Упражнения на основе текста по русскому языку «Имя существительное» (6 класс)
Пояснительная записка
Автор | Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска, учитель высшей категории. |
Название | Упражнения на основе теста по теме «Имя существительное» |
Целевая аудитория | Учащиеся шестого класса. |
Цель | Отработать умение выполнять морфологический разбор существительного, определять вид словообразования существительных, составлять словообразовательные цепочки. |
Основные лингвистические понятия | Тема текста, основная мысль, тип и стиль текста, существительное, историзмы, грамматические признаки, словообразовательная цепочка. |
Развитие речи | Умение определять тему текста, определять тип текста и стиль речи, роль существительного в тексте, тропы, анализ цветовой гаммы картины, составление письменного высказывания художественного стиля. |
Формы работы учащихся | Индивидуальная и парная работа, фронтальный опрос, самостоятельная работа, домашнее задание, взаимопроверка. |
Источники информации | 1.И.Бунин. «Антоновские яблоки» https://ilibrary.ru/text/95/p.1/index.html 2. Е.Бархаткова. «Август. Яблоки». https://pbs.twimg.com/media/E_3dClcUYAAbmfk.jpg |
1. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Какова основная мысль текста? Назовите ключевые слова текста, ключевые образы.
(1) С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода круто менялась. (2) Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи.
(3) Холодно и ярко сияло на севере над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков, закрывалось окошечко в голубое небо, погасал его блеск, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь. (4) И ветер не унимался. (5) Он волновал сад и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. (6) Они бежали низко и быстро и скоро, точно дым, затуманивали солнце. (7) Погасал его блеск, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинался дождь... (8) Наступала долгая, тревожная ночь…
2. Определите постоянные признаки всех существительных предложения 1.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Определите непостоянные признаки всех существительных предложения 2.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Определите способ словообразования выделенных существительных второго абзаца. Составьте и запишите словообразовательные пары.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Составьте словообразовательные цепочки от существительных предпоследнего предложения.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Подберите синонимы к существительным дождь (предложение 3), ветер (предложение 4), ночь (предложение 8).
____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Определите лексическое значение выделенного существительного из предложения 1.
____________________________________________________________
8. Найдите в тексте и выпишите примеры образного употребления существительных. Определите вид тропов, укажите в скобках. Например: глаза, как небо, голубые (сравнение).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Сочинение-миниатюра. Проанализируйте цветовую гамму картины Елены Бархатковой «Август. Яблоки», используя клише.
Художница в своей картине использовала _____________________________________ (какие?) цвета, потому что _________________________. Преобладают _________________________ (какие?) тона. Они создают _______________________________ (какое?) настроение.
В картине чувствуется_____________________ (что?) (обилие воздуха, света, уходящие солнечные лучи, тепло и т.д.)
В картине чувствуется (или нет) цветовой контраст. Какую смысловую нагрузку он несёт? (Или почему использованы мягкие переходы цвета).
Потамошнева Наталья Алексеевна
Легоцкая Вера Сергеевна