Обучающие карточки по теме «Морфемика. Словообразование» (Русский язык, 6 класс)
Разноуровневые карточки по теме “Морфемика. Словообразование”
(6 класс)
Цель: формирование у детей действий морфемного и словообразовательного анализа слов; осуществление контроля усвоения раздела; развитие логического мышления и расширение словарного запаса.
Карточка 1. (уровень базовый) “Конструктор”. Образуйте от данных слов новые при помощи суффиксов и приставок:
Вредить, воспитать, смотреть, заявить (-тель) ___________________________________
___________________________________________________________________________
Грузить, переводить, переписать, ответить (-чик-) _______________________________
___________________________________________________________________________
Играть (про-, вы-, по-, под-, раз-) ______________________________________________
___________________________________________________________________________
Карточка 2. (уровень базовый). Образуйте от основ данных слов новые слова при помощи указанных приставок и суффиксов. Учтите, что иногда при образовании нового слова в основе может происходить чередование звуков г//ж
Слово с производящей основой | Словообразовательные морфемы | Производное слово |
Курс | со- + -ник- | |
Локоть | под- + -ник- | |
Хлеб | на- + -ник- | |
Осина | под- + -овик- | |
Уши | на- + -ник- | |
Сказать | вы- + -ива- | |
Правый | с- + -а- | |
Дорога | по- + -ник- | |
Стакан | под- + -ник- | |
Берег | при- + -н- | |
Колено | на- + -ник- | |
Карточка 3. (высокий уровень) Образуйте от данных слов новые слова бессуффиксным способом.
Слово с производящей основой | Производное слово | Слово с производящей основой | Производное слово |
Синий | | Рассказать | |
Полететь | | Подогревать | |
Тихий | | Приказать | |
Выводить | | Нарывать | |
Карточка 4. (уровень продвинутый) “Цепочка”. Постройте словообразовательные цепочки:
Расписание ← _____________________________________________________
Примириться ← _______________________________________________________
Отпариватель ← ________________________________________________
Устно ← ________________________________________________________
Закругление ← _______________________________________________________
Ленивец ← _____________________________________________________________
Карточка 5. (высокий уровень) “Сортировщик”. Распределите слова по способу словообразования.
Варенье, вызов, пробежка, перекрёсток, сверхновый, глушь, настенный, докладчик, вылететь, переговорить, разлад, удивление, надомный,
Приставочный способ | Суффиксальный способ | Бессуффиксный способ | Приставочно-суффиксальный способ |
| | | |
Карточка 6. (высокий уровень) Разбейте слова на группы в зависимости от значения приставки:
привязать, приподнять, приварить, прикарманить, прищуриться, приберечь, принарядиться, присвоить, приставить, привстать.
Карточка 7 (высокий уровень). Аналитик. Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:
Глазомер, присудить, очередной, прикасаться, магазинчик, стеклышко, вверх, лавочка, шакф-купе, домище, безвкусица, безыскусственный, сбербанк, пришкольный, РФ.