12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна45863
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Пояснительная записка

Автор

Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска, учитель высшей категории.

Название

Упражнения на основе теста по теме «Имя существительное»

Целевая аудитория

Учащиеся шестого класса.


Цель

Отработать умение выполнять морфологический разбор существительного, определять вид словообразования существительных, составлять словообразовательные цепочки.

Основные лингвистические понятия

Тема текста, основная мысль, тип и стиль текста, существительное, историзмы, грамматические признаки, словообразовательная цепочка.

Развитие речи

Умение определять тему текста, определять тип текста и стиль речи, роль существительного в тексте, тропы, анализ цветовой гаммы картины, составление письменного высказывания художественного стиля.

Формы работы учащихся

Индивидуальная и парная работа, фронтальный опрос, самостоятельная работа, домашнее задание, взаимопроверка.

Источники информации

1.И.Бунин. «Антоновские яблоки»

https://ilibrary.ru/text/95/p.1/index.html


2. Е.Бархаткова. «Август. Яблоки».

https://pbs.twimg.com/media/E_3dClcUYAAbmfk.jpg



1. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Какова основная мысль текста? Назовите ключевые слова текста, ключевые образы.


(1) С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода круто менялась. (2) Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи.

(3) Холодно и ярко сияло на севере над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков, закрывалось окошечко в голубое небо, погасал его блеск, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь. (4) И ветер не унимался. (5) Он волновал сад и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. (6) Они бежали низко и быстро и скоро, точно дым, затуманивали солнце. (7) Погасал его блеск, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинался дождь... (8) Наступала долгая, тревожная ночь…


2. Определите постоянные признаки всех существительных предложения 1.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Определите непостоянные признаки всех существительных предложения 2.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Определите способ словообразования выделенных существительных второго абзаца. Составьте и запишите словообразовательные пары.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Составьте словообразовательные цепочки от существительных предпоследнего предложения.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Подберите синонимы к существительным дождь (предложение 3), ветер (предложение 4), ночь (предложение 8).

____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите лексическое значение выделенного существительного из предложения 1.

____________________________________________________________

8. Найдите в тексте и выпишите примеры образного употребления существительных. Определите вид тропов, укажите в скобках. Например: глаза, как небо, голубые (сравнение).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Сочинение-миниатюра. Проанализируйте цветовую гамму картины Елены Бархатковой «Август. Яблоки», используя клише.

Художница в своей картине использовала _____________________________________ (какие?) цвета, потому что _________________________. Преобладают _________________________ (какие?) тона. Они создают _______________________________ (какое?) настроение.

В картине чувствуется_____________________ (что?) (обилие воздуха, света, уходящие солнечные лучи, тепло и т.д.)

В картине чувствуется (или нет) цветовой контраст. Какую смысловую нагрузку он несёт? (Или почему использованы мягкие переходы цвета).

t1688151408aa.jpg

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (2)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 30.06.23 в 23:24 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за качественную помощь коллегам.
Легоцкая Вера Сергеевна, 30.06.23 в 23:33 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за спасибо, Наталья Алексеевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.