12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Курсакова Светлана Николаевна125
Россия, Саратовская обл., Балашов

Учебно-методическая карта занятия

Учебная дисциплина: «Основы геологии и геоморфологии»

Специальность: 21.02.04 Землеустройство

Курс: 2 курс

Группа: ЗМ-21

Дата проведения: 09.11.2017г.

Тема занятия: «Земля в космическом пространстве»

Вид занятия: урок

Тип занятия: комбинированный урок

Цели занятия:

Образовательные:

- обобщить и закрепить знания обучающихся о Вселенной, Солнечной системе, её планетах, о месте Земли в космическом пространстве;

- формировать у обучающихся понятия: земная кора, граница Мохоровичича, мантия, ядро;

- формировать у обучающихся элементарные сведения о земной коре как одной из оболочек Земли, о непрерывности её развития под влиянием внутренних и внешних процессов;

- ознакомить с физическими свойствами и характеристикой оболочек Земли, вещественным составом земной коры;

- изучить закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых, горных пород

Развивающие:

- развивать устную речь, воображение, умение дискутировать и отстаивать свою точку зрения, аргументировать;

- формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;

- формировать навыки самообразования

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к Земле, земельным ресурсам;

- прививать интерес к учебной дисциплине «Основы геологии и геоморфологии»;

- инициировать интерес к приобретаемой профессии;

- воспитывать экологическое мышление, гуманистическое мышление, толерантность, коммуникабельность;

- воспитывать понимание сущности и социальной значимости будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Методическая:

- показать методику проблемного обучения, опережающего обучения, приемы развития критического мышления

Задачи:

- сформировать представление о Солнечной системе и Земле как составной части этой системы;

- научиться правильно использовать знания о космических телах, вещественном составе земной коры, показать, как данные знания будут реализованы в приобретаемой профессии;

- уметь проводить сравнительные характеристики планет, оболочек Земли

Новые понятия: земная кора, строение ядра, интрузивные горные породы, излившиеся горные породы, линия Мохоровичича

Методы занятия: проблемное изложение материала, опережающее обучение, частично-поисковый

Внутрипредметные связи: география

Межпредметные связи:

- обеспечивающие: биология, физика

- обеспечиваемые: «Основы геодезии и картографии», «Основы мелиорации о ландшафтоведения», «Основы почвоведения и сельскохозяйственного производства»; МДК. 04.02 «Охрана окружающей среды и природоохранные мероприятия»

Наглядные пособия:

раздаточный материал: тесты, дешифраторы, образцы горных пород, сигнальные карты, рабочая тетрадь;

презентация, фрагмент видеофильма «Путешествие по Солнечной системе»

Технические средства обучения: компьютер, экран, проектор

Литература, источники:

основные источники:

1 Короновский Н.В. Геология / Короновский Н.В., Ясаманов Н.А. / 5-е издание М.: Академия 2014. - 448с

дополнительные источники:

1 Покрепин Б.В. Геология. Учебное пособие. - Волгоград: издательский дом «Ин-Фолио», 2010. - 466 с.

2 Ганжары Н.Ф. Геология с основами геоморфологии.Учебник. - М.: Колос, 2010. - 290 с.

Интернет-ресурсы:

ИР 1 Информационно-аналитический портал Нефти России http://www.oilru.com

ИР 2 Литература по нефти и газу, http://www.no-fire.ru/oil.htm

Планируемые образовательные результаты:

знать:

З-1 - знать эндогенные и экзогенные геологические процессы;

З-2 - знать геологическую и техногенную деятельность человека;

З-3 - знать строение литосферы;

З-4 – знать классификацию горных пород

уметь:

У-1 - составлять описание горных пород и минералов по образцам;

У-2 - определять формы рельефа, типы почвообразующих пород

профессиональные компетенции:

ПК 2.1 Подготавливать материалы почвенных, геоботанических, гидрологических и других изысканий для землеустроительного проектирования и кадастровой оценки земель;

ПК 4.3 Осуществлять контроль использования и охраны земельных ресурсов

общие компетенции:

OK 1 - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2 - Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 4 - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития;

ОК 5 - Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникативных технологий;

ОК 6 - Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями



Содержание и ход занятия

Номер этапа,

время

Этапы занятия, дидактические единицы, формы,

методы и приемы обучения, средства обеспечения занятия

Образовательные результаты, формируемые на соответствующем этапе занятия

1

3мин

1. Организационный момент:

Приветствие преподавателя, мотивация учебной деятельности

Предварительная организация группы: проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных. Создание спокойной, деловой обстановки. Проверка готовности обучающихся к изучению материала

Инициирование обучающихся к формулированию темы и целей занятия

Методы: проблемное изложение

Форма организации: фронтальная

Приемы: коммуникативная атака, беседа

Средства: эпиграф, презентация

Эпиграф: Космос есть внутри нас, мы сделаны из звёздного вещества, мы — это способ, которым космос познаёт себя. (Карл Саган)

Вопросы для беседы:

1. Как вы понимаете слова «космос есть внутри нас»?

2. Почему Карл Саган утверждает, что мы сделаны из звездного вещества?

Преподаватель обобщает ответы студентов в ходе беседы

З-1

З-3

У-2

ПК-4,3

ОК-4

ОК-5

ОК-6

2

12 мин

2. Актуализация знаний (формы, методы и приемы, перечень вопросов, заданий, задач т.д.)

2.1. Мотивация: пробуждение интереса и побуждение к работе (определение темы урока, целей)

Методы: объяснительно-иллюстративный, метод визуализации учебной информации, педагогическая поддержка

Форма организации: фронтальная, индивидуальная

Приемы: интеллектуальная разминка, интерактивный методический прием ЗХУ (знаю, хочу знать, узнал)
Средства: видеофрагмент «Путешествие по Солнечной системе», рабочая тетрадь, презентация

Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей обучающихся в область изучения темы. Просмотр фрагмента видеофильма «Путешествие по Солнечной системе». Беседа по сюжету фильма. Формулирование темы занятия. Выполнение задания №1, таблица №1


Знаю


Хочу знать


Узнал


  


  


  

На этом этапе занятия обучающиеся записывают в первой графе все, что им известно о происхождении Земли

2.2. Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы (постановка задачи, сообщение форм контроля и критериев оценки)

Методы: самоконтроль, самооценка, педагогическая поддержка

Форма организации: фронтальная, индивидуальная

Приемы: диалог, проблемная ситуация, междисциплинарная координация, интерактивный методический прием ЗХУ (знаю, хочу знать, узнал)

Средства: рабочая тетрадь, презентация

Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы

Преподаватель выявляет, какое практическое значение имеет данная тема для специальности «Землеустройство», какие знания обучающиеся хотели бы приобрести на данном занятии

Студенты заполняют таблицу №1


Знаю


Хочу знать


Узнал





После формулирования учебной задачи намечается план предстоящей учебной деятельности. Преподаватель сообщает, что необходимо знать и уметь для изучения темы, какие знания и умения имеются, какие пополнить

2.3. Повторение изученного материала для новой темы (основные понятия, необходимые для освоения новых знаний, раскрытие междисциплинарных связей)

Методы: метод опережающего обучения

Форма организации: фронтальная

Приемы: выделение ключевых понятий, междисциплинарная координация

Средства: презентация

Преподаватель выясняет, какие вопросы темы рассматривались на географии, биологии, физике; что известно по теме, предлагает выполнить задание «Дополнить предложения»

2.4. Проверка домашнего задания

Методы: взаимопроверка учебной деятельности

Форма организации: индивидуальная, парная деятельность

Приемы: тестирование, оценка успешности

Средства: карточки-дешифраторы, презентация

Для проверки домашнего задания преподаватель проводит тестирование с использованием метода взаимопроверки, приводит критерии оценивания. Обучающиеся проверяют выполненные задания, используя дешифратор, оценивают выполненные задания

З-1

З-2

З-3

З-4

У-2

ПК-4,3

ОК-1

ОК-2

ОК-4

ОК-5


3

3 мин


3. Промежуточная рефлексия:

Методы: частично-поисковый, педагогическая поддержка, организация самостоятельной деятельности обучающихся

Форма организации: индивидуальная

Прием: чтение с пометкой INSERT, самооценка учебной деятельности

Средства: рабочая тетрадь, презентация

3.1. Самооценка собственной деятельности обучающихся

Преподаватель предлагает внимательно прочитать подготовленный текст, и на полях, сделать соответствующие пометки. Обучающиеся выполняют задание

3.2. Выявление затруднений и их фиксирование

Преподаватель выясняет, какая информация для обучающихся оказалась знакомой, а какая новой, неожиданной, обращает внимание, что данная информация будет более понятна в результате изучения темы занятия

З-1

З-2

У-2

ПК-4,3

ОК-4

ОК-5

4

18 мин

4. Открытие «нового знания» (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения занятия по каждому пункту плана)

Преподаватель озвучивает план занятия

План:

1. Общие сведения о планетах Солнечной системы

2. Внутреннее строение Земли и ее оболочек

Вопрос №1. Общие сведения о планетах Солнечной системы

Методы обучения: познавательно-проблемное изложение материала, метод визуализации учебной информации, общепедагогические здоровьесберегающие методы

Форма организации: фронтальная

Приемы обучения: рассказ, работа с рабочей тетрадью, сообщения обучающихся, проблемный диалог, мини-исследование, физкультминутка

Средства обучения: рабочая тетрадь, презентация


В ходе изучения вопроса, обучающиеся заслушивают сообщение «История изучения структуры Солнечной системы», заполняют таблицу «Отличительные признаки звезд и планет»


Физкультминутка. Обучающиеся выполняют упражнения на мышцы шеи и плечевого пояса


Вопрос 2. Внутреннее строение Земли и ее оболочек

Методы обучения: познавательно-проблемное изложение материала, метод визуализации учебной информации

Форма организации: фронтальная

Приемы обучения: рассказ, сообщение обучающегося, проблемный диалог

Средства обучения: рабочая тетрадь, презентация


Преподаватель знакомит обучающихся со строением земной коры. Обучающиеся заслушивают сообщение «Граница Мохоровичича». Преподаватель обобщает изученный материал.

З-1

З-2

З-3

З-4

У-2

ПК-4,3

ОК-1

ОК-2

ОК-4

ОК-5

5

2 мин

5. Первичное закрепление новых знаний (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения)

Методы: репродуктивный, самопроверка

Формы организации: индивидуальная

Приёмы: работа со схемой, самопроверка

Средства: рабочая тетрадь

Обучающиеся выполняют задание №4: правильно укажите расположение планет (в рабочих тетрадях)

З-1

З-2

У-2

ПК-4,3

ОК-2

ОК-4

ОК-5


6

1 мин

6. Применение новых знаний и способов действий (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения)

Методы: репродуктивный, самоконтроль

Формы организации: индивидуальная

Приемы: тестирование

Средства: сигнальные карты

Преподаватель зачитывает утверждения, обучающиеся с помощью сигнальных карт отмечают, верно ли оно

З-1

З-2

З-3

У-2

ПК-4,3

ОК-2

ОК-4

ОК-5

7

2 мин

7. Включение новых знаний в систему знаний (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения)

Методы: частично-поисковый, опережающего обучения с использованием мини- исследования

Формы организации: индивидуальная, коллективная деятельность

Приемы: первичное исследование образцов горных пород, коллективная мыслительная деятельность

Средства: горные породы

Преподаватель предлагает сравнить образцы горных пород (гранит и базальт) найти различия, обсудить результат исследования

Отмечает, что данный материал будет использован в последующих темах

З-1

З-2

З-3

З-4

У-2

ПК-4,3

ОК-1

ОК-2

ОК-4

ОК-5

ОК-6

8

2 мин

8. Итоговая рефлексия (самооценка собственной деятельности обучающихся):

Методы: репродуктивный

Формы: индивидуальная, фронтальная

Приемы: беседа, интерактивный методический прием ЗХУ (знаю, хочу знать, узнал)

Средства: рабочая тетрадь

Преподаватель предлагает вернуться к заданию №1. Записать, что обучающиеся узнали сегодня на уроке.


Знаю


Хочу знать


Узнал


  


  


  

Преподаватель возвращает обучающихся к заданию №2 и выясняет, насколько данный текст стал более понятен

Обучающиеся отвечают на вопросы:

1 Интересно и продуктивно было для них занятие?

2 Какие задачи ставили?

3 Удалось ли решить поставленные задачи?

З-1

З-2

З-3

З-4

У-2

ПК-4,3

ОК-1

ОК-2

ОК-4

ОК-5

9

1 мин

9. Задание на дом:

Преподаватель предлагает дифференцированное трехуровневое задание:

I уровень - прочитать конспект урока. Ответить на контрольные вопросы в рабочей тетради

II уровень – заполнить таблицу: «Характеристика двух типов земной коры»

III уровень - написать мини-эссе «Космос и человек»

З-1

З-2

З-3

З-4

У-1

У-2

ПК-2,1

ПК-4,3

ОК-1

ОК-2

ОК-4

ОК-5

10

1 мин

10. Заключительная часть занятия:

Подведение итога занятия

Преподаватель благодарит обучающихся за работу на занятии



Подпись преподавателя ______________/ Курсакова С.Н. /





8


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.