УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ «ЛЕКСИКА» И «ФРАЗЕОЛОГИЯ»
УПРАЖНЕНИЕ 1. Расшифруйте лингвистические термины и сформулируйте их определения.
Ребус 1 Ребус 2
УПРАЖНЕНИЕ 2. Угадайте и впишите в кроссворд названия лексических единиц по данным ниже определениям.
По горизонтали:
2) слова, употребляемые только жителями той или иной местности;
4) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению;
5) новые слова, возникающие в языке;
7) слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
По вертикали:
1) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии;
3) устаревшие слова, вышедшие из активной лексики в связи с появлением современных синонимов;
6) слова одной и той же части речи c противоположным лексическим значением;
8) устаревшие слова, вышедшие из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений.
УПРАЖНЕНИЕ 3. Соотнесите слова с лексическими группами, к которым они относятся.
нейросеть, квадрокоптер, почтомат | а) диалектизмы |
мультифора, верхонка, толчёнка | б) омонимы |
конка, редут, ендова́ | в) антонимы |
рыбарь, зерцало, дружество | г) синонимы |
спать – почивать – дрыхнуть | д) архаизмы |
молодой – старый | е) неологизмы |
гриф («птица»), гриф («часть струнного инструмента») | ж) историзмы |
УПРАЖНЕНИЕ 4. Найдите в поэтических текстах омонимы и определите их вид (лексические омонимы, омофоны, омографы, омоформы).
1) Может быть
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла́,
только
лошадь
рванулась,
встала на́ ноги,
ржанула
и пошла. (В.В. Маяковский)
2) Нёс медведь, шагая к рынку,
На продажу мёду крынку.
Вдруг на мишку – вот напасть –
Осы вздумали напасть! (Я.А. Козловский)
3) Сев в такси,
Спросила такса:
За проезд
Какая такса?
А водитель:
— Денег с такс
Не берём совсем.
Вот так-с! (Я.А. Козловский)
4) Порою наши цели ме́лки,
Мы исписались, как мелки́,
Но всё спешат по кругу стре́лки,
И в цели метятся стрелки́. (В. Терехов)
УПРАЖНЕНИЕ 5. Назовите архаизмом указанные на картинке части тела.
Слова для справок: глезна, десница, выя, шуйца, пята, ланита, око (очи), уста, чресла, власы, рамо (рамена).
УПРАЖНЕНИЕ 6. Спишите фразеологизмы, распределив их по парам-синонимам. Составьте с выделенным фразеологизмом сложное предложение.
Лодыря гонять, от горшка два вершка, хоть глаз выколи, после дождичка в четверг, бить баклуши, стреляный воробей, одного поля ягода, метр с кепкой, пруд пруди, два сапога пара, когда рак на горе свистнет, тертый калач, как сельдей в бочке, не видно ни зги.