Сценарий урока биологии в 7 классе «Отряды птиц: Нандуобразные, Казуарообразные»
Методическое пособие разработки уроков с видеоматериалами биологии 7класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
Задачи:
Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Развивающие: развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
УУД
Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности
Виды деятельности (элементы содержания, контроль)
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Систематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопроверкой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.
Планируемые результаты
Предметные
понимать смысл биологических терминов;
описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенности строения простейших и многоклеточных животных;
распознавать органы и системы органов животных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;
устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют;
приводить примеры животных разных систематических групп;
различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;
характеризовать направления эволюции животного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;
Метапредметные УУД
Познавательные:
работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
Регулятивные:
организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи, прогнозировать результаты работы;
самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;
Коммуникативные:
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностные УУД
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии и истории развития знаний о природе
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Основные понятия
Общая характеристика птиц, происхождение птиц, особенности внешнего и внутреннего строения птиц, связанные с полётом. Общая характеристика отрядов птиц, особенности строения в связи с образом жизни.
Ход урока
Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)
1.Самые крупные птицы на нашей планете
Аист
Африканский страус
Розовый фламинго
2. Особенность шеи страусов
Длинная
Гибкая
Короткая
3. Голова страусов
Приплюснутая
Маленькая
Большая
4. Сколько пальцев на ногах страусов?
2
3
4
5. Размер ног страусов
Длинные
Средние
Короткие
6. Что предохраняет страусов от ожогов грунта?Отсутствие чувств осязания
Роговая мозоль на груди
Плотное оперение
7. Куда самки страуса откладывают яйца?
В песок
В траву
В водоем
8. Кто насиживает яйца?
Оба родителя
Самец
Самка
9. Сколько составляет период инкубации?
Месяц
42 дня
Две недели
10. Покрыты ли страусята пухом?
Да
Нет
Только голова
Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)
Нандуобразные
Описание
Между страусами и нанду существуют заметные различия.
Во первых даже более крупный из обоих видов нанду не достигает размеров страуса и со своим ростом в 1,4 м в два раза меньше. Шея у нанду покрыта перьями, в то время как у страуса она голая. Как и у большинства страусообразных унанду по три пальца на каждой ноге, однако у страуса их два. Хотя нанду из-за своего веса как и страус неумеет летать, но активно использует крылья при беге для поддержания равновесия. К тому же накаждом крыле имеется по острому когтю, который может быть использован как оружие. Нанду менеебыстрые бегуны, чем африканские страусы, но и они могут развивать немалые скорости до 60 км/ч. Кромеэтого, они хорошие пловцы и в состоянии без проблем пересекать реки.
Голос. Крик нанду напоминает скорее рык крупного хищника из семейства кошачьих, чем звук птицы. Он звучит как«нанду» и именно ему нанду обязан своим названием. Его испускают прежде всего самцы во времябрачного периода. Помимо этого нанду издают хриплые звуки, предупреждающие сородичей о приближенииопасности, а также шипение, если хотят кого-то устрашить.
Распространение. Нанду обитают в Аргентине, Чили, Парагвае, Уругвае, Бразилии и Боливии. Нанду предпочитают открытые саваннообразные сферы обитания, к которым относятся горные плато. Северный нанду встречается в более низкихместностях, где царит более тёплый климат. Дарвинов нанду может жить на высоте до 4500 м, а также насубполярном крайнем юге
Юной Америки.
Поведение. Нанду как правило активны в дневное время. Только в чрезвычайно жаркие дни они передвигают своёбодрствование на вечерние или ночные часы, чтобы отдохнуть во время наибольшей жары. Вне брачныхпериодов они живут в группах от пяти до тридцати особей, в которые входят и самцы, и самки, и молодняк.Ежегодно, когда наступает время спаривания группы распадаются, а самцы обживают собственные ареалы.Некоторые старые самцы после этого уже не возвращаются в группы, а живут на своей территории водиночку. В группах нанду следят за тем, чтобы другие особи соблюдали минимальную дистанцию. Еслидругая птица подходит слишком близко, то чувствующий себя ущемлённым нанду вытягивает шею, широко открывает клюв и издаёт шипящий звук, требующий от сородича отдалиться..
Нанду питаются широколистными растениями, семенами, фруктами, корнями, насекомыми и мелкими позвоночными
Существует слух, что они умеют убивать ядовитых змей, но никто этого никогда не мог документально доказать Потребность в воду нанду покрывают в основном из пищи имогут долгое время обходиться без питья. Как и другие страусообразные они регулярно глотаютгастролиты, которые помогает измельчать пищу в желудке.
Систематика
Таким образом, нанду являются одним из древнейшихсемейств птиц вообще. Тем сложнее стоит задача определить их эволюционную систематику. Внешнеесходство намекает на родство с африканским страусом, однако существуют зоологи, считающие нандубазовой группой внутри отряда страусообразных.
Испокон времён племена Южной Америки использовали мясо и яйца нанду в пищу. В более недавнем времени перья нанду шли на экспорт в качествеукрашения, помимо этого иих кожи употреблялась в изготовлении различных изделий. Охота на нанду иразрушение их биосферы привели к тому, что популяции обоих видов нанду сократились. Местные фермерыутверждают, что нанду поедают травы, которые нужны для их скота, а также поедают зерно с полей. Поэтому нанду часто отстреливают, если они появляются вблизи сельскохозяйственных угодий. Ещё опасностью для нанду являются ограждающие фермы заборы из колючей проволоки, из-за которых нандунаносят себе тяжёлые увечья и погибают.
Казуарообразные
Крупные нелетающие птицы, имеющие еще более недоразвитые передние конечности, чем у 2 предыдущих отрядов. Рулевых перьев нет. Ноги сильные, трехпалые. Перья двуветвистые, так как побочный ствол пера имеет такие же размеры, как и основной. Отряд распространен в Австралии, на Новой Гвинее и на некоторых рядом расположенных островах. В отряде 2 семейства: казуаровые (Casuaridae) и эму (Dromaedidae). Всего 4 вида.
К семейству казуаровых принадлежат крупные тяжеловесные птицы, имеющие сжатый с боков клюв и роговой «шлем» на голове. Первостепенные маховые перья представлены 6 хорошо заметными снаружи колючками. Это не что иное, как измененные стволы перьев. В отличие от других не летающих птиц (страусоподобных), казуары населяют лесные заросли. Распространены они на Новой Гвинее и прилежащих островах (Ару, Серам и др.) и на полуострове Кейп-Йорк (Австралия).
Шлемоносный, или обыкновенный, казуар (Саsuarius casuarius) имеет наиболее выступающий «шлем» темно-бурого цвета. Бока головы и значительная часть шеи у него зеленовато-синие, задняя часть шеи красная, горло и передняя часть шеи синего цвета. По бокам шеи имеются две лопасти цвета сырого мяса. Волосовидное оперение туловища блестяще-черное. Клюв также черный. Масса этой птицы достигает 80 кг, высота около 150 см. Распространен шлемоносный казуар в западных частях Новой Гвинеи, на островах Серам, Ару и в Северном Квинсленде (Австралия). Держится птица в густых дождевых лесах. Биология изучена недостаточно. По-видимому, это моногамная птица. Гнезда, как и у всех нелетающих птиц, на земле. Сооружает их самец из мха и листьев. Основное время размножения июль - август. В гнезде бывает 3-5 зеленых яиц. Длительность насиживания, по одним данным, 39 дней, по другим -56. Первые птенцы появляются главным образом в сентябре, но бывает и позже. Насиживают и самец, и самка, тогда как у казуара мурука (С. bennetti) насиживает только самец. Только что названный мурук мельче шлемоносного казуара, имеет более скромную, тусклую расцветку. Он распространен в северных частях Новой Гвинеи и на острове Новая Британия. Мурук прекрасно плавает и при случае ловит рыбу.
Основная пища казуаров - опавшие с деревьев плоды, но казуары едят также и мелких животных.
В семействе эму один род с единственным видом- эму (Dromaius novaehollandiae), который распространен по кустарниковым песчаным пустыням и степям Австралии и Тасмании. Своим внешним видом эму, пожалуй, напоминает нанду, но имеет несколько более плотное телосложение. Клюв, в отличие от клюва казуара, уплощен сверху вниз, голова оперена. Оперение имеет какой-то шерстистый характер и окрашено в однообразные буровато-серые тона. Масса птицы 45-55 кг, высота 170 см.
Эму преимущественно моногамные птицы. Перед периодом откладки яиц самец сооружает из травы, листьев и веточек платформу - гнездо. Обычно в кладке бывает 7-8 яиц, но иногда находят гнезда и с большим числом их - до 21. В последнем случае, несомненно, яйца откладывали несколько самок. Насиживание длится 53-60, а по некоторым данным - даже 66 дней. Бывает, что уже во время насиживания отдельные самки докладывают в гнездо яйца. Насиживает только самец, который временами сходит с гнезда в поисках пищи, хотя чаще бывает, что птица все это время голодает. Птенцы у эму имеют полосатую расцветку.
Питаются эму плодами, семенами и мелкими животными. Там, где их еще много, они могут приносить заметный вред полям.
Класс Птицы. Отряды Страусооборазные, Нандуобразные, Казуарообразные,
Презентация на тему Отряд страусообразные,нандуобразные,казуарообразные
Казуар. Самая опасная в мире птица.
казуар.wmv
Ресурсы
Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учреждений/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.
Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А
Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).
В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.
Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»
Википедия https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1054798
Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9
Природа мира
https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let
FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada
Викторины по учебнику В. В. Латюшина «Биология. 7 класс»
http://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-klass-kolchetsov-maloschetinkovye-ili-oligohety
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций