Урок по биологии в 7 классе «Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи»
Методическое пособие разработки уроков с видеоматериалами биологии 7класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
Задачи:
Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Развивающие: развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
УУД
Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности
Виды деятельности (элементы содержания, контроль)
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Систематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопроверкой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.
Планируемые результаты
Предметные
понимать смысл биологических терминов;
описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенности строения простейших и многоклеточных животных;
распознавать органы и системы органов животных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;
устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют;
приводить примеры животных разных систематических групп;
различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;
характеризовать направления эволюции животного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;
Метапредметные УУД
Познавательные:
работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
Регулятивные:
организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи, прогнозировать результаты работы;
самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;
Коммуникативные:
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностные УУД
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии и истории развития знаний о природе
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Основные понятия
Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи, Перепончатокрылые; характеристика отрядов по плану: строение и количество крыльев, тип ротового аппарата, тип превращения.
Ход урока
Выбрите правильный на ваш взгляд вариант ответа.
1. Сколько видов в отряде прямокрылых?
20 тыс
40 тыс
30 тыс
2. Характерная черта прямокрылых
Мелкие задние ноги
Большие передние ноги
Большие задние ноги
3. Передние крылья прямокрылых
Широкие
Отсутствуют
Вытянутые узкие
4. Вид ротового аппарата
Сосущий
Лижущий
Грызущий
5. Размер глаз
Большой
Мелкий
Средний
6. Как можно легко отличить прямокрылых
По звуковому сигналу
По размерам
По цвету
7. Где расположен слуховой аппарат у кузнечиков?
На голенях
На голове
На крыльях
8. Развитие прямокрылых
Без превращения
С полным превращением
Без полного превращения
9. Представитель прямокрылых, имеющий на хвосте два выроста
Кузнечик
Саранча
Уховертка
10. Представитель прямокрылых, имеющий на хвосте 7несколько нитей
Кузнечик
Саранча
ПоденкиНачало формы
11. Второе название отряда клопов
Жесткокрылые
Вши
Полужесткокрылые
12. Где обитают клопы?
По всему миру
В Азии
В Австралии
13. Из чего состоит половина крыльев клопа?
Из кожи
Из хитина
Из хрящей
14. Вид ротового аппарата клопа
Колюще-сосущий
Колющий
Лижущий
15. Пища клопов
Сок растений и кровь жертв
Кровь жертв
Сок растений
16. Свойство слюны клопов
Препятствует свертываемости крови
Отравляет
Обезболивает
17. Окраска клопов
Желтая
Яркая или маскирующая
Изменяется в зависимости от окружающей среды
18. Развитие клопов
С неполным превращением
Без превращения
С превращением
19. Как часто питаются клопы?
Раз в неделю
Два раза в неделю
Раз в день
20. Как клопы-водомерки держатся на воде?
Благодаря постоянному движению
Благодаря легкому весу
Благодаря жировым каплям на концах ног
Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)
БАБОЧКИ, РАВНОКРЫЛЫЕ, ДВУКРЫЛЫЕ, БЛОХИ
Почему у бабочек, в отличие от всех других насекомых, зигзагообразный полет?
Прав ли человек, считая всех равнокрылых своими врагами?
Исследователи установили, что бабочки появились на Земле раньше цветов
Обнаружившиеся в Германии окаменелости, возможно доказывают, что бабочки и моли обитают на нашей планете по меньшей мере 200 миллионов лет — это на 70 миллионов лет больше, чем считалось ранее, показало новое исследование. Согласно докладу, опубликованному в научном журнале Science Advances, ученые исследовали окаменелые чешуйки крыльев, обнаруженные в северной Германии, и датировали их от триасового до юрского периода. Данное открытие означает, что насекомые — представители отряда чешуекрылые (Lepidoptera), к которому принадлежат бабочки и моли — когда-то жили во времена динозавров и появились ранее цветов. Эксперты обнаружили доказательства хоботка у некоторых насекомых, который представляет собой длинную иглоподобную трубку.
Как полагали ранее, это была эволюционная адаптация, позволяющая питаться цветущими растениями, но, основываясь на новых исследованиях, возможно, хоботок появился ранее для других целей. «Наше исследование показывает, что группы бабочек и молей с хоботком развивались независимо от цветов, которые эволюционировали 135-65 миллионов лет назад», — сказал в интервью CNN старший научный сотрудник Bas van de Schootbrugge. Исследователи обнаружили, что летающие насекомые питались сахаристыми нектаровыми каплями из нецветущих растений, называемых «голосеменными», которые были широко распространены в юрский период.
Удивительно, но этот способ питания до сих пор распространен среди некоторых крылатых насекомых. «Таким образом, эти бабочки и моли использовали свой хоботок, чтобы поглощать другие жидкости, которые были доступны в то время, а именно сладкий нектар, произведенный хвойными растениями. Эти триасовые и юрские растения использовали нектар для сбора пыльцы с воздуха, как они делают это сегодня. Особенно в жарком климате того времени, это был очень ценный способ опыления», — сказал Bas van de Schootbrugge.
Исследование также могло бы дать представление о сохранении бабочек и молей, которые являются одними из наиболее изученных насекомых, и учитывая широко распространенное снижение летающих насекомых в целом. Соавтор исследования Timo van Eldijk из Утрехтского университета в Нидерландах сказал: «Изучая, как насекомые и их эволюция были затронуты драматическим потеплением, вызванным парниковыми газами, в начале юры, мы надеемся исследовать реакцию насекомых на существующие глобальные изменения климата, вызванные человеческой деятельностью». Bas van de Schootbrugge добавил: «В настоящее время ведутся большие дебаты о причинах резкого снижения численности летающих насекомых. Многие насекомые хорошо справлялись с сильным глобальным потеплением и экстремальными тепличными условиями, поэтому их исчезновение можно было бы связать с необузданным использованием пестицидов».
В настоящее время бабочки и моли способны легко адаптироваться к различным условиям. Они распространены на разных континентах, за исключением Антарктики. Это указывает на то, как насекомые могут хорошо реагировать на глобальное потепление и становится понятно, почему Lepidoptera устойчивы к полному исчезновению на протяжении миллионов лет.
Бабочек подразделяют на две группы — дневные, или булавоусые., и ночные, или перистоусые. По красоте и разнообразию окраски крыльев бабочек называют летающими цветами и относят к одним из самых красивых животных в мире.
Размах крыльев бабочек от 3 мм до 30 см. На нашей планете их около 140 тыс. видов. Они распространены по всему свету. Из-за повсеместной хозяйственной деятельности человека, уничтожающей места их обитания, более половины всех видов находится под угрозой исчезновения, а других резко сокращается.
Улетают на зимовки только молодые бабочки, и всего один раз в жизни. Так, репейницы осенью улетают в южные страны Африки, в Индию или Иран. Известна стая до 3 трлн особей. Бывают случаи, когда бабочки собираются в большие стаи и перелетают на значительные расстояния. Адмирал летит в одиночку. Крапивница, лимонница, траурница, павлиний глаз и другие бабочки могут зимовать во взрослом состоянии.
Отряд Бабочки. Класс Насекомые. Уроки Биологии Онлайн
После таяния снега перезимовавшие особи готовы к размножению.
Яйца бабочек разнообразны по форме. Личинок называют гусеницами. Развитие идет с полным превращением: яйцо —> гусеница —» куколка —» взрослая бабочка. У гусениц, в отличие от бабочек, ротовой аппарат грызущий. Гусеницы большинства видов бабочек имеют шелкоотделительные железы, с помощью которых перед окукливанием они создают кокон. Пища гусениц в основном растительная, редко это шерсть, воск, роговые вещества. Некоторые гусеницы развиваются в воде (болотная огневка). Многие гусеницы имеют яркую окраску, красивое опушение и выросты (рис. 67). Гусеницы могут защищаться от врагов, притворяясь сухим сучком или листом, выделяя сильно
пахнущий секрет, принимая угрожающую позу, резко спускаясь на шелковой нити. Все гусеницы, достигнув определенного возраста, окукливаются. В стадии ку-
колки формируется организм взрослого насекомого.
Значение бабочек в природе очень многообразно. Нередко
гусеницы вредят полевым, садовым, огородным и лесным растениям. Взрослые насекомые, наоборот, приносят пользу, опыляя цветковые растения.
И гусеницы, и бабочки служат пищей для многих беспозвоночных животных, а также для земноводных, пресмыкающихся, птиц и зверей.
Гусеницы моли повреждают одежду, обувь, ковры и многие другие вещи человека.
Среди бабочек есть одомашненные виды, например тутовый шелкопряд, которого человек издавна использует для получения шелка.
Все Про Бабочек I BBC Документальный Фильм
Равнокрылые. Отряд включает в себя более 30 тыс. видов. Все представители — сосущие насекомые, питающиеся соками растений. Ротовой аппарат по строению такой же, как у клопов. Развитие с неполным превращением.
На теле равнокрылых 2 пары прозрачных крыльев. Передние развиты лучше. У некоторых равнокрылых задних крыльев нет. Не у всех представителей есть глаза. Обитают эти насекомые на всех континентах.
Равнокрылые довольно многообразны: среди них известны цикадовые, листоблошки, белокрылки, червецы, щитовки, тли, галлицы. Сельскохозяйственной деятельности человека особенно вредят тли. Эти мелкие насекомые располагаются большими группами на молодых побегах или на корнях. О присутствии тлей свидетельствуют закрученные листья, поврежденные побеги. Многие тли, особенно в жаркую погоду, поглощают из растений соков больше, чем необходимо для питания. В этом случае излишняя жидкость через тонкие покровы испаряется, увлажняя тело насекомого, а концентрированные сладкие выделения выводятся из организма и покрывают поверхность листьев или побегов блестящим слоем. Именно эти выделения привлекают муравьев, которые используют их для питания.
Борьба с тлей весьма затруднительна. Химические средства в этих случаях малоэффективны. Наиболее результативны биологические меры, так, деятельность паразитических перепончатокрылых, хищных жуков, муравьев резко сокращает численность тлей.
Равнокрылые. Биология 7 класс
Двукрылые — насекомые с хорошо развитыми двумя передними крыльями (рис. 70). Задние крылья или очень малы (называются жужжальцами), или отсутствуют совсем. В этом отряде есть и бескрылые насекомые. Развитие с полным превращением.
Голова двукрылых несет хорошо развитые глаза. Ротовой аппарат лижущий или колюще-сосущий. Усики могут быть короткими или длинными. На груди располагаются ноги, на концах которых имеются коготки и присоски, что позволяет осваивать вертикальные поверхности и даже бегать или висеть вверх ногами.
Двукрылых известно около 100 тыс. видов. Впервые они появились примерно 150 млн лет назад. Личинки двукрылых лишены настоящих ног. У комаров личинки развиваются в воде, грибах, гниющей древесине, растительном мусоре; у мух — на навозе, гниющих органических остатках. Личинок двукрылых можно встретить в стоячих и быстро текущих водоемах, в чистых и сточных водах, в толще почвы и даже в животных. Имеют место случаи живорождения.
Многие двукрылые потенциально опасны для человека. Они могут разносить различные инфекционные заболевания — сонную болезнь и малярию, брюшной тиф и дизентерию, сибирскую язву и чуму, проказу и туляремию. Личинки мух перерабатывают органические вещества, содержащиеся в экскрементах животных и трупах. Личинки комаров служат кормом для рыб, земноводных, пресмыкающихся и птиц.
Распространение двукрылых почти повсеместное, но их нет у полюсов и высоко в горах.
Большой вред человеку приносят кровососущие виды. Наиболее известными представителями кровососущих двукрылых являются слепни, кровососки, комары, мошки, москиты', из образо- вателей галл (патологических разрастаний тканей растений) — галлицы; из хищных — ктыри; из вредителей растений — мини рующие мухи\ из санитаров, уничтожающих падаль, навоз и остатки пищи, — навозные, комнатные, падальные и мясные мухи; из паразитов животных — оводы.
Двукрылые. Биология 7 класс
Блохи — бескрылые насекомые с полным превращением, ведущие паразитический образ жизни. Известно более тысячи видов, паразитирующих на птицах, зверях и на человеке.
БЛОХИ, вши и прочие клещи под микроскопом
Все блохи имеют сходное строение. Передвигаются эти насекомые в основном прыжками, причем в этом блохи более чем преуспели: они прыгают на 50 см в длину и на 30 см вверх, имея длину тела всего 3—4 мм.
Питаются блохи кровью, ротовой аппарат — колюще-сосущий. В момент питания блоха может передавать возбудителей различных болезней своему хозяину. Среди них самая опасная — чума. Одна блоха может заразить подряд до 11 человек. Известно, что только в Европе в средние века от чумы погибло 25 млн человек — 1/ часть европейского населения, а во всем мире — 75 млн.
В XIX и начале XX в. существовали блошиные цирки
Живут ли блохи на людях
Рубрика «Знаете ли вы, что…»
Отдельные виды бабочек можно назвать перелетными: ежегодно их особи совершают дальние путешествия. Бабочка-монарх, например, пролетает до 3 тыс. км. Перелетные пути бабочек нередко совпадают с направлениями птичьих перелетов. Зимой, в состоянии покоя, некоторые бабочки могут переносить температуру до -80 °С.
Особый вред европейским виноградникам приносит тля филлоксера виноградная. За 30 лет в Европе она погубила 6 млн га виноградников.
Через трое суток после выхода из куколки муха уже может откладывать яйца. За одно жаркое лето может развиться 9 поколений мух, а это около 5 трлн особей, массой до 80 тыс. т.
Самостоятельная работа
Ответить на вопросы
1.Предложи план ответа на вопрос: «Чем интересны бабочки?»
2.Почему трудно бороться с тлями?
3.Какие двукрылые, обитающие в вашей местности, являются кровососущими?
4.Какие особенности строения блох возникли в связи с их паразитическим образом жизни?
Ресурсы
Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учреждений/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.
Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А
Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).
В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.
Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»
Природа мира
https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let
Викторины по учебнику В. В. Латюшина «Биология. 7 класс»
http://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-klass-kolchetsov-maloschetinkovye-ili-oligohety
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций