Разработка урока русского языка «Имя прилагательное» (6 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Коррекционная школа № 8»
Тема урока
« Имя прилагательное. Грамматические признаки прилагательного».
Подготовила
Тункова Светлана Викторовна,
учитель высшей квалификационной категории
Тема урока « Имя прилагательное. Грамматические признаки прилагательного, закрепление».
Цель: закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, систематизировать существенные признаки имени прилагательного как части речи; повторить грамматические категории данной части речи: число имен прилагательных, род имен прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе.
Задачи:
Образовательные: формировать умения применять на практике знания о грамматических признаках имени прилагательного как части речи, развивать устную и письменную речь учащихся, умение проявления самостоятельности в разных видах деятельности.
- понимание богатства и разнообразия языковых средств, для выражения мыслей и чувств;
Коррекционно - развивающие: развитие умения сравнивать, сопоставлять на основе языкового материала урока; корригировать речь учащихся в процессе ответов на вопросы и составлении предложений; формирование умения оценивать свои учебные действия и их результаты, используя приёмы самопроверки и взаимопроверки на разных этапах урока.
Воспитательные: воспитывать интерес, любовь к родному языку, положительную мотивацию к учению, старательность.
Орг.момент
1.Вступительное слово учителя.
Добрый день, ребята и уважаемые гости! Пусть он действительно будет для нас сегодня добрым и разбудит в каждом из нас лучшие чувства - желание слышать, понимать и поддерживать друг другая. А теперь улыбнитесь друг другу! На такой доброй ноте начнём наш урок. Окунуться в атмосферу урока нам поможет стихотворение, которое называется «Сказка про краски»
Если б все на свете было одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым, на зеленой спать перине
Под зеленым одеялом?
И зеленою водою на рассвете умываться,
И зеленым-презеленым
Полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелеными домами
Ярко солнце зеленеет.
Видеть мир привыкли люди
Белым. Желтым. Синим. Красным.
Пусть же все на свете будет
Удивительным и разным.
2. Формулирование темы и целей урока.
Учитель: - Скажите, а какая часть речи нужна нам, чтобы рассказать об удивительном и разном (имена прилагательные).
Идет последний месяц зимы, и совсем скоро наступит, пожалуй, самое любимое года многих людей... весна. На уроке мы будем использовать имена прилагательные для описания зимней и весенней природы.
Слайд 2
А давно были вы в лесу? Видели ли какая там красота? Я приглашаю вас и наших гостей в лесное царство. А в попутчики мы возьмём удивительную часть речи - имя прилагательное. Мы попытаемся выяснить, какую роль выполняют прилагательные в художественном тексте, покажем умение использовать их в своей речи.
Слайд 3
Запишем число. Классная работа.
3.Запись темы урока.
Слайд 4
Учитель:
Замечательный русский писатель Александр Иванович Куприн сказал очень точные слова, с которых мы и начнём нашу работу
Рус…кий язык в умелых руках и в опытных устах кр….сивый и п…вучий.
Учитель:
- Как понимаете, что такое «уста» ?
-В чём на ваш взгляд смысл этого высказывания?
-В некоторых словах пропущены буквы , давайте вставим их и объясним их правописание ( устно)
(ученики по цепочке объясняют орфограммы)
Учитель:
-Есть ли здесь прилагательные? Назовите их.
Учитель:
Чтобы наша речь стала певучей и красивой, а имена прилагательные заиграли, засверкали в ней, нам нужно вспомнить, что мы знаем об этой части речи
Слайд 5
Слайды 6 -11
Проведем небольшую разминку, вспомним, что мы знаем об имени прилагательном.
Учитель:
Прилагательные помогают нам увидеть красоту и зимнего леса. Понаблюдаем, какими меткими, «озаряющими» словами пользовался А.С.Пушкин, описывая снег. У поэта есть замечательное стихотворение « Зимнее утро».
Слайд 12
Под голубыми небесами..
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит..
Учитель:
- Прочитайте его
- Почему автор говорит , что снег лежит великолепными коврами?
-А как вы понимаете значение слова « великолепный»
Учитель:
Итак, снег у Пушкина – великолепный.
- А какие вы подберёте к этому слову другие слова близкие по значению (устно)
-Все названные слова, какой части речи?
-Посмотрите, какими ещё прилагательными можно заменить слово «великолепный»
Слайд 13-21
Великолепный- чудесный, роскошный, ослепительный, богатый, изумительный, волшебный, чудный, дивный, сказочный.
Учитель:
- Запишите понравившиеся прилагательные в тетрадь.
Давайте и мы попробуем описать зимний и весенний снег . Возьмите карточки. На них написаны прилагательные, давайте прочитаем их. Эти прилагательные нужно записать в 2 столбика. В первый- прилагательные описывающие зимний снег, во второй-весенний.
- Проверим, что получилось. Нужно не просто прочитать словосочетание прил. + сущ., но и объяснить, как вы понимаете его значение.
(Дети читают и проверяют)
Последний – такой, за которым не ожидается что - либо подобное; подходящий к концу.
Искристый – блестящий, сверкающий искрами, искрящийся.
Мокрый – пропитавшийся влагой, сырой.
Серебристый- блестяще - белый
Грязный – испачканный, нечистый.
Мягкий и пушистый – при прикосновении приятный, нежный, легкий, очень мягкий и пышный.
Белый – цвет снега, молока, очень светлый.
Серый – цвет дыма, асфальта.
Физкультминутка.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
5. Работа с учебником.
Учитель:
Удивительное описание природы мы можем увидеть и у другого известного поэта Афанасия Афанасьевича Фета.
Откройте учебник на стр. 14 , найдите упражнение 30
Прочитаем стихотворение (1 ученик читает вслух)
- Какую картину вы представили?
Слайд 22
Учитель:
Автор называет описываемую картину чудной.
Давайте заглянем в толковый словарь Владимира Даля и прочитаем значение данного слова.
Ваше задание выписать из текста прилагательные с существительными, определить их род.
Учитель:
Вы видите, какие красивые прилагательные использует поэт для создания картины родного края.
Слайд 23
Какие окончания у прилагательных м.р., ж.р., с.р.
Слайд 24 Тренажер
- Послушайте маленькую сказку. Но сказку с заданием. Я читаю, а вы внимательно слушаете и записываете только имена прилагательные.
Слайд 25
Какая бывает зима?
Спросили однажды у животных, какая бывает зима.
Зима бывает трудная, голодная, - ответил снегирь. Синичка добавила: «Очень длинная зима».
Холодная, морозная зима, - пролаяла собака. А медведь подумал и сказал: «Зима короткая, тянется всего одну ночь».
- Проверим какие прилагательные вы услышали.
(Трудная, голодная, длинная, холодная, морозная, короткая)
А почему у всех персонажей оказались разные ответы? )(слайд 5)
Д: Медведь зимой спит – для него зима короткая. (слайд 6)
Слайд 26
Задание «Укрась текст»
Творческая работа.
Учитель:
Теперь вам предстоит показать, чему вы научились на уроке. Перед вами лежит текст, прочитайте его.
( ученик читает вслух).
Учитель:
Как вы думаете, чего не хватает в этом тексте?
(ответы учащихся).
Учитель:
Закройте на несколько секунд глаза и вспомните все, о чем мы сегодня говорили на уроке. Вставьте в текст подходящие по смыслу имена прилагательные.
(учащиеся под негромкую музыку устно подбирают имена прилагательные).
Учитель:
Зачитаем, что у вас получилось.
(опрос нескольких учащихся).
Тренажер «Футбол»
Я знаю, что ребята вашего класса любят играть в футбол, да и девочки будут не прочь посоревноваться с мальчиками. Но этот футбол необычный. Вам нужно по прилагательным узнать о каком предмете идет речь.
Учитель:
Посмотрите, какими наблюдательными вы оказались и сколько прилагательных использовали в речи. При выполнении домашней работы постарайтесь составить предложения с прилагательными, описывающими зимний и весенний снег..
10. Домашняя работа.
11. Итоги урока.
Учитель:
Пришла пора возвратиться из лесного царства, где мы узнали много интересного об имени прилагательном.
- Для чего мы используем имена прилагательные в своей речи?
(ответы учащихся).
Учитель:
Имена прилагательные делают нашу речь образной, яркой, выразительной, красивой. А образцом яркой выразительной речи являются художественные тексты.
Какое у вас настроение? Какой картинке оно соответствует?
Остались ли вы довольны своей работой на уроке?
Учитель:
12. Комментирование оценок.
Многие из вас показали хорошие знания о прилагательных, умение видеть и правильно употреблять их в своей речи.
Я надеюсь, что русский язык попадет в умелые руки и ваша речь будет красивой и выразительной.