12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Прокофьева Галина Юрьевна81
2

«Упражнения, развивающие смысловое чтение при подготовки к ОГЭ по математике»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего занятия «Упражнения, развивающие смысловое чтение при подготовки к ОГЭ по математике»

Смысловое чтение - вид чтения, которое направлено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Цель смыслового чтения -максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Стратегии смыслового чтения -различные комбинации приемов, которые используются для восприятия текстовой информации и её переработки.

Теперь предлагаю вам побыть в роли учеников. На столах у вас листы с заданием, которые вы должны выполнить, а также справочный материал в помощь.

Внимательно читаем текст и выделяем для себя ключевые слова.

Могу предложить вам на выбор два вида работы:

Сначала выполняем все задания, а потом проверяем и разбираем.

Выполняем по одному заданию и проверяем

«Теплица»

Задание 1. Ярослав Александрович решил построить на дачном участке теплицу длиной

5 м. Для этого он сделал прямоугольный фундамент. Для каркаса теплицы Ярослав Александрович заказал металлические дуги в форме полуокружностей длиной 5,1 м каждая и покрытие для обтяжки.

Отдельно требуется купить плёнку для передней и задней стенок теплицы.

t1684840956aa.png

В передней стенке планируется вход, показанный на рисунке прямоугольником ВСС1В1, где точки B, O и C делят отрезок AD на четыре равные части. Внутри теплицы Ярослав Александрович планирует сделать три грядки по длине теплицы – одну центральную широкую грядку и две узкие грядки по краям. Между грядками будут дорожки шириной 50 см, для которых необходимо купить тротуарную плитку размером 25 см х 25 см.

1.1. Какое наименьшее количество дуг нужно заказать, чтобы расстояние между соседними дугами было не более 70 см?

Ответ: ______________.

1.2. Сколько упаковок плитки необходимо купить для дорожек между грядками, если она продается в упаковках по 12 штук?

Ответ: ______________.

1.3. Найдите ширину теплицы. Ответ дайте в метрах с точностью до сотых.

Ответ: ______________.

1.4. Найдите ширину входа в теплицу. Ответ дайте в метрах с точностью до десятых.

Ответ: ______________.

1.5. Найдите высоту входа в теплицу. Ответ дайте в метрах с точностью до десятых.

Ответ: ______________.


При решении задания 1.1 выделим ключевые слова, на которые нам нужно обратить внимание.

Какие слова выделим?

Какое наименьшее количество дуг нужно заказать, чтобы расстояние между соседними дугами было не более 70 см?

Из основного задания: построить теплицу длиной 5 м.

500 : 7 = t1684840956ab.gif t1684840956ac.gif 8 дуг

Количество дуг на 1 больше, чем количество «шагов»

8 + 1 = 9 дуг

Чтобы правильно выполнить задание лучше нарисовать дуги, почему?

t1684840956ad.jpg


t1684840956ae.jpg


Обращаем внимание на соответствие единиц измерения: 5 м= 500 см

Вычисляем S одной дорожки : t1684840956af.gif= 500·50=25000 см²,

S двух дорожек:t1684840956ag.gif =25000 · 2 = 50000 см²

S плитки : t1684840956ah.gif =25· 25= 625 см²

Находим количество плиток : n = t1684840956ai.gif =t1684840956aj.gif=80 плиток

Находим количество упаковок: t1684840956ak.gif = t1684840956al.gif t1684840956ac.gif 7 упаковок

Обращаем внимание детей на то, что упаковки могут быть только целые, поэтому округляем в большую сторону.

Выполнение задания 1.3 начинаем также.

Найдите ширину теплицы. Ответ дайте в метрах с точностью до сотых.

Из основного текста:

- металлические дуги в форме полуокружностей длиной 5,1 м.

Длина полуокружности 5,1 м, значит, длина окружности С= 5,1 · 2 =10,2 см; АД = d – диаметр , С=πd, отсюда d=t1684840956am.gif =t1684840956an.gif t1684840956ac.gif 3,25 м

t1684840956ao.jpg


При решении задания 1.4.

Найдите ширину входа в теплицу. Ответ дайте в метрах с точностью до десятых.

Из основного задания:

точки B, O и C делят отрезок AD на четыре равные части

Значит, АВ =ВО=ОС=СД, тогда ВС = r = d : 2= 3,25 : 2= 1,625 t1684840956ac.gif 1,6 м


При выполнении задания 1.5.

Найдите высоту входа в теплицу. Ответ дайте в метрах с точностью до десятых.

Δ ОСt1684840956ap.gif- прямоугольный, / С= 90°, Оt1684840956ap.gif = r , ОС = t1684840956aq.gif .

Решаем по теореме Пифагора: Сt1684840956ap.gif²= Оt1684840956ap.gif² - ОС²,

Сt1684840956ap.gif²= r²- ( t1684840956aq.gif )² =r² - t1684840956ar.gif = t1684840956as.gif, Сt1684840956ap.gif= t1684840956at.gif = t1684840956au.gif =0,8 √3,

Используя таблицу квадратов, найдем √3

2,89<√3,00<√ 3,24; 1,7< √3<1,8; √3t1684840956ac.gif1,75, отсюда Сt1684840956ap.gif= 0,8 · 1, 75 = 1,4 м



t1684840956av.jpg



Мы ответили на несколько вопросов к задаче. Теперь прошу вас придумать свои вопросы к данной задаче.

1. Найдите площадь участка под грядками в квадратных метрах.

Результат округлите до десятых.

2. Сколько процентов составляет площадь, отведенная под грядки, от площади всего участка, отведенного под теплицу? Ответ округлите до целых.

2. Найдите ширину центральной грядки, если она в три раза больше

ширины узкой грядки. Ответ дайте в сантиметрах с точностью до десятков.

3. Сколько квадратных метров пленки необходимо купить для передней

и задней стенок, если с учетом крепежа её нужно брать с запасом 10%?

Ответ округлите до целого значения.


Какие навыки смыслового чтения развивает выполнение данного задания.

- умение находить нужную информацию,

- умение расставлять в тексте условные метки,

- умение представлять информацию графически,

- умение задавать вопросы к тексту и находить ответы,

- умение соотносить полученный результат с вопросом к тексту и верно его оформить.


Рассмотрим еще одну задачу, в которой учащиеся часто допускают ошибки.

«Монтаж колеса»

Дмитрий планирует заменить зимнюю резину на летнюю на своём автомобиле. Для каждого из четырёх колёс последовательно выполняются четыре

операции: снятие колеса, замена шины, балансировка колеса и установка колеса. Он выбирает между автосервисами А и Б. Затраты на дорогу и стоимость операций даны в таблице.

Автосервис

Суммарные затраты на дорогу

Стоимость для одного колеса

Снятие колеса

Замена шины

Балансировка колеса

Установка колеса

А

250 руб.

52 руб.

270 руб.

190 руб.

52 руб.

Б

430 руб.

45 руб.

250 руб.

170 руб.

45 руб.


Сколько рублей заплатит Дмитрий за замену резины на своём автомобиле,

если выберет самый дешёвый вариант?

В данной задаче необходимо обратить внимание при работе с таблицей, что суммарные затраты на дорогу мы используем один раз, а вот колес у машины четыре, поэтому :

А: 250+4·(52 +270+190+52)=2506 рублей

Б: 430+4·(45+250+170+45)=2470 рублей.

Ответ: 2470 рублей.


Рассмотрим задание 19.

Треугольник:

Выберите из данных утверждений неверные:

Если в треугольнике есть один острый угол, то этот треугольник остроугольный.

Внешний угол треугольника равен сумме его внутренних углов.

Медиана треугольника делит пополам угол, из вершины которого проведена.


Для отработки данного задания использую такое упражнение на соотнесение высказывания и рисунка.

t1684840956aw.pngt1684840956ax.png

t1684840956ay.pngt1684840956az.png


Как изменить высказывание, чтобы оно стало верным?


В заключении нашего занятия хочу предложить вам

РЕКОМЕНДАЦИИ для подготовки к ГИА:

Внимательно читать текст

Формируйте у выпускников умение читать текст по абзацам. Объясните, как делать акцент на важные данные в задании.

Использовать условные метки

Проконтролируйте, чтобы школьники расставляли в тексте удобные для них условные метки, когда читают условие задачи.

Выполнять упражнения на соотнесение

Разбирайте больше упражнений, где нужно соотнести информацию из разных частей текста или план решения задачи с готовым решением. Пусть ученики аргументируют свой ответ.

Задавать вопросы

Предложите школьникам задавать вопросы к содержанию текста и находить ответы на вопросы с помощью информации в условии задачи.

Находить взаимосвязь

Покажите выпускникам, как определить связь между предложениями, а также связь вопроса и пункта плана.

Работать с таблицами

Подготовьте задания, где нужно заполнить таблицу с помощью информации в тексте или дополнить таблицу, чертеж.

Определять истинность или ложность суждения

Подберите для выпускников задания, в которых следует установить истинность или ложность информации в зависимости от содержания текста.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.