12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Исаева Лиана Вахтанговна513
Мне 66 лет. Преподаю свой любимый предмет вот уже 45 лет. Окончила Балашовский государственный педагогический институт в 1977 году. Учитель высшей категории.
Россия, Саратовская обл., Ртищево
5

Конспект урока «Повторение по теме «Лексика и фразеология»»



Филиал МОУ»Ерышовская средняя общеобразовательная школа

Ртищевского района Саратовской области» в с. Малиновка.

 

Повторение по теме

«Лексика и фразеология»

(1-ое заседание «Клуба знатоков русского языка», 6 кл.)

Учитель- Исаева Л.В.

Тема: Повторение по теме «Лексика и фразеология».

Цель: 1.Закрепить умения и навыки, полученные в разделе «Лексика и

фразеология».

2.Развивать познавательные процессы (память, воображение,

мышление, внимание, речь).

3.Воспитывать любовь к родному языку.

Планируемые результаты: умение применять полученные знания на практике,

объяснять языковые явления, анализировать свою учебную деятельность;

развитие мотивации к аналитической деятельности.

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-игра в форме заседания «Клуба знатоков русского языка».

Технология: на диалоговой и игровой основе.

Оборудование: презентация, жетоны с баллами

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя. 


Повторение по теме "Лексика и фразеология"
PPTX / 1.56 Мб

 (одновременно показывается 1-ый слайд)

- Ребята, сегодня мы будем повторять всё, что изучили в разделе «Лексика и

фразеология». Урок не обычный, а урок-игра в форме заседания «Клуба знатоков

русского языка». Сегодня наше первое заседание. Капитаны, представьтесь и

представьте свои команды!

III. Повторение и закрепление по теме «Лексика и фразеология»:

1.Блиц – турнир (2-ой слайд) (учитель обращается поочерёдно к каждой команде с вопросами).

- Что такое лексика?

-Как понять : лексическое значение слова?

-На какие группы делятся слова по своему значению? Охарактеризуйте их.

-Что такое синонимы?

-Что такое антонимы?

-Почему некоторые слова называются устаревшими?

-Что такое фразеологизмы?

-Какие слова называются заимствованными?

( подводятся итоги после каждого вида работы)

 

2.«Пятое лишнее!». Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:

красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный (3-ий слайд)

3.Работа с текстом.(4-ый слайд)

Странный в сент…бре лес. В нём рядом в…сна и ос…нь. Ж…лтый лист и з…леная тр…винка. Поблёкшие и зацв…тающие цв…ты. Тёпл… со(?) нце и х…лод… бел… радуга. Ув…дание и ра(с, з) цвет. Грус(?) но и радос(?) но одновр…менно.

- Объяснить пропущенные орфограммы в первых четырёх предложениях (1 команде), в последних трёх (2 команде).

-Красивый текст? За счёт каких слов создаётся такой правдивый пейзаж? Как они называются?

4. Выборочная работа. (5-ый слайд) Задание: выпишите фразеологизмы со значением «ТЕМНО» (1 команде), со значением «МНОГО» (2 команде):

с три короба, хоть глаз выколи, дать нагоняй, хоть пруд пруди, ни зги не видно, куры не клюют, тьма кромешная, вагон и маленькая тележка, непочатый край.

-Какой фразеологизм вы не использовали? Почему?

5. Творческая работа.(6-ой слайд) Составить словосочетания, в которых данные слова имели бы (1 команде) переносное значение и (2 команде) прямое значение.

Кудрявый, золотой, глубокий, блестящий.

6. Конкурс капитанов.(7-ой слайд) Вспомнить, как появились фразеологизмы «ОТ ДОСКИ ДО ДОСКИ», «КРАСНАЯ СТРОКА».

7. «Мозговой штурм».(8-ой слайд) Задание: назвать одним устаревшим словом (поочерёдно командам)

Древнее название русских войск (РАТЬ)

Походная воинская палатка в Древней Руси (ШАТЁР)

Повозка с пулемётом времён гражданской войны (ТАЧАНКА)

8.»Заморочки из бочки» (9-ый слайд)

- Фразеологизмы – очень благодатный материал для шуточных вопросов. Попробуем и мы в них разобраться. О чём речь? (поочерёдно командам)

-он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (ВЕТЕР);

Какие здесь спрятаны фразеологизмы?

-его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело (НОС)

Какие здесь спрятаны фразеологизмы?

--его рискуешь проглотить, за него тянут, на нём что-то вертится, его держат за зубами (ЯЗЫК)

О каких устойчивых сочетаниях идёт речь?

9. «Черный ящик». (10--ый слайд). Что в черном ящике?

-овощное растение с утолщённым подземным стеблем округлой или продолговатой формы, с широкими и удлинёнными сочными листьями;

-сумка, футляр для стрел;

-детская игрушка в виде фигурки человека;

-мебель для сидения в виде длинной доски на четырёх ножках;

-особый нагрудный знак отличия, которым награждают граждан государства за выдающиеся заслуги;

-Из каких языков заимствованы эти слова?

IV.Рефлексия .(11-ый слайд)

V. Дом. задание: готовиться к диктанту.

Список использованной литературы

1.Каминский Леонид. Урок смеха. Л., «Детская литература», 1988.

2. Олимпиада по русскому языку. Ж . «Русский язык в школе», 1994, №5, с. 50.

3. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. М., «Просвещение», 1980.

4. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка.

М., «Просвещение», 1985.

5.Потиха В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Л.,

«Просвещение», 1990.

6.Развитие языковой способности учащихся на внеклассных занятиях по

русскому языку в 5 классе. Ж . «Русский язык в школе», 1995, №1, с.41.

7. Шанский Н.М. В мире слов. М., «Просвещение», 1985.


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.