Тест по русскому языку в 6 классе на тему «Имя существительное»
ТЕСТ
по теме «Имя существительное», 6 класс
Вариант 1
В данном тесте вам предстоит выполнить 12 заданий по теме «Имя существительное». Задания можно выполнять в любом порядке. Не торопитесь, будьте внимательны. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
1. Соедините стрелками приведенные примеры и группу по значению:
Воображение конкретное
Магазин вещественное
Ребятня отвлеченное
Молоко собирательное
2. В каком слове неверно обозначено ударение?
А) каталОг
Б) диспАнсер
В) ходАтайство
Г) добЫча
3. Найдите лишний вариант из приведенных, подчеркните его:
Журнал (П,п)ионер девочка (Л,л)юба мульфильм (Р,р)усалочка пароход (О,о)рёл
Объясните свой выбор: _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Отметьте вариант, в котором род существительного определен неверно:
А) Невежа (общий род)
Б) Тюль (мужской род)
В) Шимпанзе (средний род)
Г) Изморозь (женский род)
5. Выпишите из предложений слово(а), имеющее(ие) форму только множественного числа:
Деду Семену понадобились очки для чтения газеты. До этого он разглядывал листву на дереве во дворе и оставил их на подоконнике. Совсем скоро должны наступить прохладные дни, поэтому дед каждый день любовался осенней природой.
________________________________________________________________________
6. Данные слова распределите по столбикам таблицы: планетарий, стена, веер, степь, земля, имя, гвардия, облако, картофель, луч.
1 склонение |
2 склонение |
3 склонение |
Если вы нашли слово, которое не может быть занесено в таблицу, выпишите его ниже и объясните причину этого: _______________________________________________________________
7. Выберите правильный(ые) вариант(ы) объяснения правописания окончания существительных:
А) учебник по астрономии (слово 1 склонения, Дат. П.)
Б) рисунок на тарелке (слово 1 склонения, Пр. П.)
В) рассказать о дочери (слово 3 склонения, Пр.)
Г) легенда о городе (слово 2 склонения, Род. П.)
8. Соедините стрелками приведенные примеры и способы определения рода:
Баку по роду главного слова в расшифрованном словосочетании
Леди по роду нарицательного существительного, обозначающего тот же объект
НИИ по полу лица, указанного в предложении
невежа по категории одушевленности/неодушевленности
9.Вставьте пропущенные буквы:
Талантливый объез...ик, с тяжёлой поклаж…й, маленький горшоч…к, положить в кармаш…к, юный выдум…щик, забавный медвеж…нок, мокрым плащ…м
10. Выберите варианты слитного написания не с существительным:
А) Невероятный (не)ряха
Б) (Не)дорога, а долгие сборы волновали его.
В) (Не)город он любил.
Г) (Не)желание трудиться
11. Распределите слова по колонкам: (пол)стула, (плащ)палатка, (земле)мер, (шести)летие, (пол)Лесного, (полу)мрак
Слитно |
Через дефис |
12. Определите значение суффикса в существительном ДВОРНИК:
А) Суффикс, образующий имена существительные с отвлеченным значением
Б) Суффикс, образующий имена существительные со значением лица
В) Суффикс, образующий имена существительные со значением конкретных предметов
Г) Суффикс, образующий имена существительные со значением уменьшительно-ласкательным
Вариант 2
В данном тесте вам предстоит выполнить 12 заданий по теме «Имя существительное». Задания можно выполнять в любом порядке. Не торопитесь, будьте внимательны. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
1. Соедините стрелками приведенные примеры и группу по значению:
Бензин конкретное
Зверьё вещественное
Полка отвлеченное
Мужество собирательное
2. В каком слове неверно обозначено ударение?
А) срЕдства
Б) щавЕль
В) медикамЕнты
Г) квАртал
3. Найдите лишний вариант из приведенных, подчеркните его:
Город (Л,л)есной сказка (З,з)олушка птица (О,о)рёл река (В,в)олга
Объясните свой выбор: ____________________________________________________
________________________________________________________________________
4. Отметьте вариант, в котором род существительного определен неверно:
А) Мозоль (женский род)
Б) Разиня (женский род)
В) Маэстро (мужской род)
Г) Имя (средний род)
5. Выпишите из предложений слово(а), имеющее(ие) форму только единственного числа:
Деду Семену понадобились чернила, чтобы написать письма родным. Керосина в лампе оставалось немного, и грусть деда увеличивалась. Он скучал без внуков, которые могли приезжать к нему очень редко.
________________________________________________________________________
6. Данные слова распределите по столбикам таблицы: гений, книга, голубь, тишь, глобус, знамя, полиция, озеро, картошка, туш
1 склонение |
2 склонение |
3 склонение |
|
|
|
Если вы нашли слово, которое не может быть занесено в таблицу, выпишите его ниже и объясните причину этого: _______________________________________________________________
7. Выберите правильный(ые) вариант(ы) объяснения правописания окончания существительных:
А) тропинка в инее (слово на -ее, Пр. П.)
Б) Город в тумане (слово 2 склонения, Пр. П.)
В) не найти дороги (слово 1 склонения, Пр. П.)
Г) дожидаться полночи (слово 3 склонения, Род. П.)
8. Соедините стрелками приведенные примеры и способы определения рода:
Сочи по роду главного слова в расшифрованном словосочетании
мадам по роду нарицательного существительного, обозначающего тот же объект
МИФИ по полу лица, указанного в предложении
соня по категории одушевленности/неодушевленности
9. Вставьте пропущенные буквы:
Трудолюбивый сма…ик, варенье с алыч…й, зеленый дубоч…к, пирож..к с капустой, работа бетон…ика, забавный бельч…нок, крюч…чек для ключей
10. Выберите варианты слитного написания не с существительным:
А) (Не)любовь, а жалость владела им.
Б) глубокая (не)нависть
В) (Не)знание правила его подвело.
Г) (Не) лев это.
11. Распределите слова по колонкам: (пол)учебника, (скатерть)самобранка, (воздухо)лёт, (семи)летие, (пол)дня, (полу)месяц
Слитно |
Через дефис |
|
|
12. Определите значение суффикса в существительном ЧАЙНИК:
1) Суффикс, образующий имена существительные с отвлеченным значением
2) Суффикс, образующий имена существительные со значением лица
3) Суффикс, образующий имена существительные со значением конкретных предметов
4) Суффикс, образующий имена существительные со значением уменьшительно-ласкательным
Ключ к тесту
Вариант 1.
1. Воображение – отвлеченное, магазин – конкретное, ребятня – собирательное, молоко – вещественное
2. ДиспансЕр
3. Девочка Люба, так как здесь имя собственное пишется без кавычек
4. Шимпанзе
5. Очки
6. Не в таблице – имя, разносклоняемое
7. Б, В
8. Баку - по роду нарицательного существительного, обозначающего тот же объект, леди - по категории одушевленности/неодушевленности, НИИ - по роду главного слова в расшифрованном словосочетании, невежа - по полу лица, указанного в предложении
9. Талантливый объездчик, с тяжёлой поклажей, маленький горшочек, положить в кармашек, юный выдумщик, забавный медвежонок, мокрым плащом
10. А, Г
11. Полстула, плащ-палатка, землемер, шестилетие, пол-Лесного, полумрак
12. Б
Вариант 2.
1. Бензин – вещественное, зверьё – собирательное, полка – конкретное, мужество – отвлеченное
2. квартАл
3. сказка «Золушка», так как здесь второе слово пишется в кавычках (здесь может быть и другой ответ: птица орел, так как второе слово является нарицательным), засчитываются оба варианта, если дано объяснение
4. Разиня
5. Керосин, грусть
6. Не в таблице - знамя, разносклоняемое
7. Б, Г
8. Сочи - по роду нарицательного существительного, обозначающего тот же объект, мадам - по категории одушевленности/неодушевленности, МИФИ - по роду главного слова в расшифрованном словосочетании, соня - по полу лица, указанного в предложении
9. Трудолюбивый смазчик, варенье с алычой, зеленый дубочек, пирожок с капустой, работа бетонщика, забавный бельчонок, крючочек для ключей
10. Б, В
11. Пол-учебника, скатерть-самобранка, воздухолёт, семилетие, полдня, полумесяц
12. В
Оценивание
1. По 0, 5 балла за каждое правильное соединение, максимум – 2 балла
2. 1 балл за верный ответ
3. 1 балл за верный ответ + 1 балл за объяснение, максимум – 2 балла
4. 1 балл
5. 1 балл за правильно выполненное задание (если выписано больше или меньше слов, ставится 0 баллов)
6. По 0, 5 балла за каждый верно заполненный столбик (если в столбике не хватает слов или есть лишнее, ставится 0 баллов) + 0, 5 баллов за выписанное слово + 0,5 балла за объяснение, максимум – 2,5 балла
7. По 1 баллу за верный ответ, максимум – 2 балла
8. По 0, 5 балла за каждое правильное соединение, максимум – 2 балла
9. По 0,5 балла за каждое верное написание, максимум – 3,5 балла
10. По 1 баллу за верный ответ, максимум – 2 балла
11. По 0,5 балла за каждый верно заполненный столбик (если в столбике не хватает слов или есть лишнее, ставится 0 баллов), максимум – 1 балл
12. 1 балл
Всего за тест можно получить 21 балл
10-15 б – «3», 16 – 19 б – «4», 20-21 б – «5»
Приходько Наталья Владимировна
Светлана Александровна Максимова