Тема: Культура поведения за столом.
Сервировка стола к завтраку.
Цель: Ознакомить обучающихся с понятием – этикет, правилами поведения за столом; научить подготавливать стол к приему пищи за завтраком с учетом санитарных, практических, эстетических требований и мер безопасности.
Наглядные пособия: готовая салфетка
Оборудование: компьютер, «салфетка».
На доске: тема, слова: этикет, сервировка.
Ход урока.
1. АОЗ – 4 мин.
Мы с вами заканчиваем раздел технологии «Кулинария» и тема нашего урока: «Культура поведения за столом. Сервировка стола к завтраку». Сегодня вы познакомитесь с понятием этикет, рассмотрите, что нужно знать о правилах поведения ха столом, как выполняется сервировка стола к завтраку, ну и сделаете салфетку «Свеча».
Какие правила ТБ при выполнении кулинарных работ вы знаете? (фартук, мыть руки, пользоваться прихватками, чистота на кухне, мыть посуду, аптечка).
2. НМ – 34 мин.
Этикет – 8 мин.
Установленный, принятый порядок поведения за столом называется этикет (записать определение). Правила этикета за столом предусматривает умелое пользование столовыми приборами и правильный прием пищи. (Помощника)
Осанка – сидеть прямо, не напрягаясь, слегка опираясь на спинку стула.
Расстояние между стулом и столом – ни близко, ни далеко.
Локти – не ставить на стол, опираться на предплечья.
Салфетка – стелить на колени, рот вытирают гигиеническими салфетками, к-рые находятся на столе.
Начало – начинают есть после того, как за стол сядет и начнет есть хозяйка.
Блюда берут специальной лопаточкой, щипцами (не своей вилкой, ложкой).
Хлеб, пирожное (сухое), печенье, фрукты и др. штучные продукты – берут руками.
Не следует наполнять рот большим количеством пищи, пережевывают пищу с закрытым ртом, не спеша, бесшумно.
Если нужно что-то взять со стола, то вилку и нож кладут так, чтобы ручки лежали на столе.
Если стол сервирован незнакомыми приборами, то сначала используют прибор, наиболее далеко отстоящий от тарелки, за тем следующий и т.д.
Нож держат в правой руке, вилку – в левой. Брать на вилку столько, сколько на нее помещается, помогая себе ножом, но не накладывать еду на вилку ножом.
По окончании еды тарелку не двигают, а кладут приборы параллельно друг другу ручками вправо.
Выходят из-за стола только после хозяйки, положив салфетку.
Старайтесь больше есть в куру семьи, чтобы правила этикета стали для вас привычкой.
Сервировка + п/р – 18 мин.
Мы рассмотрели правила для кого? (для гостей), а теперь правила для хозяйки. Эти правила и называют сервировкой. Сервировка – подготовка и оформление стола для приема пищи (записать определение). Сервируют стол столовой посудой, столовыми приборами.
Столовая посуда – сервизы (тарелки, блюдца, салатники, розетки, подставки (рюмки) для яиц).
Столовые приборы:
А) индивидуального пользования
Б) общего назначения (вспомогательные) (записать)
Сервировка стола к завтраку зависит от блюд, входящих в меню. Однако есть постоянные правила:
Стол застилают скатертью.
Кладут льняные или хлопчатобумажные салфетки.
Посуду и приборы ставят на салфетки: закусочную тарелку, наискосок справа – блюдце с чашкой, чайную ложку кладут на блюдце. Вилку располагают слева от тарелки зубьями вверх, нож – справа лезвием в тарелке. Вареное яйцо подают в специальной подставке и ставят справа от закусочной тарелки или на нее.
В центре размещают блюдо с нарезанными гастрономическими продуктами (колбаса, ветчина, сыр и др.).
Масленку ставят на стол вместе с ножом.
Сахарницу, вазочку с вареньем, медом ставят посередине стола.
Практическая работа на ПК – 7 мин. (ТБ за ПК)
задание
BMP / 1.62 Мб
ответ
BMP / 1.9 Мб
Салфетка «Свеча» - 8 мин.
Салфетка – обязательный предмет сервировки стола. Салфетки должны быть чистыми, накрахмаленными, можно использовать бумажные салфетки. Ими украшают стол. Один из способов складывания салфетки – «Свеча».
- дважды свернуть, чтобы получилось четыре квадрата, затем сложить по диагонали и верхний угол завернуть вниз, левый и правый углы закрепить сзади.
Практическая работа – 3-4 мин.
3. Закрепление – 6 мин.
1. Повторить определения
2. Правила поведения за столом – 1 ученик
3. Зачитать правила сервировки.
4.*Сделать салфетку.
Оценки
4. ДЗ – найдите другой способ складывания салфеток – 1 мин.
Спасибо за урок.
Горбачёва Марина Юрьевна
Ирина