Урок биологии «Класс Птицы. Особенности внешнего строения, связанные с полётом» (7 класс)
Автор: Артемьева Катерина Алексеевна
Место проживания: Республика Башкортостан, Стерлитамак
Школа: МАОУ «СОШ № 10»
Предмет: Биология
Класс: 7
Продолжительность урока: 45 минут
Тема урока «Класс Птицы. Особенности внешнего строения, связанные с полётом»
Актуальность: Изучение птиц помогает расширять кругозор, привить любовь и бережное отношение к окружающей среде.
Цели:
Образовательные:
1) ознакомить учащихся с приспособлениями птиц к полету;
2) расширить представления о птицах через наблюдение, обобщение, синтез, исследование и поиск новых сведений;
3) изучить строение пера и выяснить его значение в жизни птиц.
Формировать УУД:
- Личностные УУД способность к самооценке на основе успешности деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения заданий, планировать свои действия, высказывать свою точку зрения;
- Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, слушать и слышать партнера;
- Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и инструктивные карточки.
Планируемый результат
Предметные:изучить приспособления птиц к полету, строение пера.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий, планировать свою работу, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД);
уметь выражать ход своих мыслей, слушать и слышать партнера (Коммуникативные УУД)
Методы: интерактивный, исследовательский методы обучения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы организации познавательной деятельности:
групповая, фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения: рисунки, чучело птицы, перья птицы.
Методы организации учебно–познавательной деятельности:
исследование особенностей внешнего строения птицы в связи с полетом;
отчёты ходе работы над исследованиями,обсуждение;
воспроизведение добытых сведений;
установление причинно-следственных связей;
самореализация учащихся в творческой работе;
восприятие новых знаний посредством органов чувств
Средства обучения: ПК и проектор, презентации, перья.
Ход урока
Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Проверка отсутствующих по списку. Ребят, обычно на уроке вы сидите по рядам, а сегодня мы поставили парты необычным способом, а значит и урок предстоит необычный, увлекательный и, надеюсь, продуктивный.
II. Актуализация знаний.
У нас сегодня гости, а в их присутствии мы всегда показываем себя только с лучшей стороны.
III. Проверка знаний.
Начнем урок с проверки домашнего задания. Проверим, как вы усвоили тему прошлого урок. Дома вы должны были повторить пресмыкающихся.
Для проверки усвоения прошлых тем я приготовила тесты. Пожалуйста, получите их, на его решение даю вам 10 минут.
1. Расположите в правильном порядке систематические категории, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Пресмыкающиеся
2) Гадюка
3) Хордовые
4) Гадюка обыкновенная
5) Чешуйчатые
2. Верны ли следующие суждения о пресмыкающихся?
А. Самки пресмыкающихся откладывают оплодотворённые яйца с большим содержанием желтка.
Б. Развитие пресмыкающихся происходит с превращением.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Пресмыкающиеся, в отличие от земноводных, настоящие сухопутные животные, так как они
1) приспособлены к наземному размножению и развитию
2) имеют две пары рычажных конечностей
3) помимо кожного дыхания осуществляют лёгочное дыхание
4) имеют развитую нервную систему
4.Пресмыкающимся, в отличие от земноводных, свойственно
1) наружное оплодотворение
2) разделение тела на голову, туловище и хвост
3) развитие с образованием личинки
4) внутреннее оплодотворение
5. Наиболее вероятными предками пресмыкающихся были древние
1) Кистепёрые рыбы
2) Млекопитающие
3) Земноводные
4) Двоякодышащие рыбы
6. Позвоночных животных с трёхкамерным сердцем, размножение которых происходит на суше, объединяют в класс
1) Пресмыкающиеся
2) Земноводные
3) Млекопитающие
4) Костные рыбы
7. Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию прыткой ящерицы, начиная с образования половых клеток. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) развитие зародышей внутри яиц
2) выход молодых ящериц
3) оплодотворение яиц в яйцеводах самок семенной жидкостью самцов
4) продвижение яиц по яйцеводам самки и образование на них защитной волокнистой оболочки
5) откладка самкой яиц
8. Установите соответствие между признаком и организмами, для которых он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК ОРГАНИЗМЫ
A) тело с широко расставленными ногами, редко безногое; 1) ящерицы
Б) веки несросшиеся, подвижные; 2) змеи
В) веки срослись и стали прозрачными;
Г) все представители не имеют конечностей;
Д) могут проглатывать крупную добычу благодаря челюстям,
спереди, соединённым растяжимыми связками;
Теперь обменялись листочками и проверим совместно, кто как выполнил эту работу. (Идет проверка совместно с учителем)
Давайте теперь выясним, о чем мы будем говорить сегодня.
Тему нашего урока я предлагаю определить, предварительно разгадав загадкиОчень странный почтальон:
Не маг, не волшебник он.
Доставит письма и газеты,
Несет посылку на край света,
Хранить умеет все секреты.
Крылат и смел, и зорок он.
Кто же этот почтальон?
(Сова)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Гусь)
Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)
Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком?
(Сова)
Что поднимает и малое дитя,
А через хату не перекинет
И сильнейший мужчина?
(перо)
Поймаю гуся,
Пущу его в воду,
Буду им водить,
Он будет говорить.
(перо)
По лесу летало,
В воду упало,
В воде болталось
И сухим осталось.
(перо)
О представителях какого класса животных мы сегодня будем говорить? Какая же тема урока. Правильно. А о каких особенностях будем говорить?
Запишем тему в тетрадях: « Класс Птицы. Приспособления птиц к полету»
IV. Изучение нового материала.
Давайте вместе с вами сформулируем цели урока, что мы сегодня о птицах можем узнать?
Цели урока: Познакомиться с приспособлениями птиц к полету.
О птицах можно узнать из различных источников - книг, интернета, наконец, из рассказов очевидцев. Красота и звучное пение делает птиц ярким украшением природы. Птицы сопровождают нас всю жизнь. С детства нас сопровождают и сказки о птицах. Может вы назовёте какие-нибудь из них. («Гуси-лебеди», «Соловей – разбойник» и др.) Это же ваши любимые сказки из детства.
Постановка проблемы
Птиц очень сильно отличаются от других животных. На основании каких данных внешнего строения можно сказать, что это – птицы и в чем их главная особенность?
Птицы поют песни, умеют летать, стоят гнёзда, откладывают яйца
А только ли птицы поют песни?
Песни поют и люди, дельфины, а они - не птицы. Значит, это не главная особенность птиц!
– Умеют летать?
Летают и бабочки, жуки, мухи. Значит нельзя сказать, что умение летать - главная особенность птиц.
– Вьют гнезда?
Строят гнезда некоторые рыбы, например, колюшка, значит, «вить гнезда» - это не главная особенность птиц?
- Откладывают яйца?
Несут яйца еще и пресмыкающиеся и некоторые млекопитающиеся, утконос и ехидна, например.
- Тело птиц покрыто перьями
Правильно, перьевой покров – вот это главная особенность птиц.
Сегодня мы выясним, как приспособлены птицы к полету.
А сделаем мы это, проведя исследования. Для этой работы у нас есть 3 группы. Группа работает над полученным заданием. О результатах работы группы расскажет один из выбранных вами учеников.
Учитель раздает инструктивные карточки. Они помогут вам в исследовании.
Задание группе №1.
Исследование внешнего облика птицы
1.Какова форма тела помогает птицам в полете?
2. Какие органы чувств расположены на голове и имеют ли они отношение к полету?
3. Посмотрите на часть ноги, где нет перьев – цевку. Какое значение имеет цевка?
4. Как связаны внешние признаки с полетом? Сделайте выводы
Задание группе № 2
Исследование перьевого покрова.
1. Рассмотрите перья под лупой и микроскопом. Какое строение они имеют? Сравните с рисунком учебника. Подпишите составные части.
2. Для чего птицам большие перья.
3. Для чего птицам маленькие перья и пух?
4. Обмакните перья в стакан с водой. Намокли ли они?
Задание группе №3.
Изучение строения скелета птиц
Рассмотрите скелет птицы. Какие отделы можно выделить в скелете птицы (Работа по учебнику)?
Рассмотрите череп. Как соединены между собой кости черепа? Каково значение такого соединения костей в черепе птицы?
Рассмотрите киль. Зачем он нужен?
Каковы особенности расположения пальцев на ноге?
Сделайте вывод об особенностях строения скелета в связи с приспособлением к полету. Сделайте выводы.
Прежде чем приступить к обсуждению результатов, давайте отдохнем.
Музыка для релакса.
Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь. Вообразите себя птицей, большой или маленькой. Главное, что вы свободная птица. Вы делаете взмах крыльями, еще один и еще и летите. Вы чувствуете, как теплый ветерок нежно овевает ваше тело. Еще один взмах — и вы парите над землей, широко расправив крылья. Рассмотрите, что находится вокруг вас. Почувствуйте удовольствие от полета… Ваш полет подошел к концу. Вы медленно снижаетесь. Оставьте в памяти те приятные впечатления, которые вам удалось получить, летая над землей. Вот вы мягко коснулись земли. Вернитесь в реальный мир. Сделайте глубокий вдох, выдох. Откройте глаза. Потянитесь. (на слайде)
Давайте теперь обсудим ваши результаты. Результаты исследований. На слайде общий вид птицы виды перьев, скелет птицы.
Оцените свою работу в группах.
После проведенных вами исследований, давайте выясним, благодаря чему птицы так легко парят в воздухе. Запишем в тетрадях
Черты, связанные с полетом: (на слайде)
1. Превращение передних конечностей в крылья;
2. Перьевой покров, придающий телу обтекаемую форму;
3. Облегчение веса тела за счет полых костей;
4. Киль – как место прикрепления сильно грудных мышц, двигающих крылья и для рассечения воздуха при полете;
5. Ряд особенностей скелета – череп без швов, воздушные кости, киль для прикрепления мышц, цевка на ногах для приземления и отталкивания.
Ребят, как вы думаете, мы добились того, чего хотели в начале урока?
Ребята, как вы думаете, это все приспособления к полету? Это конечно не предел, практически в каждой системе органов есть особенности, помогающие птицам в полете, на следующем уроке мы с ними познакомимся.
Ребят, раз мы сегодня урок посвятили полету птиц, мы просто обязаны вспомнить прошедшие Олимпийские игры в городе Сочи. Как вы знаете, на олимпийские игры едут самые сильные, самые ловкие, самые быстрые. Среди птиц тоже есть свои рекордсмены: обратите внимание на слайды.
Самый высокий полет у грифа Рюппеля. Рекорд - высота 11 274 метра.
Самая летающая птица - черный стриж может находиться в воздухе от 2 до 4 лет. В течение всего этого времени он спит, пьет, ест.
Самый долгий перелет у обыкновенной крачки, она пустилась в полет на берегу озера в Финляндии и приземлилась в Австралии. Она пролетела 25750 км.
Самая тяжелая летающая птица – африканская большая дрофа, вес ее около 18 кг.
Самый большой размах крыльев отмечен у странствующего альбатроса, размах его крыльев составляет около 4 метров.
Птица – самый быстрый летун сапсан. Он способен развивать максимальную скорость до 200 км/ч.
Вот теперь на этих интересных фактах мы закругляемся. Давайте подведем итоги, обсудим, как вы оцените свой вклад в урок, эффективность работы, полезность выбранных форм работы. Я вам предлагаю по кругу высказать одним предложением оценку своей работы, выбирая начало фразы на слайде:
сегодня я узнал…
меня заинтересовало…
мне понравилось…
я понял, что…
теперь я могу…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
Молодцы, за ваши ответы на уроке я хотела бы оценить следующих учащихся…
Благодарю вас за вашу работу!
А вот кто молчал, дома выполнят небольшой мини-проект, который называется “Птицы-рекордсмены”. Я раздам фотографии, вам надо будет определить, что это за птица, найти и записать ее рекорд. Сейчас я раздаю вам фото птиц, закрывайте глаза, берите одно фото. Предлагаю учащимся следующие фото птиц: императорский пингвин, африканский страус, ястреб, сокол, стриж, колибри, альбатрос, дрофа, гага, райская птица.
Надежда Алексеевна Паршукова
Качаева Людмила Александровна