12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна45863
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Пояснительная записка

Автор

Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска, учитель высшей категории.


Название

Упражнения на основе текста по теме «Имя прилагательное»


Целевая аудитория

Учащиеся шестого класса.


Цель

Отработать умение выполнять морфологический разбор прилагательных, определять вид словообразования прилагательных, составлять словообразовательные цепочки.


Основные лингвистические понятия

Тема текста, стиль речи, тип текста, прилагательное, разряды прилагательных, полное и краткое прилагательное

Развитие речи

Умение определять тему текста, определять тип текста и стиль речи.

Формы работы учащихся

Индивидуальная и парная работа, фронтальный опрос, самостоятельная работа, домашнее задание, взаимопроверка.

Источники информации

И.С.Тургенев. Лес и степь.

https://ilibrary.ru/text/1204/p.25/index.html


https://www.chitalnya.ru/work/3184916/



1. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Определите тип текста и стиль речи.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


1) Сквозь голые бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное задумчивое небо. 2) Кое-где на липах висят последние золотые листья. 3) Сырая земля упруга под ногами, высокие былинки сухи, длинные нити блестят на побледневшей траве. 4) Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. 5) Идешь вдоль светленькой опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память. 6) Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в радостных или грустных воспоминаниях.


2. Определите лексическое значение выделенного слова из предложения 1.

________________________________________________________

3. Подберите синонимы и антонимы ко всем прилагательным предложения 3.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите постоянные признаки всех прилагательных предложения 2.

______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите разряд прилагательных предложения 5.

________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какую синтаксическую роль играет прилагательное в предложении? Приведите примеры из прочитанного текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Найдите в тексте и выпишите примеры образного употребления прилагательных. Определите вид тропов, укажите в скобках. Например: глаза, как небо, голубые (сравнение).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Определите способ словообразования выделенных прилагательных в предложениях 2,3,4. Составьте и запишите словообразовательные пары.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Запишите по одному примеру из текста и по три своих примера на следующие правила:

1) Н и НН в суффиксах прилагательных.

2) Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными.

3) Правописание суффиксов –ОНЬК-, -ЕНЬК- прилагательных.

4) Правописание суффиксов -ЧИВ-, -ЛИВ-.

5) Правописание окончаний прилагательных.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


10. При помощи различных суффиксов образуйте, где возможно, прилагательные от существительных предложения 2 текста. Составьте и запишите словообразовательные пары.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Рассмотрите картину И.Левитана «Осень. Охотник». Прочитайте сочинение по этой картине, вставив недостающие прилагательные.

t1688241063aa.jpg


Левитан Исаак Ильич - один из самых ________________ и _________________ пейзажистов России. Каждое его произведение – это не просто_________________ картина, это _________________ история. Такова и ________________картина «Осень. Охотник», написанная в 1880году.

Что мы видим на___________ холсте? _________, _________затянутое тучами небо. Уже совсем ________ и _____________ деревья. И только еще кое-где ___________, слегка покрытая опавшими листьями трава придает картине немного _____________ красок. Изображенная в центре картины _________ __________фигура охотника и его ______________ друг-пес пробуждают в душе бурю _________________эмоций.

По изображенным деревьям и использованным цветам, видно, что ___________осень уже давно вступила в свои права. Всем известно, что именно в это время очень уязвимы и животные. Они также готовятся к встрече с зимой и теперь становятся более _____________ для охотников. ____________ пес бежит впереди ____________хозяина и пытается поймать след _____________ зверя. Охотник медленно следует за _____________ другом, чтобы быть наготове, если вдруг где-то выскочит ________________ дичь. Он практически растворяется в густоте ____________леса, на фоне _____________ деревьев. На меня картина наводит ___________грусть и ___________ жалость.






Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (1)

Голдина Лилия Вильевна, 02.07.23 в 13:00 1Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, класс!!! Как мне нравятся такие задания. Сама когда-то составляла что-то подобное. Огромное спасибо за Ваш труд!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.