Урок биологии в 6 классе «Взаимосвязь между органами растения, передвижение веществ и отложение запасов»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: обобщить знания о функциях растительного организма; дать представление о взаимосвязях между органами растения, передвижении веществ, отложении запасов и их использовании; дать понятие о росте и движении растения.
Оборудование и материалы: карточки с вопросами и заданиями по всем основным темам раздела «Строение и жизнедеятельность растений», а также карточки «Минеральные вещества и вода», «Органические вещества» для игры «Обмен веществ»; таблицы: «Передвижение веществ по растению», «Рост растений», «Запасные вещества растений», комнатные растения, гербарии.
Ключевые слова и понятия: взаимосвязь между органами растения, регенерация, точка роста, гормоны роста (ростовые вещества).
Игра «Обмен веществ»
Для игры учителю необходимо заранее подготовить достаточное количество карточек с вопросами по всем основным темам раздела «Строение и жизнедеятельность растений», а также карточки с надписями «Минеральные вещества и вода», «Органические вещества».
Перед началом игры поперек класса устанавливается какая- либо преграда, представляющая собой уровень почвы. Препятствием может служить один ряд стульев или парт с двумя «отверстиями», одно — сосуды древесины, по которым течет вода с растворенными в ней минеральными веществами, а другое — ситовидные трубки луба, по которым идет движение органических веществ. Обязательным условием является наличие надписи с двух сторон.
Класс делится на две команды: «Побег» и «Корень», выбираются по 2—3 помощника для каждой команды (лучше, чтобы это были наиболее успевающие ученики), которые сидят отдельно, но на территории своей команды.
Каждая из команд получает конверт с вопросами (по одному на двух учеников), ответы на которые заслушивает один из помощников. Задания должны быть разноплановые, чтобы на их выполнение требовалось различное количество времени. Если ученик отвечает верно, то получает карточку с надписью «Минеральные вещества и вода» (если это член команды «Корень») или «Органические вещества» (если это член команды «Побег»).
После того как у одной из команд наберется достаточное количество карточек, она может потратить их на строительство новых органов и тканей, отложить вещества про запас. Для этого игроки должны сказать о своем намерении учителю. Для того чтобы стимулировать учащихся к активному участию в игре и стремлению
заработать больше карточек, учитель периодически сообщает одной из команд о необходимости их потратить. Например, команда «Корень» получает письмо с таким содержанием: «Семейство кротов поранило корневую систему вашего растения. 6 корешков (т. е. 6 учеников) не могут продолжать свою деятельность. Для восстановления работоспособности вам необходимо потратить 6 единиц органических веществ». В этом случае команда «Корень» отправляет запрос команде «Побег» с просьбой выделить им для нужд организма 6 единиц органической энергии. До тех пор пока это не будет сделано, 6 учеников не могут продолжать игру. Команда «Побег» может получить письмо следующего содержания: «Вам не хватает воды для создания органических веществ. Пока к листьям не поступит 5 единиц воды, органические вещества не могут вырабатываться».
Карточки «Органические вещества» и «Минеральные вещества и вода» передаются командам через те структуры, по которым они перемещаются в природе, т. е. вода с растворенными в ней минеральными веществами движется по сосудам древесины, а органические вещества — по ситовидным трубкам луба. Если игрок передал карточку неправильно, она может быть изъята, а ученик дисквалифицирован на какое-то время.
Игра заканчивается по сигналу учителя, который объявляет о том, что организм успешно справился с задачей и ему удалось выжить в особо трудных условиях благодаря слаженной работе всех органов.
Рассказ учителя с элементами беседы
Как вы знаете, все органы растений между собой тесно взаимосвязаны. Растение не может полноценно функционировать, лишившись каких-либо органов.
Приведите примеры гибели растений, лишенных каких- либо органов. (Ответы учащихся.)
Например, сорванные цветы очень часто погибают, лишившись корневой системы. Также и корневая система не может самостоятельно функционировать, оставшись без своей надземной части.
Какова функция корней растения? (Корни получают из почвы минеральные вещества, необходимые для жизнедеятельности растения.)
А каковы функции надземной, зеленой, части растения? (Окрашенные в зеленый цвет органы растения содержат особый пигмент — хлорофилл, обеспечивающий протекание процесса фотосинтеза.)
При благоприятных условиях растение, лишенное каких- либо своих органов, способно их восстанавливать. Как называется этот процесс? (Этот процесс называют регенерацией.)
Приведите примеры регенерации у растений. (Примерный ответ. Например, некоторые срезанные побеги растений, поставленные в воду, через какое-то время могут дать придаточные корни, способствующие более эффективному всасыванию воды и минеральных веществ.)
Вещества, образовавшиеся в каком-либо органе растения, чаще всего не откладываются здесь же, а перемещаются в другие органы. Приведите примеры таких передвижений. (Ответы учащихся.)
Например, образовавшиеся в листьях органические вещества поступают к различным органам растения, где они расходуются на образование новых клеток или откладываются про запас. А вода и минеральные вещества, поглощенные корнями из почвы, доставляются к зеленым частям растения.
По каким структурам происходит транспортировка различных веществ в растении? (Ответы учащихся.)
Во всех частях и органах растений есть проводящие пучки, состоящие из сосудов и ситовидных трубок, по которым вода с растворенными в ней минеральными веществами или органические вещества могут перемещаться по растению. Если органических веществ растением производится больше, чем ему это необходимо для роста и развития, они откладываются в специальных тканях и органах.
Как называется такая ткань? (Запасающая.)
Для чего растения накапливают питательные вещества? (Для питания молодых проростков или для образования новых побегов из почек.)
Человек давно научился использовать эту особенность растений в своих целях.
В каких органах может происходить отложение запасных питательных веществ?
Какие главные группы веществ могут откладываться в растениях?
В каких тканях происходит отложение питательных веществ?
Запасенные питательные вещества растение тратит на рост и развитие потомства. Для растений, в отличие от животных, характерен постоянный рост на протяжении всей жизни (отсюда и название).
За счет чего обеспечивюется постоянный рост и органообразование у растений? (Ответы учащихся.)
Растения, в отличие от животных, имеют многочисленные точки роста, состоящие из образовательной ткани.
Где расположены эти точки? (На верхушках корней растения, в верхушках побегов — почках.)
Благодаря ветвлению корней и побегов у растения количество точек роста с течением времени сильно увеличивается.
За счет чего происходит рост растений? (За счет деления и растяжения клеток.)
Активизация различных точек роста происходит согласованно. Например, у ветроопыляемых деревьев и кустарников цветки созревают и распускаются раньше, чем появляются листья.
Какое в этом биологическое значение? (Ответы учащихся.) Эта особенность очень важна для успешного опыления этих
растений, так как листва будет препятствовать переносу пыльцы ветром, что уменьшает вероятность опыления и оплодотворения.
Но для такой слаженной работы всех точек роста необходимо какое-то управление ими. Учеными были обнаружены особые вещества, регулирующие слаженность всех ростовых процессов, которые получили название гормонов роста, или ростовых веществ. Они вырабатываются различными клетками образовательной ткани и передвигаются по растению, регулируя (усиливая или притормаживая) рост его отдельных участков.
Закрепление знаний и умений
Запишите в тетрадь определения понятий.
Регенерация, ростовые вещества, точка роста.
Ответьте на вопросы.
В чем состоит основное отличие роста растений от роста животных?
Какие структуры обеспечивают способность растений к постоянному росту и образованию новых органов?
Какие вещества способствуют регуляции ростовых процессов в растении?
Могут ли у растения одновременно и с одинаковой скоростью расти все органы? Почему?
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Прочитать параграф, знать основные термины.
Задание для учеников, интересующихся биологией. Найти более подробную информацию о гормонах роста. Составить минидоклад на эту тему.
Циклы растений. Часть 1
Передвижение воды и питательных веществ в растении
Передвижение веществ у растений. Биология 6 класс
Движение воды и органических веществ по стеблю
Водный обмен у различных видов растений
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций