Конспект урока литературы в 11 классе «Упитанный, а невоспитанный или За столом литературного героя»
Конспект урока литературы в 11 классе
Тема: «Упитанный, а невоспитанный, или За столом с литературными героями»"
Цель урока: расширить представления учащихся о литературных героях и приёмах их характеристики в ходе системного повторения классической литературы с использованием возможностей ИКТ-технологий и навыков составления программ при подготовке к итоговому сочинению, ЕГЭ по литературе и информатике, а также к различным олимпиадам и конкурсам.
Задачи:
1. Развивать навыки анализа художественного текста, сравнительного анализа.
2. Формировать личностное отношение к проблемам и вопросам литературы.
3. Повторить тексты программных произведений А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, М.А.Булгакова, выделить особенности выражения авторской позиции по отношению к героям.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер ( для создания презентации на уроке), художественные тексты
Ход урока.
1. Оргмомент.
Здравствуйте. Сегодня мы проведём не совсем обычный урок: создавать его вы будете сами, основываясь на своём читательском опыте. В качестве тьютеров на уроке присутствует сразу два учителя- литературы и информатики. Желаем всем хорошего настроения и доброжелательного отношения друг к другу.
2. Просмотр видеороликов.
Сегодня мы проведем урок, можно сказать, экспериментальный. Я предлагаю начать его с просмотра двух небольших видео.
1 -2 Видеофрагменты из х/ф «Барышня-крестьянка» (За столом в доме Берестовых и Муромских. (2 мин.))
- Как могут быть связаны эти два видео? (ответы)
(Культурные традиции русского дворянства 19 века как средство характеристики героев у А.С.Пушкина0
3. Переход к теме урока.
- Сегодня на уроке мы вспомним о наших национальных традициях угощения, отражённых на страницах отечественной классики, чтобы лучше понять не только героев этих произведений, но и авторское отношение к ним. Работая в группах, вы будете создавать 1-3 слайда для презентации на тему урока, применяя ваши навыки работы с художественным текстом, а также правильное, целесообразное применение ИКТ-технологий. Результатами урока должны стать более глубокое, осознанное понимание художественной литературы, эффективная работа в группах и практические навыки создания презентации.
- Темы работы вы получили заранее, отобрали материал, необходимый для анализа, подготовили его выразительное чтение, распределили обязанности в группе. Индивидуальное задание было дано одному из учеников: он создал компьютерную программу расчёта калорийности блюд на столе у разных литературных персонажей.
- Сегодня мы предлагаем вам посетить дома литературных героев и поприсутствовать на обедах у них, почувствовать своеобразную атмосферу усадебного и городского быта 19-20 вв.. Сейчас у кого-то может возникнуть вопрос, а имеем ли мы на это право судить о героях прошлого по тому, что и как они ели? И какой смысл в модных сейчас среди пользователей Интернета квизов, проводящих параллель между различными героями прошлого и современными людьми? К этим вопросам мы вернемся в конце урока.
4. Беседа об особенностях литературных эпох. (Повторение пройденного материала)
- Вспомним особенности изображения русской жизни в 19- 20 веках. Какими представали герои литературы Золотого и Серебряного веков? А какими мы видим персонажей советской эпохи на сатирических страницах у Булгакова? ( принципы реалистического изображения у Пушкина, Гоголя, Л.Н.Толстого, Чехова, Бунина, Булгакова)
5. Знакомство с новым материалом. (Усвоение нового материала
Итак, начинаем наше путешествие по страницам русской классики. Перед тем, как мы откроем их, вспомним слова мудреца Сократа: «Надо есть , чтобы жить, а не жить, чтобы есть». Вот это и будет нашим своеобразным компасом в этом путешествии.
.
Слайды 1-2. Тема урока, эпиграф; авторы презентации.
6. Знакомство с творчеством классиков: взгляд с неожиданной стороны.
Слайд 3. А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка», «Капитанская дочка»
Традиции русского дворянского быта: поместного дворянства
( национальные традиции и противопоставленные им европейские в домах Берестовых и Муромских);
мелкопоместного дворянства (отражение народных взглядов на понятие «дом» в семье капитана Миронова).
Слайд 4.
В романе «Евгений Онегин» главный герой предстаёт как гурман. На слайде отражены предпочтения в меню ресторанов той эпохи ( в Петербурге, в Москве, в Одессе), а также в провинциальной семье Лариных. По замыслу Пушкина, на страницах романа должен был отразиться «…целый век и современный человек…», в том числе и с точки зрения пристрастий в еде.
Слайды 5-6.
Н.В.Гоголь «Мёртвые души». Еда как деталь, как средство характеристики героев. Сопоставление цитатных характеристик персонажей «помещичьих» глав и Чичикова.
- Можно ли на основании чтения этих фрагментов что-то сказать о героях и авторском отношении к ним? (Ответы)
8. Работа с текстами романа Л.Н.Толстого «Война и мир» ( эпизод «Обед в английском клубе») и рассказа А.П.Чехова «Дама с собачкой» .
- А сейчас мы предлагаем вам поработать экспертами-критиками и проанализировать фрагменты текстов произведений Л.Н.Толстого и А.П.Чехова. Наша задача - познакомиться с текстами и попробовать определить особенности способов выражения авторского отношения к героям у каждого автора. Но размышлять мы будем не только по литературоведческим критериям, но и по вкусовым (субъективным) , в прямом смысле этого слова
(Класс делится на две группы. Им выдаются тексты ( фрагменты).Группы начинают работать ( около 5 мин). Выводы групп презентуются).
Итог: слайды 7-8.
Выводы записываются в тетради: у Толстого описание блюд на торжественном обеде в честь Багратиона выражают авторскую симпатию к графу Безухову за его хлебосольство, гостеприимность, отсутствие расчётливости и скупости. А у Чехова, еда выступает в качестве символа бездуховного начала у героя, а в конце равнодушие к пище становится знаком глубокого чувства и духовного роста Гурова. У обоих классиков еда позволяет судить о социальном статусе героев.
9. Защита частей (фрагментов) проекта, подготовленных заранее.
Слайды 9-11 И.А.Бунин «Чистый понедельник»
«Любил он всё первоклассное…» (о Бунине). Соединяя воедино музыкальное, живописное, поэтическое автор создаёт портрет эпохи Серебряного века, что невозможно без описания изысканных блюд, подававшихся в ресторанах, и простой еды в дни Великого поста и церковных праздников.
Слайды 12-14. М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита».
Гастрономически-кулинарные изыски в ресторане «У Грибоедова», еда как лекарство от похмелья, борщ у Никанорова, курица у дяди из Киева, рыба не первой свежести у буфетчика-вора – всё это разнообразие еды в тексте романа Булгакова свидетельствует о сатирическом разоблачении всех участников данных сцен, средством беспощадной сатиры на москвичей, символом уклада жизни, при котором еда становится средством беспощадного разоблачения людей, забывших ( или не знавших вовсе!), что человеку необходимо помнить не о насущном, а о вечном.
- Вернемся к главному вопросу нашего урока: имеем ли мы право судить о героях прошлого по тому, что и как они ели? И какой смысл в модных сейчас среди пользователей Интернета квизов, проводящих параллель между различными героями прошлого и современными людьми? (ответы)
10. Итог урока
-Каждая эпоха символизирует что-то свое, характерное только для того времени. А еда, действительно, многое может сказать о человеке. И квизы, как интеллектуальное развлечение, тоже могут быть полезными: выполняя тестовые задания по литературным произведениям, вы обращаетесь к текстам классики и вновь открываете её для себя.
Предлагаем всем присутствующим (желающим), выбрать тот набор блюд из меню литературных героев, о ком мы сегодня вспомнили, и рассчитать по программе, составленной одиннадцатиклассником, калорийность обеда и принадлежность к определённому типу литературного героя.
- Все в этом мире когда-нибудь заканчивается, и наш урок подходит к завершению.
12. Домашнее задание.
- Вы все зарегистрированы в какой-либо соцсети. В каждой есть варианты квиза. Попробуйте пройти его. Возможно, вы многое о себе узнаете. Удачи!
13. Слайд 12. Рефлексия.
Продолжите предложение:
* Сегодня я впервые задумался над тем, что…»
упитанный.а невоспитанный
PPTX / 5.76 Мб