Система подготовки к ЕГЭ по математике
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Суворова»
Программа элективного курса по математике для 11 класса1 час в неделю (всего 35 часов)
Автор-составитель:
учитель Орлова Ольга Ивановна
Срок освоения 2016/2017 учебный год
г. Суворов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс “Система подготовки к ЕГЭ по математике” разработан в рамках реализации концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования и соответствует Государственному стандарту среднего образования по математике. При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые нехарактерны для традиционных учебных курсов.
Единый государственный экзамен по математике, привнесенный в российское образовательное пространство, имеет свои сильные и слабые стороны. Чтобы минусы обратить в плюсы, учителю, который готовит школьников к экзамену, в первую очередь необходимо знание о формате и структуре ЕГЭ, особенностях процедуры его проведения. Эта информация важна. Но не менее важна и внутренняя готовность учителя к смене формата итоговой аттестации, формата оценки результата обучения и, соответственно результатов его труда.
Профильный единый государственный экзамен совмещает два экзамена — выпускной за среднюю школу и вступительный в высшие учебные заведения. Поэтому в рамках ЕГЭ осуществляется проверка овладения материалом курса алгебры и начал анализа 10-11-х классов, усвоение которого должно проверяться на выпускном школьном экзамене, а также материалом некоторых тем курса алгебры основной школы и геометрии основной и средней школы, которые традиционно даются на вступительных экзаменах в вузы.
Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена имеют довольно сложную структуру. В работу входят задания двух типов.
Задания с кратким ответом (результатом является некоторое целое число или число, записанное в виде десятичной дроби); задания с развернутым ответом (нужно записать на специальном бланке обоснованное решение).
Экзамен не должен стать для выпускника (абитуриента) испытанием на прочность нервной системы. Чем раньше начнется подготовка к экзамену, тем легче пройдет сдача экзамена. Подготовка к экзамену — это не «натаскивание» выпускника на задания, аналогичные заданиям прошлых лет. Подготовка означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации. Кроме того, необходимо ликвидировать пробелы в знаниях и постараться решить общие проблемы, они хорошо известны каждому учителю: отсутствие культуры вычислений и несформированность приемов самопроверки.
В предлагаемом курсе разработана заданий для подготовки старшеклассников (учащихся 11 классов) к ЕГЭ. Количество учебных часов - 35. Основное содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса математики, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний учащихся. Данный курс дает учащимся возможность познакомиться с нестандартными способами решения математических задач, способствует формированию и развитию таких качеств, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления. Поможет учащимся в подготовке к ЕГЭ по математике, а также при выборе ими будущей профессии, связанной с математикой.
Каждая тема включает в себя: краткий справочник (основные определения, формулы, теоремы и пр.), примеры с решениями, тренировочные упражнения (на базовом и повышенном уровнях) и тесты.
Цели курса:
обобщить и систематизировать знания учащихся по основным разделам математики;
познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения математических задач;
- сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач.
Задачи курса:
дополнить знания учащихся теоремами прикладного характера, областью применения которых являются задачи;
расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения математических задач;
помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
-развить интерес и положительную мотивацию изучения математики.
Структура курса представляет собой семь логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся различной степени подготовки. Все занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционно-семинарские занятия, групповые, индивидуальные формы работы. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
уверенно решать задачи на вычисление, доказательство и построение графиков функций;
- применять свойства геометрических преобразований к построению графиков функций.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема |
|
Арифметика. |
|
Арифметика .Тестовые задачи и задачи на «проценты» |
|
Тестовые задачи и задачи на «проценты» |
|
Тестовые задачи на движение |
|
Работа с графиками, диаграммами, таблицами |
|
Работа с графиками, диаграммами, таблицами |
|
Тождественные преобразования выражений с корнем, степенных выражений |
|
Рациональные уравнения |
|
Рациональные уравнения |
|
Иррациональные уравнения |
|
Системы уравнений |
|
Рациональные неравенства и системы неравенств |
|
Модули. Уравнения и неравенства с модулем |
|
Логарифмы |
|
Логарифмические уравнения |
|
Показательные уравнения |
|
Показательные и логарифмические неравенства |
|
Тригонометрические функции и тригонометрические выражения |
|
Тригонометрические выражения, тригонометрические уравнения и неравенства |
|
Функция. График производной функции |
|
Функция. График производной функции |
|
Нахождение наименьшего и наибольшего значений функции |
|
Тождественные преобразования логарифмических выражений, нахождение их значений. Решение логарифмических уравнений и неравенств. |
|
Решение логарифмических уравнений и неравенств. |
|
Решение логарифмических уравнений и неравенств. |
|
Повторение темы «Показательные функции, уравнения и неравенства» |
|
Повторение темы «Тригонометрические функции, уравнения и неравенства» |
|
Повторение темы «Тригонометрические функции, уравнения и неравенства» |
|
Иррациональные неравенства |
|
Геометрические задачи |
|
Геометрические задачи |
|
Геометрические задачи |
|
Задачи на теорию вероятности |
|
Задачи на теорию вероятности |
|
Задачи на теорию вероятности |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
Преобразование тригонометрических выражений. Соотношения между тригонометрическими функциями одного итого же аргумента. Формулы кратных аргументов. Обратные тригонометрические функции.
Решение тригонометрических уравнений. Формулы корней простейших тригонометрических уравнений. Частные случаи решения простейших тригонометрических уравнений. Отбор корней, принадлежащих промежутку. Способы решения тригонометрических уравнений.
Преобразование рациональных и иррациональных выражений. Свойства степени с целым показателем. Разложение многочлена на множители. Сокращение дроби. Сумма и разность дробей. Произведение и частное дробей. Преобразование иррациональных выражений.
Решение рациональных уравнений и неравенств. Линейное уравнение. Квадратное уравнение. Неполные квадратные уравнения. Разложение квадратного трехчлена на множители. Дробно-рациональное уравнение. Решение рациональных неравенств.
Решение иррациональных уравнений и неравенств. Иррациональные уравнения. Метод равносильности. Иррациональные неравенства. Алгоритм решения неравенств методом интервалов.
Преобразование показательных и логарифмических выражений. Свойства степени с рациональным показателем. Логарифм. Свойства логарифмов. Преобразования логарифмических выражений.
Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств. Показательные уравнения. Методы решения показательных уравнений. Показательные неравенства, примеры решений. Логарифмические уравнения. Метод равносильности. Логарифмические неравенства.
Решение текстовых задач. Задачи на проценты. Задачи на движение. Задачи на теорию вероятности. Геометрические задачи.
Список литературы
Проект ЕГЭ по МАТЕМАТИКЕ Кодификатор элементов содержания по МАТЕМАТИКЕ для составления контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Проект ЕГЭ по МАТЕМАТИКЕ «Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по математике Профильный уровень» подготовлена Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Ященко И.В., Высотский И.Р. ЕГЭ. Математика. Профильный уровень: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. М.: Национальное образование, 2015.
Ященко И.В., Высотский И.Р. ЕГЭ. Математика. Профильный уровень: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. М.: Национальное образование, 2016.
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
5. «Карман для учителя математики» http://karmanform.ucoz.ru.
6. Педсовет, математика http://pedsovet.su/load/135
7. Уроки. Нет. Для учителя математики, алгебры, геометрии http://www.uroki.net/docmat.htm
8. Учительский портал. Математика http://www.uchportal.ru/load/28