УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ «ЛЕКСИКА» И «ФРАЗЕОЛОГИЯ»

4
0
Материал опубликован 12 June

​​​​​​​УПРАЖНЕНИЕ 1. Расшифруйте лингвистические термины и сформулируйте их определения.

t1718195915aa.jpg

                             Ребус 1                                                               Ребус 2

УПРАЖНЕНИЕ 2. Угадайте и впишите в кроссворд названия лексических единиц по данным ниже определениям.

По горизонтали:

2) слова, употребляемые только жителями той или иной местности;

4) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению;

5) новые слова, возникающие в языке;

7) слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

По вертикали:

1) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии;

3) устаревшие слова, вышедшие из активной лексики в связи с появлением современных синонимов;

6) слова одной и той же части речи c противоположным лексическим значением;

8) устаревшие слова, вышедшие из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений.

t1718195915ab.png


УПРАЖНЕНИЕ 3. Соотнесите слова с лексическими группами, к которым они относятся.

нейросеть, квадрокоптер, почтомат

а) диалектизмы

мультифора, верхонка, толчёнка

б) омонимы

конка, редут, ендова́

в) антонимы

рыбарь, зерцало, дружество

г) синонимы

спать – почивать – дрыхнуть

д) архаизмы

молодой – старый

е) неологизмы

гриф («птица»), гриф («часть струнного инструмента»)

ж) историзмы

УПРАЖНЕНИЕ 4. Найдите в поэтических текстах омонимы и определите их вид (лексические омонимы, омофоны, омографы, омоформы).

1) Может быть

старая —

и не нуждалась в няньке,

может быть, и мысль ей моя казалась пошла́,

только

лошадь

рванулась,

встала на́ ноги,

ржанула

и пошла. (В.В. Маяковский)


2) Нёс медведь, шагая к рынку,

На продажу мёду крынку.

Вдруг на мишку – вот напасть –

Осы вздумали напасть! (Я.А. Козловский)


3) Сев в такси,

Спросила такса:

За проезд

Какая такса?

А водитель:

Денег с такс

Не берём совсем.

Вот так-с! (Я.А. Козловский)


4) Порою наши цели ме́лки,

Мы исписались, как мелки́,

Но всё спешат по кругу стре́лки,

И в цели метятся стрелки́. (В. Терехов)


УПРАЖНЕНИЕ 5. Назовите архаизмом указанные на картинке части тела.

t1718195915ac.png

Слова для справок: глезна, десница, выя, шуйца, пята, ланита, око (очи), уста, чресла, власы, рамо (рамена).

УПРАЖНЕНИЕ 6. Спишите фразеологизмы, распределив их по парам-синонимам. Составьте с выделенным фразеологизмом сложное предложение.

Лодыря гонять, от горшка два вершка, хоть глаз выколи, после дождичка в четверг, бить баклуши, стреляный воробей, одного поля ягода, метр с кепкой, пруд пруди, два сапога пара, когда рак на горе свистнет, тертый калач, как сельдей в бочке, не видно ни зги.​​​​​​​

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей