данный текст стал более понятен Обучающиеся отвечают на вопросы: 1 Интересно и продуктивно было для них занятие? 2 Какие задачи ставили? 3 Удалось ли решить поставленные задачи? | З-1 З-2 З-3 З-4 У-2 ПК-4,3 ОК-1 ОК-2 ОК-4 ОК-5 | ||||||||||||
9 1 мин | 9. Задание на дом: Преподаватель предлагает дифференцированное трехуровневое задание: I уровень - прочитать конспект урока. Ответить на контрольные вопросы в рабочей тетради II уровень – заполнить таблицу: «Характеристика двух типов земной коры» III уровень - написать мини-эссе «Космос и человек» | З-1 З-2 З-3 З-4 У-1 У-2 ПК-2,1 ПК-4,3 ОК-1 ОК-2 ОК-4 ОК-5 | ||||||||||||
10 1 мин | 10. Заключительная часть занятия: Подведение итога занятия Преподаватель благодарит обучающихся за работу на занятии | | ||||||||||||
| Подпись преподавателя ______________/ Курсакова С.Н. / | |
8