12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
пушкарева татьяна петровна71
Россия, Алтайский край, р.п Степное Озеро
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Открытый урок окружающего мира по теме «Леса России»

Цель: сформировать у учащихся представление о лесной зоне; познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: с тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром.

Формируемые УУД:

Познавательные: умение извлекать информацию, описывать, сравнивать классифицировать природные объекты.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.

Личностные: положительно относиться к учению, к познавательной деятельности.

Оборудование:

- ноутбук;

- презентация;

- карта природных зон России;

- видео-ролик « Зона лесов»

Этап урока

Ход урока

Примечание

Орг.момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоопределе

ние к деятель

ности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение темы урока

 

 

Открытие нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

Закрепление изученного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока

Выставление отметок

Домашнее задание

Здравствуйте, ребята!

Тихо сели, ноги вместе

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Продолжим тему изучать

И будем лучше мы все знать

Сегодня я у вас проведу урок ,меня зовут а Татьяна Петровна

- Прочитайте фразу на слайде и дополните её.

Я ожидаю от сегодняшнего урока……….

Кто желает поделиться своими мыслями?

(Ответы детей)

- А я ожидаю от сегодняшнего урока вашей активной, плодотворной работы! Давайте подарим друг другу и нашим гостям хороший урок!


 

Какую природную зону мы прошли на предыдущих уроках? Покажите на карте тундру и арктические пустыни.

Используя знания прошлых уроков, разгадайте кроссворд, в котором будет раскрыта новая тема урока. (РАБОТА В ПАРАХ)

В арктической пустыне растут мхи, полярные маки и похожий на накипь … (Лишайник)

Животное Арктики с густой длинной шерстью, широкими лапами, белый цвет меха. (Медведь)

Хищная птица тундры, круглый год оперение у нее белое. Охотится на куропаток и грызунов леммингов. (Сова)

Ягода тундры похожая на малину. (Морошка)

На лето в тундру прилетают … (Журавли)

Крупное животное тундры, питается мхом, лишайником или ягелем (Олень)

Вечнозеленое растение с красными ягодами. (Брусника)

Основное занятие население тундры. (Оленеводство)

Невысокий тундровый кустарник с синеватыми ягодами. (Голубика)

Небольшой зверюшка тундры, роет норки в снегу. (Лемминг)

- Что получилось в выделенной строчке? (Леса России)

Звучит запись голосов птиц. (МР3)

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

Писатели и поэты очень часто воспевали русский лес в своих произведениях.

-А какие стихотворения, рассказы, сказки о лесе, о растениях вы знаете? (С.Есенин «Береза», «Черемуха»)

На полотнах художников, мы можем часто видеть лесные пейзажи. Посмотрите на картину Ивана Ивановича Шишикина «Смешанный лес». А вот картина Ильи Семёновича Остроухова «Золотая осень». Именно таким мы можем увидеть лес, если отправимся на прогулку сегодня.

- И так в какую зону нашей страны мы отправимся?(Зона лесов)

Как вы правильно догадались, сегодня мы отправимся в путешествие в зону лесов. 

- Как вы думаете, каким цветом на карте изображена данная зона? Почему? (Зелёным. Потому что деревья, их листва ассоциируются с зеленым цветов.)

Откройте карту природных зон России на с. 72-73 вашего учебника. Точно такая же карта висит у меня на доске.

Посмотрите, как зону лесов показываю я.

- Рассмотрите зону лесов.

– Обратитесь к легенде карты и сами объясните, почему лесная зона на карте изображена разными оттенками зелёного цвета. (Тёмно-зелёным цветом изображена тайга, зелёным цветом – смешанные леса, другим насыщенным зелёным цветом – широколиственные леса.)

Правильно, в этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга, еще есть смешанные леса и широколиственные.  

Вы наверно заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более тёмным цветом.

-Что это? (Это лесотундра) Это плавный переход от зоны тундры к зоне лесов.

– А где находится зона лесов относительно зоны тундры?


Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона самая большая. Благодаря достаточному количеству тепла и влаги здесь могут расти деревья. Почвы в лесных зонах богаче питательными веществами, чем в тундре, растительный и животный мир гораздо разнообразнее. И на уроке вы сами мне это докажете.

Но перед тем, как вы почувствуете себя в роли настоящих исследователей, нам нужно набраться сил и отдохнуть.

На слайде

Мы неслучайно сели таким образом. Сейчас вы будете работать в группах.

Первая группа получает название «Ботаники тайги»– расскажет о том, какие деревья растут в тайге.

Ребята из второй группы будут «зоологами» – они расскажут о том, каких животных можно встретить в тайге.

Третья группа-«Ботаники смешанных и шикоролиственных лесов» – расскажет о том, что растет в смешанных и широколиственных лесах

Итак, каждая группа получит задание и план ответа. Для подготовки сообщения вы можете пользоваться учебником и атласом –определителем. Выберите капитана вашей группы. Распределитесь кто на какой вопрос будет отвечать.

Группа № 1. Ботаники тайги

(Учебник с.96-97+дополнительный материал )

1.Что называют тайгой? Природные условия тайги.

2.Какие деревья растут в тайге? Что у них общего?

3.Расскажите о ели.

4.Расскажите о сосне.

5.Расскажите о лиственнице.

6.Расскажите о пихте.

Группа № 2. «Зоологи тайги»

(Учебник с. 97-100 )

1. Перечислите животных тайги.

2. Расскажите о кедровке.

3. Расскажите о бурундуке.

4. Расскажите о летяге.

5. Расскажите о соболе.

6.Расскажите о лосе

Группа № 3. «Ботаники смешанных и шикоролиственных лесов» 

(Учебник с. 101+ дополнительный материал)

1.Расположение и природные условия смешанных лесов. Почему зона получила такое название?

2.Расскажите о зоне широколиственных лесов. Почему зона получила такое название?

3.Перечислите, какие растения растут в этой зоне?

4.Расскажите о дубе.

5.Расскажите о клёне.

6. Расскажите о липе

Учитель выслушивает выступление каждой группы. Добавляет и комментирует их ответы.

Приблизительные ответы групп

Группа № 1.

1.Тайга-это хвойный лес. Он занимает большую часть лесной зоны. Лето в тайге намного теплее, чем в тундре, но зима очень холодная. Хвойные деревья менее требовательные к теплу.

2. У хвойных деревьёв листья-хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями.

3. Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму.  Ели-долгожительницы. В еловом  лесу темно и влажно.

4.Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие. (демонстрация картины «В сосно­вом лесу»).

5.Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки. Лиственница самая распространённая порода деревьев. Около половины лесов нашей страны – лиственничные леса. Лиственницу по праву можно было бы изобразить на гербе России.

6.Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх .

А вот еще одно дерево тайги. Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки со­браны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

Вывод: тайга-это хвойный лес. У хвойных деревьёв листья-хвоинки, и они всегда зелёные. В тайге растут такие деревья как ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна.


 

Группа № 2.

1.Разнообразен животный мир тайги. Здесь живут: кедровка, сокол-дербник, летяга, белка, благородный олень, соболь, лось, бурый медведь, бурундук, рысь, заяц-беляк, рябчик, глухарь, полёвка.

2.Кедровка – таёжная птица. На зиму она запасает для себя в разных местах кедровые орехи, но часть этих орехов она потом не находит. Так кедровка помогает кедровой сосне размножаться.

3.Бурундук – маленький зверёк, похожий на белку. Хорошо заметный отличительный признак бурундука – пять тёмных полосок вдоль спины. Этот зверек ловко лазает по деревьям, а живет в неглубокой норе. Питается кедровыми орехами.

4.Летяга – родственница белки. Но в отличие от нее летяга умеет летать, точнее планировать на расстояние до 50 метров. Роль крыльев у нее играют покрытые шерстью кожаные складки между передними и задними ногами.

5.Соболь – хищник. Его основная добыча-грызуны. Когда-то соболя были многочисленны, но из-за красивого меха их почти совсем уничножили.

6.Лось - благородный и могучий хозяин наших лесов, поспорить с которым не всегда решится даже Медведь. Он обитает практически по всей территории лесистой зоны Северного полушария, его можно встретить в тайге. В рацион животного входит травянистая и древесно-кустарниковая растительность, мхи, лишайники, грибы и ягоды. Лоси поедают кору сосны, ивы, берёзы, осины, любят молодые ветки малины. В зависимости от времени года обед Лося составляют или предпочтительно листья, или водные растения: кувшинки, хвощи, калужница.

Вывод: животный мир тайги очень разнообразен. Тайга – это дом для кедровки, бурундука, летяги, соболя, зайца, бурого медведя и других животных.

Группа № 3.

1.Южнее тайги зима гораздо мягче. Многолетней мерзлоты здесь нет. Эти условия более благоприятны для лиственных деревьев. Поэтому к югу от тайги расположены смешанные леса. Здесь как бы смешались хвойные и лиственные деревья.

 

В зоне смешанных лесов мы можем встретить большое количество берез. Её мы всегда узнаем по белой коре с чёрными пятнами. Посмотрите, как художник И.Левитан изобразил березовый лес.

А вот осина. Она примечательна тем, что ее округлые листья при каждом дуновении ветра дрожат. Про человека, который сильно замёрз, в народе говорят «Дрожит как осина на ветру». Весной на осине можно увидеть длинные пушистые сережки.

- Обратите внимание, какого размера листья у этих деревьев? (Небольшие)

Значит в зоне смешанных лесов растут лиственные деревья с небольшим размером листьев.

2.Еще южнее раскинулись широколиственные леса. Они образованы теплолюбивыми деревьями с широкими, крупными листьями.

3.В этой зоне растут дуб, клен, липа, ясень, вяз.

4.Дуб можно узнать по листьям. Ни с чем не спутаешь и плоды дуба-желуди.

5.Клён. Из-за острых выступов по краям листьев он называется клён остролистный. Но есть и другие разновидности клёна. Клён татарский имеет овальные листья, а у американского клёна каждый лист состоит из 3-5 листочков.

6. А вот липа. Кора и древесина этого дерева используются очень широко. Из древесины делали заготовки для ложек. А из коры, которая называется лыко, плели лапти. Всё шло в дело. Вот откуда пошло выражение «Ободрать как липку».

Вывод: зона смешанных лесов получила свое название потому, что в ней как бы смешались хвойные и лиственные деревья.

В смешанных лесах мы можем встретить лиственные деревья (берёзу, осину) и хвойные. В зоне широколиственных лесов растут такие растения, как дуб, клён, липа, ясень, вяз. Листья у них широкие, отсюда и название.

« Угадай дерево по листочку» Где произрастает это дерево?

У каждой группы на парте лежит набор полосок разных цветов. Оцените свою работу на уроке.

Зеленый- я хорошо поработал на уроке, был активен и всё понял.

Желтый – я хорошо поработал на уроке, но был недостаточно активен, и у меня не всё получилось.

Красный - я не понял материал.

Прикрепите к плакату полоску с нужным цветом.

Какое красивое дерево у нас получилось! Настоящее дерево из зоны лесов.

-С какой природной зоной мы познакомились на уроке?(С зоной лесов)

- Какие леса образуют лесную зону?(Тайга, смешанный лес, широколиственный лес)

с.95 – 102 чит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №2

Слайд № 3

Работа с картой

Слайд №4

Слайд № 5

Прослушивание аудиозаписи «Звуки леса»

Слайд № 6

Слайд № 7

Работа с картой

Показ учителем на карте

Слайд №8

Работа в группах

Слайд №9, 10

Слайд № 12

Слайд № 13

Слайд №14

Слайд №15

Слайд № 16

Слайд № 17

Слайд № 18

Слайд № 19

Слайд № 20

Слайд № 21

Слайд № 22

Слайд № 23

Слайд № 24

Слайд № 25

Слайд № 26

Слайд № 27

Слайд № 28

Слайд № 29

Слайд № 30

Слайд № 30,31

Слайд № 32

На доске висит плакат с изображением дерева


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

               

8.

   
                     
     

4.

             
                 

9.

 
                   

10.

             

7.

     
         

5.

         
 

2.

                 

1.

 

3.

     

6.

       
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     


 


 

В арктической пустыне растут мхи, полярные маки и похожий на накипь …

Животное Арктики с густой длинной шерстью, широкими лапами, белый цвет меха.

Хищная птица тундры, круглый год оперение у нее белое. Охотится на куропаток и грызунов леммингов.

Ягода тундры похожая на малину.

На лето в тундру прилетают …

Крупное животное тундры, питается мхом, лишайником или ягелем.

Вечнозеленое растение с красными ягодами.

Основное занятие население тундры.

Невысокий тундровый кустарник с синеватыми ягодами.

Небольшой зверюшка тундры, роет норки в снегу. (Лемминг)


 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.