Конспект урока «Повторение по теме «Лексика и фразеология»»
Пояснительная записка к презентации
Филиал МОУ»Ерышовская средняя общеобразовательная школа
Ртищевского района Саратовской области» в с. Малиновка.
Повторение по теме
«Лексика и фразеология»
(1-ое заседание «Клуба знатоков русского языка», 6 кл.)
Учитель- Исаева Л.В.
Тема: Повторение по теме «Лексика и фразеология».
Цель: 1.Закрепить умения и навыки, полученные в разделе «Лексика и
фразеология».
2.Развивать познавательные процессы (память, воображение,
мышление, внимание, речь).
3.Воспитывать любовь к родному языку.
Планируемые результаты: умение применять полученные знания на практике,
объяснять языковые явления, анализировать свою учебную деятельность;
развитие мотивации к аналитической деятельности.
Тип урока: обобщение пройденного материала.
Вид урока: урок-игра в форме заседания «Клуба знатоков русского языка».
Технология: на диалоговой и игровой основе.
Оборудование: презентация, жетоны с баллами
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Повторение по теме "Лексика и фразеология"
PPTX / 1.56 Мб
(одновременно показывается 1-ый слайд)
- Ребята, сегодня мы будем повторять всё, что изучили в разделе «Лексика и
фразеология». Урок не обычный, а урок-игра в форме заседания «Клуба знатоков
русского языка». Сегодня наше первое заседание. Капитаны, представьтесь и
представьте свои команды!
III. Повторение и закрепление по теме «Лексика и фразеология»:
1.Блиц – турнир (2-ой слайд) (учитель обращается поочерёдно к каждой команде с вопросами).
- Что такое лексика?
-Как понять : лексическое значение слова?
-На какие группы делятся слова по своему значению? Охарактеризуйте их.
-Что такое синонимы?
-Что такое антонимы?
-Почему некоторые слова называются устаревшими?
-Что такое фразеологизмы?
-Какие слова называются заимствованными?
( подводятся итоги после каждого вида работы)
2.«Пятое лишнее!». Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:
красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный (3-ий слайд)
3.Работа с текстом.(4-ый слайд)
Странный в сент…бре лес. В нём рядом в…сна и ос…нь. Ж…лтый лист и з…леная тр…винка. Поблёкшие и зацв…тающие цв…ты. Тёпл… со(?) нце и х…лод… бел… радуга. Ув…дание и ра(с, з) цвет. Грус(?) но и радос(?) но одновр…менно.
- Объяснить пропущенные орфограммы в первых четырёх предложениях (1 команде), в последних трёх (2 команде).
-Красивый текст? За счёт каких слов создаётся такой правдивый пейзаж? Как они называются?
4. Выборочная работа. (5-ый слайд) Задание: выпишите фразеологизмы со значением «ТЕМНО» (1 команде), со значением «МНОГО» (2 команде):
с три короба, хоть глаз выколи, дать нагоняй, хоть пруд пруди, ни зги не видно, куры не клюют, тьма кромешная, вагон и маленькая тележка, непочатый край.
-Какой фразеологизм вы не использовали? Почему?
5. Творческая работа.(6-ой слайд) Составить словосочетания, в которых данные слова имели бы (1 команде) переносное значение и (2 команде) прямое значение.
Кудрявый, золотой, глубокий, блестящий.
6. Конкурс капитанов.(7-ой слайд) Вспомнить, как появились фразеологизмы «ОТ ДОСКИ ДО ДОСКИ», «КРАСНАЯ СТРОКА».
7. «Мозговой штурм».(8-ой слайд) Задание: назвать одним устаревшим словом (поочерёдно командам)
Древнее название русских войск (РАТЬ)
Походная воинская палатка в Древней Руси (ШАТЁР)
Повозка с пулемётом времён гражданской войны (ТАЧАНКА)
8.»Заморочки из бочки» (9-ый слайд)
- Фразеологизмы – очень благодатный материал для шуточных вопросов. Попробуем и мы в них разобраться. О чём речь? (поочерёдно командам)
-он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (ВЕТЕР);
Какие здесь спрятаны фразеологизмы?
-его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело (НОС)
Какие здесь спрятаны фразеологизмы?
--его рискуешь проглотить, за него тянут, на нём что-то вертится, его держат за зубами (ЯЗЫК)
О каких устойчивых сочетаниях идёт речь?
9. «Черный ящик». (10--ый слайд). Что в черном ящике?
-овощное растение с утолщённым подземным стеблем округлой или продолговатой формы, с широкими и удлинёнными сочными листьями;
-сумка, футляр для стрел;
-детская игрушка в виде фигурки человека;
-мебель для сидения в виде длинной доски на четырёх ножках;
-особый нагрудный знак отличия, которым награждают граждан государства за выдающиеся заслуги;
-Из каких языков заимствованы эти слова?
IV.Рефлексия .(11-ый слайд)
V. Дом. задание: готовиться к диктанту.
Список использованной литературы
1.Каминский Леонид. Урок смеха. Л., «Детская литература», 1988.
2. Олимпиада по русскому языку. Ж . «Русский язык в школе», 1994, №5, с. 50.
3. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. М., «Просвещение», 1980.
4. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка.
М., «Просвещение», 1985.
5.Потиха В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Л.,
«Просвещение», 1990.
6.Развитие языковой способности учащихся на внеклассных занятиях по
русскому языку в 5 классе. Ж . «Русский язык в школе», 1995, №1, с.41.
7. Шанский Н.М. В мире слов. М., «Просвещение», 1985.