12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72113
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

 

Методическое пособие разработки уроков с видеоматериалами  биологии 7класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си­стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер­кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта­тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система­тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Отряды Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки, Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы; характеристика отрядов по плану: строение и количество крыльев, тип ротового аппарата, тип превращения.

Ход урока

Актуализация знаний

Составьте общую характеристику класса.

Отличие от других членистоногих

Форма и размер тела

Среда обитания:

Чем питаются:

Значение для человека:

Чем различаются насекомые разных отрядов?

Напишите, какой ротовой аппарат имеет:

бабочка-капустница

комар

кузнечик

пчела

муха

Укажите, расположение каких органов насекомых связано с такими отделами тела, как:

а) голова

б) грудь

в) брюшко


 

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

ТАРАКАНОВЫЕ, ПРЯМОКРЫЛЫЕ, УХОВЕРТКИ, ПОДЕНКИ

Почему человек преследует тараканов, но не обращает внимания на поденок?

Таракановые — в основном ночные животные, днем отдыхающие в различных укромных, малодоступных местах (рис. 47). Они любят влагу и тепло: чем суше и прохладнее климат, тем их меньше. Вели­чина их разная — от 2 мм до 12 см. Среди примерно 3,5 тыс. видов, живущих сейчас, лишь б обитают в жилище человека. К таракано­вым относят очень древних насекомых, причем все они раньше мог­ли летать. Похолодание климата привело к тому, что многие виды погибли, а некоторые утратили способность к полету, освоив новые места обитания, например в квартирах людей.

В жилье человека встречаются и рыжий и черный тарака­ны. Рыжий длиной 10—13 мм, а черный— 18—30 мм. Тараканы обоих видов загрязняют и портят продукты, разносят возбудителей дизентерии, тифа, холеры, туберкулеза, а также яйца паразитиче­ских червей, споры грибков.

Тараканы всеядны, едят растительную пищу, в том числе дре­весину, в домашних условиях могут повреждать бумагу, переплеты книг, изделия из кожи. Ротовой аппарат грызущий. Бегают тарака­ны довольно быстро — до 70 см в секунду.

Развитие без полного превращения. Личинки похожи на взрос­лых насекомых, растут во время линек. Живут приблизительно год- пол тора.

 

Таракановые

К прямокрылым относят кузнечиков, кобылок, сверчков, медведок и других представителей (рис. 48). Их насчитывают более 20 тыс. видов. Распространены прямокрылые от Полярного круга до тропиков. Характерные особенности — большие, приспособленные для прыжков задние ноги и вытянутые прямые узкие передние кры­лья, превращенные в надкрылья и защищающие веерообразные зад­ние крылья. Тело удлиненное, ротовой аппарат грызущий. Большие глаза и усики, короткие или длинные. Прямокрылые издают разно­образные звуковые сигналы, по которым их легко отличать. Слухо­вой аппарат у кузнечиков расположен на голенях передних ног; у саранчи — по бокам первого сегмента брюшка.

Самки прямокрылых имеют на брюшке яйцеклад. Яйца откла­дывают в землю, на поверхность растений или внутрь органов расте­ний.

Развитие без полного превращения. Личинки похожи на взрос­лых насекомых. Некоторые прямокрылые питаются только другими насекомыми или растительной и животной пищей

Кузнечики, хорошо знакомые всем насекомые, обитают в лес­ных, лесостепных, степных и полупустынных районах нашей страны. Наибольшее их число встречается в тропических и субтропических странах.

Сверчки бывают черного, соломенно-палевого, бурого цве-
та. Сверчки живут в земляных норках или под камнями.

Ведут в основном ночной образ жизни. Питаются обычно растительной пищей. Стрекотание сверчков происходит, как и у кузнечиков, за счет трения
передних крыльев друг о друга.

Сверчки охраняют свою территорию, отгоняя от нее других
сверчков. Зимуют сверчки в вырытых норках глубиной до 70 см,
некоторые виды зимуют в муравейниках.

Кобылки и саранча различаются по образу жизни. Кобылки не образуют огромных
стай. Саранча собирается стаями и очень вредит сельскому хозяй-
ству, за что и получила название «казнь египетская». Огромные стаи могут лететь на расстояние до 2400 км. Опускаясь на поля сельскохозяйственных растений, они
оставляют после себя пустыню. Число особей в стае может достигать
более 35 млрд.

Медведки ведут подземный образ жизни. Они велико­лепно приспособлены для копания передними конечностями, легко создают сложные подземные системы ходов. Они отлично плавают, ныряют и даже летают (ночью). Под землей двигаются как вперед, так и назад. Медведки вредят огородным растениям, повреждая их корневую систему. Селятся в основном на лугах и в огородах, любят поймы рек.

Уховертки — довольно распространенные насекомые. Длина те­ла уховерток от 4 до 78 мм. На конце тела уховерток имеются вырос ты, за что их иногда называют
«двухвостки» Эти выросты выполняют функцию защиты и нападения.

Их известно более 1700 видов, но у нас в стране — около 20. Большинство видов приурочено к тропическим странам.

Уховертки ведут скрытый об раз жизни, активны ночью, днем -прячутся под камнями, корой деревьев, в других укромных местах. Питаются мертвыми и живыми растениями, грибками, водорослями, насекомыми. Часто вредят растениям, поедая листья, побеги, цветки и незрелые семена

Уховертки откладывают яйца кучками в земляные ходы осе­нью и весной. Самка зимует вместе с отложенными ею яйцами и охраняет их. Развитие с неполным превращением. Уховертки мо­гут летать, особенно интенсивно во время размножения.

Поденки распространены почти по всему земному шару. Взрос­лые особи имеют прозрачные нежные крылья, а на конце брюшка 2—3 тонкие хвостовые нити (рис. 52). Во взрослом состоянии они живут один или несколько дней, за что и получили это название. Взрослые особи не питаются, их задача — спариться и оставить по­томство. Яйца откладываются в воду, личинки развиваются там же.

Личинки поденок встречаются в быстрых ручьях и реках, в стоячих водоемах. Они роются в иле, ползают или прикрепляются к подводным предметам, питаются отмершими растениями и живот­ными, есть хищники. Личиночное состояние длится 2—3 года. В это время они чувствительны к загрязнению водоема и, если химиче­ских веществ много, резко сокращается число личинок. Выход из воды бывает массовым. Личинки служат хорошей пищей для рыб. Известно около 1500 видов. Размеры от 1 до 6 см.

Рубрика «Знаете ли вы, что…»

Тараканы не переносят холода: при -5 °С погибают через 30 мин, а при -7 °С — через 1 мин.

Тараканы — очень древние насекомые: известны их ископае­мые предки, жившие 300—400 млн лет назад.

Саранча служит излюбленным видом пищи не только для плотоядных, но даже и для растительноядных животных. Овцы, лошади, антилопы, слоны поедают ее в больших коли­чествах

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы

В связи с чем прямокрылые получили свое название?

Какую роль играют прямокрылые в природе?

Почему медведку сравнивают с кротом?

Каково значение уховерток в природе и хозяйстве человека?

Почему поденки не питаются во взрослом состоянии?

Сравнительная характеристика отрядов насекомых

 

Отряды и их представители

Признаки

Образ жизни, условия обитания

Примерное количество видов

Чем питаются

Ротовой аппарат

Развитие

Строение и количество крыльев

Таракановые:

           

Прямокры­-

           

лые:

           

Уховертки:

           

Медведки

           

Поденки:

           

 

Отряд Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Подёнки. Презентация.

 

 

 

 


 

Прямокрылые Беларуси. Кузнечики и кобылки


 

 

 

 

 


 

Поденки

 

 

 

 


 

Насекомые. Отряды Стрекозы, Подёнки


 

 

 

 

 


 

Как поймать Медведку


 

 

 


 

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде­ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»

Природа Мира https://natworld.info/zhivotnye/rakoobraznye 

Викторины по учебнику В. В. Латюшина «Биология. 7 класс»

http://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-klass-kolchetsov-maloschetinkovye-ili-oligohety

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.