Упражнения на основе текста по русскому языку «Имя прилагательное» (6 класс)
Пояснительная записка
Автор | Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска, учитель высшей категории. |
Название | Упражнения на основе текста по теме «Имя прилагательное» |
Целевая аудитория | Учащиеся шестого класса. |
Цель | Отработать умение выполнять морфологический разбор прилагательных, определять вид словообразования прилагательных, составлять словообразовательные цепочки. |
Основные лингвистические понятия | Тема текста, стиль речи, тип текста, прилагательное, разряды прилагательных, полное и краткое прилагательное |
Развитие речи | Умение определять тему текста, определять тип текста и стиль речи. |
Формы работы учащихся | Индивидуальная и парная работа, фронтальный опрос, самостоятельная работа, домашнее задание, взаимопроверка. |
Источники информации | И.С.Тургенев. Лес и степь. https://ilibrary.ru/text/1204/p.25/index.html https://www.chitalnya.ru/work/3184916/ |
1. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Определите тип текста и стиль речи.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Сквозь голые бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное задумчивое небо. 2) Кое-где на липах висят последние золотые листья. 3) Сырая земля упруга под ногами, высокие былинки сухи, длинные нити блестят на побледневшей траве. 4) Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. 5) Идешь вдоль светленькой опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память. 6) Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в радостных или грустных воспоминаниях.
2. Определите лексическое значение выделенного слова из предложения 1.
________________________________________________________
3. Подберите синонимы и антонимы ко всем прилагательным предложения 3.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Определите постоянные признаки всех прилагательных предложения 2.
______________________________________________________________________________________________________________________________
5. Определите разряд прилагательных предложения 5.
________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какую синтаксическую роль играет прилагательное в предложении? Приведите примеры из прочитанного текста.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Найдите в тексте и выпишите примеры образного употребления прилагательных. Определите вид тропов, укажите в скобках. Например: глаза, как небо, голубые (сравнение).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Определите способ словообразования выделенных прилагательных в предложениях 2,3,4. Составьте и запишите словообразовательные пары.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Запишите по одному примеру из текста и по три своих примера на следующие правила:
1) Н и НН в суффиксах прилагательных.
2) Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными.
3) Правописание суффиксов –ОНЬК-, -ЕНЬК- прилагательных.
4) Правописание суффиксов -ЧИВ-, -ЛИВ-.
5) Правописание окончаний прилагательных.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. При помощи различных суффиксов образуйте, где возможно, прилагательные от существительных предложения 2 текста. Составьте и запишите словообразовательные пары.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Рассмотрите картину И.Левитана «Осень. Охотник». Прочитайте сочинение по этой картине, вставив недостающие прилагательные.
Левитан Исаак Ильич - один из самых ________________ и _________________ пейзажистов России. Каждое его произведение – это не просто_________________ картина, это _________________ история. Такова и ________________картина «Осень. Охотник», написанная в 1880году.
Что мы видим на___________ холсте? _________, _________затянутое тучами небо. Уже совсем ________ и _____________ деревья. И только еще кое-где ___________, слегка покрытая опавшими листьями трава придает картине немного _____________ красок. Изображенная в центре картины _________ __________фигура охотника и его ______________ друг-пес пробуждают в душе бурю _________________эмоций.
По изображенным деревьям и использованным цветам, видно, что ___________осень уже давно вступила в свои права. Всем известно, что именно в это время очень уязвимы и животные. Они также готовятся к встрече с зимой и теперь становятся более _____________ для охотников. ____________ пес бежит впереди ____________хозяина и пытается поймать след _____________ зверя. Охотник медленно следует за _____________ другом, чтобы быть наготове, если вдруг где-то выскочит ________________ дичь. Он практически растворяется в густоте ____________леса, на фоне _____________ деревьев. На меня картина наводит ___________грусть и ___________ жалость.
Голдина Лилия Вильевна