Урок окружающего мира по теме «Деревья леса» (2 класс)
Муниципальное образовательное учреждение Лицей №1 города Тутаева
Технологическая карта урока окружающего мира «Деревья леса» (2 класс) по системе УМК «Начальная школа 21 века»
Разработала: Ткачёва Светлана Анатольевна, учитель начальных классов
МОУ лицей №1
г.Т утаев Ярославская область
Технологическая карта изучения темы
Учебный предмет |
окружающий мир |
Класс |
2 «в» |
Тип урока |
урок открытия нового знания |
Технология построения урока |
технология проектной деятельности – развитие читательской компетентности |
Тема урока |
Деревья леса |
Цель урока |
создание условий для овладения обучающимися знаниями о видах леса, о значении дуба, берёзы и сосны для человека |
Основные термины, понятия |
этажи леса, деревья, |
Планируемый результат |
|
Предметные умения - знать этажи леса; - уметь отличать деревья от кустарников и трав; - уметь различать хвойные и лиственные деревья; -уметь определять значение дуба, берёзы и сосны для человека
|
Личностные УУД: - определять правила работы в парах; - применять навыки делового сотрудничества в группе; -развитие эмоционально-нравственной отзывчивости; -самооценка на основе критериев успешности; - выражать положительное отношение к процессу познания; - проявлять уважение к одноклассникам. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - выполнять учебное действие; - планировать учебное сотрудничество; - работать по плану, инструкции; - контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; -сравнивать результаты своей работы с образцом; - оценивать результаты своей деятельности; - оценивать весомость приводимых суждений. Познавательные УУД: - анализировать информацию учебника; - выделять необходимые знания для решения задачи; - составлять модели-схемы; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - делать выводы; -выделять существенные признаки предметов Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - аргументировать свои суждения
|
Организация пространства |
|
Формы работы |
Ресурсы |
Фронтальная Работа в группах Работа с учебниками и толковыми словарями Индивидуальная |
Книгопечатная продукция: Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир», карточки с названиями растений, гербарий, толковые словари В.Даля Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор. Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point |
Технология изучения
Этап урока |
Содержание |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
Результат (УУД) |
I.Организационный момент |
Вхождение в урок, дети сидят, учитель читает стихотворение. |
Ужасно интересно Всё то, что неизвестно! Мы тайны разгадаем И мир большой познаем. - Человек ещё не проник во все тайны природы. Может быть эти открытия совершите и вы! А что для этого нужно делать? |
Ученики слушают. Ответы учащихся. |
Л: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания К: аргументировать свои суждения |
II.Актуализация знаний |
Вспомнить этажи леса и отличие деревьев от других растений. На столах лежат карточки (и у каждой группы комплект на парте): ромашка, ясень, брусника, шиповник, клевер, тысячелистник, дуб, пихта, орешник. |
-Подумайте, на какие группы можно распределить эти растения? - Объясните, на какие группы разделили? Почему? - Чем деревья отличаются от других растений? |
Ученики, работая в группе, распределяют карточки с растениями по группам. Покажите знак готовности Ответы учеников. Ответы учеников. |
П: классифицировать растения, различать этажи леса К: умение выражать свои мысли Р: выполнять учебное действие, контролировать свои действия |
III.Формулирование темы урока |
Отгадывание загадок. Слайд 2,3,4 Слайд 5,6 |
Отгадайте загадки. Читаю загадки: 1)Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок- Ничего, что плод мой мелок. 2)Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из тёплых дней Май серёжки дарит ей. 3)Её всегда в лесу найдёшь- Пойдём гулять и встретим: Стоит колючая, как ёж, Зимою в платье летнем. - Что общего у слов-отгадок? -Как вы думаете, какова будет тема урока? Вывешивает тему урока. |
Дети отгадывают загадки. Отгадки появляются на слайдах после того как дети произнесут отгадку Ответы учащихся: это деревья, они образуют верхний этаж леса). Ответы детей (деревья леса) |
П: выделять существенные признаки предметов, обобщают знания Л: проявлять уважение к одноклассникам Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке К: выражать свои мысли |
IV. Изучение нового материала (проект- ная деятельность) |
Опора с правилами сотрудничества в группе. Работа учеников в группах по заданию. Слайд 7 (Действия в группе) Работа в группах по проектам. 1 группа Дуб Задача: составить информационный проект о дубе. План работы Прочитать текст учебника «Дуб» стр. 45- 46. Какими словами говорят про дуб? Что означает дубовая ветвь? Кого награждают венком из дубовых листьев? Почему дуб-долгожитель? Плоды дуба. Оформите проект (раскрасьте листья и плоды). 2 группа Берёза Задача: составить информационный проект о берёзе. План работы 1.Прочитать текст учебника «Берёза» с.46-47. 2.Какими ласковыми словами называют берёзу? 3.Почему в народе о берёзе говорят «Спасительница»? 4.Чем полезен берёзовый сок? 5. Оформите проект. 6. Представьте проект. 3 группа Сосна Задача: составить информационный проект о сосне. План работы 1.Прочитать текст учебника «Сосна» с.47. 2.Какое дерево сосна? 3.На что похожи листья сосны и как их называют? 4.Какой воздух в сосновом лесу? 5. Чем полезен отвар хвои? 6. Оформить проект. 7. Представить проект. 4 группа Как человек использует деревья леса? Задача: узнать об использовании деревьев человеком. План работы 1.Рассмотрите в учебнике рисунок-схему на с.48-49. 2. Что человек делает из клёна? 3. Что человек делает из ивы? 4. Что человек делает из пихты? 5. Что человек делает из дуба? 6. Заполнить таблицу. 7. Представить проект. Представление результатов своей работы Повторение ранее изученного материала Слайд 8 |
- Тему урока будем изучать в группах. Вспомним правила делового сотрудничества в группе: уважать мнение другого; не обижать и не обижаться; быть внимательным; соблюдать тишину (работать вполголоса); слушать и слышать друг друга. Учитель напоминает план действий в группе. 1.Обсуждение задания. 2.Выполнение задания. 3.Оформление задания. 4.Формулирование выводов 5.Представление результатов работы (проекта) Группы получают задание. Вы сегодня на уроке открытия новых знаний будите выступать в роли учителей. Вам необходимо подготовиться к объяснению материала. Нужно будет выбрать одного из учеников, чтобы объяснить материал всем присутствующим. Разрешается пользоваться учебником, толковым словарём, можно использовать гербарий. На подготовку задания вам даётся 12минут. Следуйте плану работы. Физминутка Итак, давайте с Вами послушаем объяснение нового материала по теме сегодняшнего урока «Деревья леса» Назовите растение? К какой группе оно относится? |
Учащиеся говорят правила сотрудничества в группе. Работа в группах. Распределение ролей в группах. Дети работают в группах, учитель следит, за тем как дети вовлечены в работу, какие роли они выполняют. Дети представляют результаты своей работы в виде созданного проекта. Ребята остальные задают вопросы по представленной теме. Дополняют - если у них имеются сведения по представленному проекту (выступают группы: представляют проект, показывают гербарий этого растения, если в группе был словарь зачитывают значение данного растения) Дети называют группу представленного растения |
П: извлекать из текста необходимую информацию, анализировать и синтезировать материал, составлять модели (схемы) Р: планировать учебное действие, удерживать цель до получения результата, оценивать весомость приводимых суждений Л: применять навыки делового сотрудничества (считаться с мнением другого, проявлять терпение и доброжелательность); развитие эмоционально-нравственной отзывчивости К: аргументировать свою точку зрения, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли Р: работать по плану, инструкции Р: оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу |
V.Применение знаний на практике (этап закрепления) |
Игра «Да-нет» Слайд 9,10 (самопроверка) |
-Сейчас мы проверим, как вы изучили тему «Деревья леса». Вопросы игры «Да-нет» 1.Деревья делятся на хвойные и лиственные? 2.Дуб-долгожитель? 3.Плоды дуба – шишки? 4.Берёза помогает восстановить сгоревший лес? 5.Сосна-лиственное дерево? 6. В сосновом лесу воздух чистый? 7. Из клёна делают красивую и дорогую мебель? 8.Из пихты делают лыжи? Проверьте себя. Выставите отметки. Критерии: 5-нет ошибок, 4- 1-2 ошибки, 3- 3 ошибки. -Кто не допустил ни одной ошибки? -Кто допустил 1 ошибку?2?3? |
Один учащийся группы записывает ответ на листочке предварительно обсудив ответ в группе (круг или треугольник) Учащиеся проверяют себя по слайду и выставляют отметку. Ученики поднимают руку. |
П: выделять необходимые знания для решения задачи, проводит анализ учебного материала Р: оценивать весомость суждений Л: воспринимать речь учителя, проявлять внимание Р: сравнивать результаты своей работы с образцом, адекватно оценивать свою деятельность |
VI. Итог урока |
Вопросы по теме урока |
- Над какой темой работали? -На какие группы делятся деревья? - Приведите примеры хвойных деревьев. -Приведите примеры лиственных деревьев. |
Ответы учащихся. |
П: обобщать знания К: выражать свои мысли в соответствии с нормами речевого высказывания |
VII. Рефлексия учебной деятельности |
У детей на столах листики разного цвета. |
- Если на уроке у вас всё получилось, то выберите зелёный листик. -Если у вас возникали затруднения, то выберите жёлтый листик. -Если вы считаете, что вам надо ещё потрудиться, не всё было удачно, то выберите оранжевый листик. |
Дети выбирают листики и прикрепляют к дереву на доске. |
Л: самооценка на основе критериев успешности Р: осуществлять итоговый контроль деятельности |
VIII. Домашнее задание |
-Составить «паспорт» дерева. А как это сделать вы узнаете на стр. 50 |
Л: слушать учителя, выражать положительное отношение к процессу познания |