Конспект урока литературы в 11 классе «Упитанный, а невоспитанный или За столом литературного героя»

4
0
Материал опубликован 16 August 2021



Конспект урока литературы в 11 классе

Тема: «Упитанный, а невоспитанный, или За столом с литературными героями»"

Цель урока: расширить представления учащихся о литературных героях и приёмах их характеристики в ходе системного повторения классической литературы с использованием возможностей ИКТ-технологий и навыков составления программ при подготовке к итоговому сочинению, ЕГЭ по литературе и информатике, а также к различным олимпиадам и конкурсам.

Задачи:

1. Развивать навыки анализа художественного текста, сравнительного анализа.

2. Формировать личностное отношение к проблемам и вопросам литературы.

3. Повторить тексты программных произведений А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, М.А.Булгакова, выделить особенности выражения авторской позиции по отношению к героям.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер ( для создания презентации на уроке), художественные тексты

Ход урока.

1. Оргмомент.

Здравствуйте. Сегодня мы проведём не совсем обычный урок: создавать его вы будете сами, основываясь на своём читательском опыте. В качестве тьютеров на уроке присутствует сразу два учителя- литературы и информатики. Желаем всем хорошего настроения и доброжелательного отношения друг к другу.

2. Просмотр видеороликов.

Сегодня мы проведем урок, можно сказать, экспериментальный. Я предлагаю начать его с просмотра двух небольших видео.

1 -2 Видеофрагменты из х/ф «Барышня-крестьянка» (За столом в доме Берестовых и Муромских. (2 мин.))



- Как могут быть связаны эти два видео? (ответы)

(Культурные традиции русского дворянства 19 века как средство характеристики героев у А.С.Пушкина0

3. Переход к теме урока.

- Сегодня на уроке мы вспомним о наших национальных традициях угощения, отражённых на страницах отечественной классики, чтобы лучше понять не только героев этих произведений, но и авторское отношение к ним. Работая в группах, вы будете создавать 1-3 слайда для презентации на тему урока, применяя ваши навыки работы с художественным текстом, а также правильное, целесообразное применение ИКТ-технологий. Результатами урока должны стать более глубокое, осознанное понимание художественной литературы, эффективная работа в группах и практические навыки создания презентации.

- Темы работы вы получили заранее, отобрали материал, необходимый для анализа, подготовили его выразительное чтение, распределили обязанности в группе. Индивидуальное задание было дано одному из учеников: он создал компьютерную программу расчёта калорийности блюд на столе у разных литературных персонажей.

- Сегодня мы предлагаем вам посетить дома литературных героев и поприсутствовать на обедах у них, почувствовать своеобразную атмосферу усадебного и городского быта 19-20 вв.. Сейчас у кого-то может возникнуть вопрос, а имеем ли мы на это право судить о героях прошлого по тому, что и как они ели? И какой смысл в модных сейчас среди пользователей Интернета квизов, проводящих параллель между различными героями прошлого и современными людьми? К этим вопросам мы вернемся в конце урока.

4. Беседа об особенностях литературных эпох. (Повторение пройденного материала)

- Вспомним особенности изображения русской жизни в 19- 20 веках. Какими представали герои литературы Золотого и Серебряного веков? А какими мы видим персонажей советской эпохи на сатирических страницах у Булгакова? ( принципы реалистического изображения у Пушкина, Гоголя, Л.Н.Толстого, Чехова, Бунина, Булгакова)

5. Знакомство с новым материалом. (Усвоение нового материала

Итак, начинаем наше путешествие по страницам русской классики. Перед тем, как мы откроем их, вспомним слова мудреца Сократа: «Надо есть , чтобы жить, а не жить, чтобы есть». Вот это и будет нашим своеобразным компасом в этом путешествии.

.

Слайды 1-2. Тема урока, эпиграф; авторы презентации.

6. Знакомство с творчеством классиков: взгляд с неожиданной стороны.

Слайд 3. А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка», «Капитанская дочка»

Традиции русского дворянского быта: поместного дворянства

( национальные традиции и противопоставленные им европейские в домах Берестовых и Муромских);

мелкопоместного дворянства (отражение народных взглядов на понятие «дом» в семье капитана Миронова).

Слайд 4.

В романе «Евгений Онегин» главный герой предстаёт как гурман. На слайде отражены предпочтения в меню ресторанов той эпохи ( в Петербурге, в Москве, в Одессе), а также в провинциальной семье Лариных. По замыслу Пушкина, на страницах романа должен был отразиться «…целый век и современный человек…», в том числе и с точки зрения пристрастий в еде.

Слайды 5-6.

Н.В.Гоголь «Мёртвые души». Еда как деталь, как средство характеристики героев. Сопоставление цитатных характеристик персонажей «помещичьих» глав и Чичикова.

- Можно ли на основании чтения этих фрагментов что-то сказать о героях и авторском отношении к ним? (Ответы)

8. Работа с текстами романа Л.Н.Толстого «Война и мир» ( эпизод «Обед в английском клубе») и рассказа А.П.Чехова «Дама с собачкой» .

- А сейчас мы предлагаем вам поработать экспертами-критиками и проанализировать фрагменты текстов произведений Л.Н.Толстого и А.П.Чехова. Наша задача - познакомиться с текстами и попробовать определить особенности способов выражения авторского отношения к героям у каждого автора. Но размышлять мы будем не только по литературоведческим критериям, но и по вкусовым (субъективным) , в прямом смысле этого слова

(Класс делится на две группы. Им выдаются тексты ( фрагменты).Группы начинают работать ( около 5 мин). Выводы групп презентуются).

Итог: слайды 7-8.

Выводы записываются в тетради: у Толстого описание блюд на торжественном обеде в честь Багратиона выражают авторскую симпатию к графу Безухову за его хлебосольство, гостеприимность, отсутствие расчётливости и скупости. А у Чехова, еда выступает в качестве символа бездуховного начала у героя, а в конце равнодушие к пище становится знаком глубокого чувства и духовного роста Гурова. У обоих классиков еда позволяет судить о социальном статусе героев.

9. Защита частей (фрагментов) проекта, подготовленных заранее.

Слайды 9-11 И.А.Бунин «Чистый понедельник»

«Любил он всё первоклассное…» (о Бунине). Соединяя воедино музыкальное, живописное, поэтическое автор создаёт портрет эпохи Серебряного века, что невозможно без описания изысканных блюд, подававшихся в ресторанах, и простой еды в дни Великого поста и церковных праздников.

Слайды 12-14. М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита».

Гастрономически-кулинарные изыски в ресторане «У Грибоедова», еда как лекарство от похмелья, борщ у Никанорова, курица у дяди из Киева, рыба не первой свежести у буфетчика-вора – всё это разнообразие еды в тексте романа Булгакова свидетельствует о сатирическом разоблачении всех участников данных сцен, средством беспощадной сатиры на москвичей, символом уклада жизни, при котором еда становится средством беспощадного разоблачения людей, забывших ( или не знавших вовсе!), что человеку необходимо помнить не о насущном, а о вечном.



- Вернемся к главному вопросу нашего урока: имеем ли мы право судить о героях прошлого по тому, что и как они ели? И какой смысл в модных сейчас среди пользователей Интернета квизов, проводящих параллель между различными героями прошлого и современными людьми? (ответы)

10. Итог урока

-Каждая эпоха символизирует что-то свое, характерное только для того времени. А еда, действительно, многое может сказать о человеке. И квизы, как интеллектуальное развлечение, тоже могут быть полезными: выполняя тестовые задания по литературным произведениям, вы обращаетесь к текстам классики и вновь открываете её для себя.

Предлагаем всем присутствующим (желающим), выбрать тот набор блюд из меню литературных героев, о ком мы сегодня вспомнили, и рассчитать по программе, составленной одиннадцатиклассником, калорийность обеда и принадлежность к определённому типу литературного героя.

- Все в этом мире когда-нибудь заканчивается, и наш урок подходит к завершению.

12. Домашнее задание.

- Вы все зарегистрированы в какой-либо соцсети. В каждой есть варианты квиза. Попробуйте пройти его. Возможно, вы многое о себе узнаете. Удачи!

13. Слайд 12. Рефлексия.

Продолжите предложение:

* Сегодня я впервые задумался над тем, что…»





упитанный.а невоспитанный
PPTX / 5.76 Мб





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.