Универсальные учебные достижения учащихся
Универсальные учебные достижения учащихся
Для формирований универсальных учебных достижений проводятся образовательные события, внеурочная деятельность, результаты которых заносятся в книжку достижений.
Книжка достижений включает себя уровни сформированности учебно- познавательного интереса, целеполагания, учебных действий, контроля, действия оценки.
Уровни сформированности учебно-познавательного интереса.
6 уровень. Обобщенный учебно- познавательный интерес. | Проявляет яркое стремление выйти за пределы заданной системы задач на совершенно новый материал, творческое отношение к найденному способу. Стремится получить дополнительные сведения по предмету. Стремится самостоятельно овладевать новыми общими способами действий. Один предмет интересует больше, другой меньше. Снижается интерес к отметкам, зато охотно выслушивает анализ своих действий со стороны авторитетных людей. |
5 уровень. Устойчивый учебно- познавательный интерес. | Охотно включается в процесс и работает длительно. Интересуется результатами собственного поиска, а также результатами одноклассников. Интересуется дополнительными сведениями, выходящими за пределы задачи. Интерес устойчив. Возможно снижение интереса при выявлении серии однотипных задач. Отметками интересуется в меньшей степени, чем анализом найденного им общего способа решения. |
4 уровень. Ситуативный учебный интерес. | Охотно включается в процесс решения новых задач, пытается найти неизвестный способ решения. Решения задач доводит до конца, не отвлекается. Охотно переходит к решениям задач того же типа, самостоятельно оценить результаты не стремится. Проявляет заинтересованность в отметках. При низкой отметке интерес ослабевает. |
3 уровень. Любопытство. | Быстро утрачивает интерес, не стремится доводить до конца. Эмоциональные реакции ограничиваются информацией о новых для ученика теоретических сведениях, но не распространяет на способы решения задач. |
2 уровень. Реакция на новизну. | Ученик оживляется, задает вопросы, охотно включается в процесс, Ответы учителя на свои вопросы почти не слушает, его удовлетворяет любой |
| ответ, Теория его не интересует. Охотно включившись в задание, не доводит его до конца; нуждается в поддержке и контроле учителя. Почти не интересуется насколько правильно и неправильно выполняет учебные действия. |
1 уровень. Отсутствие интереса | Чаще всего ученик относится безразлично или отрицательно к решению учебных задач, неохотно включается в их выполнение, неохотно принимает помощь со стороны учителя, не интересуется процессом и результатом их выполнения. Интерес фактически никак не проявляется в ситуации школьного обучения. |
Уровни сформированности целеполагания
6 уровень. Самостоятельная постановка новых учебных целей | Хорошо оценивает требования любой сложности, устанавливает связь нового способа со старым. |
5 уровень. Переопределение практической задачи в познавательную. | Постановка цели осуществляется самим учеником. Охотно и легко принимает помощь учителя в виде наводящих вопросов, хорошо осознает свои возможности |
4 уровень. Принятие познавательной задачи. | Четко следует требованиям, Четко ориентируется в задании, может дать четкие ответы на вопросы «Что нового ты узнал?», «Чему научился?», «Что должен был узнать?». Все компоненты осознаются, запоминаются и воспроизводятся полно. Самостоятельно задачи ставит редко. Нуждается в постоянной стимуляции извне. Не выходит за пределы требований. |
3 уровень. Переопределение познавательной задачи в практическую. | После выполнения задания ученик затрудняется ответить на вопросы «Что ты должен был узнать?», «Что ты должен был сделать?». Может полно воспроизвести ту часть материала, которая относится к конкретным сведениям (факты, предметы), а теоретический материал воспроизводится крайне фрагментарно. |
2 уровень. Принятие практической задачи. | Охотно включается в решение задач. Хорошо осознает, что именно требуется получить в результате, стремится довести действия до конца. Не может увязать теоретическое содержание действия с его практической частью. Ведет себя хаотично и быстро прекращает активность. |
1 уровень. Отсутствие цели. | Затрудняется в различении практических и теоретических задач. Не может ответить на вопросы «Что нового ты узнал?», «Чему научился?», «Что будешь сейчас делать?», «Что надо сделать?», «Чему надо научиться?». Не может выделять промежуточные цели и планировать свои действия. Может выполнять только несложные одноактовые действия с элементарным операционным составом. |
Уровень сформированности учебных действий
6 уровень. Обобщение учебных действий | Использует знания общих принципов построения способов действий. Новые задачи решает самостоятельно. |
5 уровень. Самостоятельное построение учебных действий. | Поиск нового способа осуществляется с трудом. Ученик работает самостоятельно и ошибки исправляет сам. |
4 уровень. Адекватный перенос учебных действий. | Принимает косвенную помощь извне. Может правильно объяснять причины своих затруднений. |
3 уровень. Неадекватный перенос учебных действий. | Пытается самостоятельно применить усвоенный способ. С помощью учителя может выполнить действия. Затруднение вызывает небольшие изменения условий. |
2 уровень. Выполнение учебный действий в сотрудничестве с учителем. | Действует по постоянному алгоритму. Может активно участвовать в коллективном обсуждении условий и способа решения задачи. Часто допускает ошибки. Успешно может решить задачу под контролем учителя. Плохо осознает связь способа выполнения действий. Если есть какие-то изменения резко затрудняется в выполнении решения задачи. |
1 уровень. Отсутствие учебных действий как целостных единиц деятельности. | При внесении малейших изменений в условия задачи, теряется. Работает по образцу. Не достигает результата, часто отвлекается. Отвечает на вопросы невпопад. Когда приступает к заданию не знает, что делать. Может поднять руку не зная ни вопроса, ни ответа. |
Уровни сформированности действий контроля
6 уровень. Актуальный рефлексивный контроль. | Умеет контролировать соответствия выполняемых действий. Самостоятельно обнаруживает ошибки в схеме и самостоятельно вносит коррективы в схему, совершая безошибочные действия. |
5 уровень. Потенциальный рефлексивный контроль. | Задания выполняет регулярно и безошибочно, контролируя свои действия непосредственно в процессе выполнения. |
4 уровень. Актуальный контроль на уровне произвольного внимания. | Допущенные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно, безошибочно решает задачи по схеме. |
3 уровень. Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания. | Может допустить ошибку, если учитель просит, находит ее и исправляет, может объяснить свои действия. |
2 уровень. Контроль на уровне непроизвольного внимания. | Не может объяснить ни ошибку, ни правильный ответ. Действует хаотично, импульсивно, легко отказывается от своего решения. Хорошо знакомые действия, может совершать безошибочно. Ошибки находит не всегда. |
1 уровень. Отсутствие контроля. | Не умеет исправлять ошибки. Неоднократно повторяет одни и те же ошибки. Не может объяснить, почему действия надо совершать так, а не иначе. |
Уровни сформированности действия оценки
6 уровень. Актуально- адекватная прогнолостическая оценка. | Может самостоятельно оценить свои возможности в решении новой задачи, учитывая возможное изменение известных ему способов действия. |
5 уровень. Потенциально- адекватная прогностическая оценка. | С помощью учителя может оценить свои возможности в решении новой задачи, учитывая возможное изменение известных ему способов действия. |
4 уровень. Неадекватная | Часто допускает ошибки, не может до начала решения задачи дать оценку своим возможностям. |
прогнолостическая оценка. | |
3 уровень. Адекватная ретроспективная оценка. | Критически относится к оценкам учителя, замечает факты занижения или завышения, может оценить и действия других учеников. |
2 уровень. Неадекватная ретроспективная оценка. | Интересуется отметками и отзывами учителя. Оценки учителя воспринимает некритически, обоснования этих оценок не понимает и не выслушивает. |
1 уровень. Отсутствие оценки. | Ориентируется на поставленную учителем оценку. Не способен оценить возможности. |