Обобщающие упражнения по орфографии на основе текста (Русский язык, 6 класс)
Обобщающие упражнения по орфографии на основе текста
Пояснительная записка
Автор | Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска, учитель высшей категории. |
Название | Повторение изученного в 6 классе по теме «Орфография». |
Целевая аудитория | Учащиеся шестого класса, на этапе повторения изученного –семиклассники. |
Цель | Повторить и обобщить изученное в 6 классе по орфографии. |
Основные лингвистические понятия | Орфограмма, дефис, сложные слова, соединительная гласная, значение приставок, неизменяемые суффиксы. |
Развитие речи | Тема и идея текста, конструирование простых и сложных предложений по картине, умение использовать в письменной речи различные тропы. |
Формы работы учащихся | Индивидуальная, парная, фронтальный опрос, самостоятельная работа, домашнее задание, взаимопроверка. |
Источники информации | 1.С.Васильев «Люблю тебя, моя Россия». https://librarytreasurer.blogspot.com/2016/07/blog-post_66.html 2. И.Прищепа. Осень. Глубинка. https://cdn1.ozone.ru/s3/multimedia-p/6032678701.jpg |
1. Прочитайте стихотворение. С каким чувством вы его будете читать? Почему?
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Люблю тебя, моя Россия,
за ясный свет твоих очей,
за ум, за подвиги св..тые,
за голос звонкий, как ручей.
Одною общею судьбою
навеки связанный с тобой,
г..ржусь, как матерью, тобою,
благосл..вляющей на бой.
Люблю твои луга и нивы,
прозрачный зной твоих р..внин,
к воде скл..нившиеся ивы,
верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
с воспетым трижды к..мышом,
с в..ликой Волгою-рекою,
с м..гучим, быстрым Иртышем.
Люблю, глубоко понимаю,
Тв..ржу всем сердцем наизусть
всё то, что гордо называю
одним широким словом: Русь.
(С. Васильев)
2. Что главное в образе России подчеркнул поэт?
_______________________________________________________________________________________________________________________________
3.Объясните лексическое значение выделенных слов. Какое текстуальное значение они получают в стихах?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Укажите в тексте эпитеты, сравнения и метафоры. Какова роль каждого из найденных вами тропов?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Выпишите в два столбика слова с пропусками в корне. Первый столбик: слова, нарушающие основный принцип орфографии (докажите примерами, что этот принцип нарушается), во второй - слова, подтверждающие основной принцип орфографии (докажите примерами, что этот принцип работает).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Заполните таблицу примерами из текста. Допишите каждый столбик своими примерами.
Неизменяемые приставки | Приставка на З-, С- |
| |
| |
| |
7. Напишите по 5 примеров на каждое правило, регулирующее следующие написания:
1) правописание О и ё в корне после шипящих:
_______________________________________________________________________________________________________________________________
2) буквы Ы и И после Ц:
_______________________________________________________________________________________________________________________________
3) правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-:
______________________________________________________________________________________________________________________________
4) правописание суффиксов прилагательных –ЕВ-, -ИВ:
_______________________________________________________________________________________________________________________________
5) правописание суффиксов глаголов –ОВА-, -ЕВА-, -ЫВА-, -ИВА-:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Рассмотрите репродукцию картины И.Прищепы «Осень. Глубинка». Что объединяет прочитанное вами стихотворение С. Васильева и данную картину. Какие чувства она у вас вызывает?
Прочитанное мною стихотворение С.Васильевна и картину И.Прищепы объединяют____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Картина вызывает у меня чувства________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составьте и запишите простые и сложные предложения, используя данные словосочетания:
ист..нно русский п..йзаж, (не)тронутая красота, (не)оглядные дали, (золотисто)ж..лтые листья берез, пр..обретает з..лотые о(т,тт)енки, разн..цветный шуршащий к..вер, в..личестве(н,нн)ая красота; отр..жаются, как в зеркале; безм..тежная гладь воды, вызыва..т во(з,с)х..щение, б..рюзовое небо, (как)будто иску(с,сс)ный художник, с..ребристо(серый).