Упражнения на развитие навыков работы с информацией
Упражнения на развитие навыков работы с информацией
Развитие навыков работы с информацией помогут школьникам успешно работать с любой информацией, связанной с учебными дисциплинами.
В процессе выполнения данных упражнений учащиеся учатся:
Воспринимать и анализировать информацию.
Вырабатывать собственное мнение и обосновывать его.
Строить доказательство и умозаключение.
Ясно и конкретно выражать свои мысли.
Слушать, воспринимать и обдумывать мысли, доказательства, умозаключения партнера.
Упражнение «Разминка»
Пусть каждый из участников подумает над тем, какое качество он больше всего ценит в людях. После того как каждый сделаете свой выбор, нужно придумать или вспомнить короткий рассказ, историю, притчу, которые несли бы информацию о выбранном им качестве. Услышав рассказ, остальные участники должны понять, о каком качестве идёт речь.
После каждого рассказа ведущий обращается к группе с вопросом: «Как вам кажется, о каком качестве нам хотел сообщить … (имя участника)?»)
После того как играющие выскажут свои предположения, тренер спрашивает у самого рассказчика, какое качество он выбрал.
Упражнение побуждает учащихся к проявлению творческой активности, развивает воображение. Кроме того, оно побуждает вникать в смысл того, что рассказывает один из них.
Упражнение «Живая скульптура»
Часто взрослые советуют или приказывают: «Думай!» Как будто это так просто сделать. Попробуйте изобразить думающего человека (позой, жестом…)
Лучше, если задание будет выполняться группами, чтобы дети имели возможность увидеть друг друга. Желающие могут прокомментировать свои действия. После этого участникам предлагается подумать над вопросами А что значит мыслить? Свои определения они записывают в тетради, а зачет зачитывают и обсуждают.
Упражнение «Подобрать синонимы»
Подберите синонимы к глаголу «мыслить» и запишите их в тетради.
Если учащиеся не знают, что такое синонимы, объяснить им, что это близкие по значению слова.
На выполнение этого задания отводится не более 5 минут. Затем всем желающим предлагается прочитать записанные слова вслух. Если желающих много, каждый называет не более 1-2 слов, не повторяя уже звучавшие. Все слова по ходу чтения ведущий записывает на доску или лист ватмана.
Выполняя это задание, вы, безусловно, активно мыслили. В самом широком смысле – мышление – это все, что происходит у вас в голове. А можно ли научиться мыслить? Что значит мыслить критически? Кто такой критический мыслитель и можно ли им стать? Это очень трудные вопросы, но мы попытаемся на них ответить, потому что именно в способности мыслить заключена основа человеческой деятельности.
Что значит мыслить критически?
Ещё Сократ (если учащиеся не знают этого имени, достаточно объяснить, что это древнегреческий философ) полагал, что с помощью мышления человеческая жизнь обретает форму. Он считал, что людям необходимо думать о том, что они делают и зачем они это делают. Он говорил, что ни одного дня не должно пройти бах этих вопросов. А отвечать на них – значит мыслить критически.
Упражнение « Веришь – не веришь»
Кто такой критический мыслитель?
Чтобы ответить на этот вопрос, поиграем в игру «Веришь – не веришь».
Ведущий зачитывает вопросы, участники в тетрадях записывают свои ответы.
Веришь ли ты, что:
Не существует абсолютно достоверных теорий, мнений?
Любое мнение или суждение ценно, так как, во-первых, это мнение конкретного человека, а «людей неинтересных в мире нет», во-вторых, оно служит источником рождения новой мысли?
Любую информацию можно и нужно обдумать, проанализировать и оценить?
Нет таких суждений, которые были бы без сомнения принять на веру?
Критически думающий человек:
а) имеет открытый ум;
б) ищет информацию и собирает её из разных источников;
в) анализирует, достоверность источника;
г) умеет отстаивать свою точку зрения или менять ее в зависимости от очевидного, строя умозаключения и логические цепочки доказательств;
д) выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим
Вывод к игре:
Если на большинство вопросов вы ответили 2верно», можете считать себя критическими мыслителями.