12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна45943
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
22

Упражнения на основе текста по теме "Морфемика. Словообразование. Орфография". 6 класс

Пояснительная записка

Автор

Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска, учитель высшей категории.


Название

Упражнения на основе теста по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография»


Целевая аудитория

Учащиеся шестого класса.


Цель

Отработать умение выполнять морфемный и словообразовательный анализ, строить словообразовательные пары, определять вид словообразования, повторить изученные орфограммы.


Основные лингвистические понятия

Тема текста, тип текста, стиль речи, тропы, изобразительно-выразительная роль языка, орфограмма, морфема, способы словообразования.

Развитие речи

Умение определять тему текста, определять тип текста и стиль речи, умение находить тропы и определять их роль в тексте

Формы работы учащихся

Индивидуальная и парная работа, беседа, самостоятельная работа, домашнее задание, взаимопроверка.

Источники информации

1. А.И.Куприн. Гранатовый браслет

https://ilibrary.ru/text/1022/p.1/index.html

2. Березовая аллея (Дорога. Березы), 1910. Юлий Юлиевич Клевер.

http://ladychef.ru/wp-content/uploads/2020/11/Berezovaya-alleya-1910-Yuliy-Yuliyevich-Klever.jpg




1. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Определите тип текста и стиль речи. Докажите свою точку зрения.


Долгий осе(н,нн)ий закат дог..рел. Погасла последняя б..гровая, уз..нькая, как щель, полоска на самом краю г..ризонта. Уже (не)стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба. Только над головой больш..е звезды др..жали своими ресницами среди ч..рной ночи. Ноч(?)ные бабочки бились о стекля(н,нн)ые к..лпаки свечей. Звездч..тые цв..ты белого табака в п..лисаднике запахли острее из темн..ты и прохлады.

Да-с… Осень, осень, осень, — говорил старик, глядя на огонь свечи и задумчиво покачивая головой. — Осень. Вот и мне уж пора собираться. Ах, жаль-то как! Только что настали красные денечки. Тут бы жить да жить на берегу моря, в тишине, спокойненько…


2. Выпишите из текста примеры не менее трех тропов. (Вспомним: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, гипербола, литота, ирония). Какова их роль в тексте? (Вспомним: тропы изображают_____(что?), выражают _________ (что?). Предметы, состояния, чувства, мысли, идеи, авторское отношение, отношение изображаемому и т.д.).


3. Найдите в тексте примеры двух слов, соответствующие схемам. Дополните каждый столбик двумя своими примерами.


Приставка

Корень

Суффикс

Окончание


















Корень

Суффикс

Окончание














Приставка

Корень

Суффикс

Суффикс


















4. Выполните морфемный и словообразовательный разбор выделенных во втором абзаце слов.

5. Выпишите слова с пропусками из первого абзаца, обозначьте орфограммы, с которыми вы работали.


6.Из первого абзаца выпишите слово, образованное бессуффиксным способом. Подберите и запишите три своих примера.


7. Используя различные способы словообразования, образуйте однокоренные слова разных частей речи от выделенных слов последнего предложения первого абзаца. (Не менее 5 слов от каждого из выделенных).


8. Рассмотрите репродукцию картины известного русского художника Ю.Ю.Клевера. Какое настроение она у вас вызвала? Как вы думаете, что хотел сказать своей картиной художник? Допишите предложения, еще раз внимательно рассмотрев картину.


Много произведений посвящено теме _________(указать тему), потому что _______(причина).

На картине мы видим_____________ (перечислить основные образы картины).

Интересен первый план полотна:_____________ (объяснить, что изображено на переднем плане).

Слева от____________ (чего?) виднеется______________ (что?)

Или:

Справа от _______________________(чего?) виднеется _______________________________(что?)

На картине преобладают ____________________(какие?) цвета, потому что автор хотел ______ (как?) изобразить___________(что?).

Любуясь картиной, я__________________________ (почувствовал, понял, захотел, задумался) ______________________(что? о чем?)

t1688142030aa.jpg

Березовая аллея (Дорога. Березы), 1910. Юлий Юлиевич Клевер (1850-1924), русский художник. Холст, масло. Частное собрание


Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.