Урок биологии в 6 классе «Взаимосвязь между органами растения, передвижение веществ и отложение запасов»

1
0
Материал опубликован 24 February 2018 в группе

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: обобщить знания о функциях растительного организ­ма; дать представление о взаимосвязях между органами растения, передвижении веществ, отложении запасов и их использовании; дать понятие о росте и движении растения.

Оборудование и материалы: карточки с вопросами и заданиями по всем основным темам раздела «Строение и жизнедеятельность растений», а также карточки «Минеральные вещества и вода», «Органические вещества» для игры «Обмен веществ»; таблицы: «Передвижение веществ по растению», «Рост растений», «Запас­ные вещества растений», комнатные растения, гербарии.

Ключевые слова и понятия: взаимосвязь между органами ра­стения, регенерация, точка роста, гормоны роста (ростовые ве­щества).

Ход урока

Актуализация знаний

Игра «Обмен веществ»

Для игры учителю необходимо заранее подготовить достаточ­ное количество карточек с вопросами по всем основным темам раздела «Строение и жизнедеятельность растений», а также кар­точки с надписями «Минеральные вещества и вода», «Органиче­ские вещества».

Перед началом игры поперек класса устанавливается какая- либо преграда, представляющая собой уровень почвы. Препят­ствием может служить один ряд стульев или парт с двумя «от­верстиями», одно — сосуды древесины, по которым течет вода с растворенными в ней минеральными веществами, а другое — ситовидные трубки луба, по которым идет движение органиче­ских веществ. Обязательным условием является наличие надписи с двух сторон.

Класс делится на две команды: «Побег» и «Корень», выбира­ются по 2—3 помощника для каждой команды (лучше, чтобы это были наиболее успевающие ученики), которые сидят отдельно, но на территории своей команды.

Каждая из команд получает конверт с вопросами (по одному на двух учеников), ответы на которые заслушивает один из по­мощников. Задания должны быть разноплановые, чтобы на их выполнение требовалось различное количество времени. Если ученик отвечает верно, то получает карточку с надписью «Ми­неральные вещества и вода» (если это член команды «Корень») или «Органические вещества» (если это член команды «Побег»).

После того как у одной из команд наберется достаточное коли­чество карточек, она может потратить их на строительство новых органов и тканей, отложить вещества про запас. Для этого игроки должны сказать о своем намерении учителю. Для того чтобы сти­мулировать учащихся к активному участию в игре и стремлению

заработать больше карточек, учитель периодически сообщает од­ной из команд о необходимости их потратить. Например, коман­да «Корень» получает письмо с таким содержанием: «Семейство кротов поранило корневую систему вашего растения. 6 корешков (т. е. 6 учеников) не могут продолжать свою деятельность. Для восстановления работоспособности вам необходимо потратить 6 единиц органических веществ». В этом случае команда «Ко­рень» отправляет запрос команде «Побег» с просьбой выделить им для нужд организма 6 единиц органической энергии. До тех пор пока это не будет сделано, 6 учеников не могут продолжать игру. Команда «Побег» может получить письмо следующего со­держания: «Вам не хватает воды для создания органических ве­ществ. Пока к листьям не поступит 5 единиц воды, органические вещества не могут вырабатываться».

Карточки «Органические вещества» и «Минеральные ве­щества и вода» передаются командам через те структуры, по ко­торым они перемещаются в природе, т. е. вода с растворенными в ней минеральными веществами движется по сосудам древесины, а органические вещества — по ситовидным трубкам луба. Если игрок передал карточку неправильно, она может быть изъята, а ученик дисквалифицирован на какое-то время.

Игра заканчивается по сигналу учителя, который объявляет о том, что организм успешно справился с задачей и ему удалось выжить в особо трудных условиях благодаря слаженной работе всех органов.

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Как вы знаете, все органы растений между собой тесно взаи­мосвязаны. Растение не может полноценно функционировать, лишившись каких-либо органов.

Приведите примеры гибели растений, лишенных каких- либо органов. (Ответы учащихся.)

Например, сорванные цветы очень часто погибают, лишив­шись корневой системы. Также и корневая система не может са­мостоятельно функционировать, оставшись без своей надземной части.

Какова функция корней растения? (Корни получают из поч­вы минеральные вещества, необходимые для жизнедеятельно­сти растения.)

А каковы функции надземной, зеленой, части растения? (Окрашенные в зеленый цвет органы растения содержат особый пигмент — хлорофилл, обеспечивающий протекание процесса фотосинтеза.)

При благоприятных условиях растение, лишенное каких- либо своих органов, способно их восстанавливать. Как назы­вается этот процесс? (Этот процесс называют регенерацией.)

Приведите примеры регенерации у растений. (Примерный ответ. Например, некоторые срезанные побеги растений, поставленные в воду, через какое-то время могут дать при­даточные корни, способствующие более эффективному всасыванию воды и минеральных веществ.)

Вещества, образовавшиеся в каком-либо органе растения, чаще всего не откладываются здесь же, а перемещаются в другие органы. Приведите примеры таких передвижений. (Ответы учащихся.)

Например, образовавшиеся в листьях органические вещества поступают к различным органам растения, где они расходуют­ся на образование новых клеток или откладываются про запас. А вода и минеральные вещества, поглощенные корнями из почвы, доставляются к зеленым частям растения.

По каким структурам происходит транспортировка различ­ных веществ в растении? (Ответы учащихся.)

Во всех частях и органах растений есть проводящие пучки, состоя­щие из сосудов и ситовидных трубок, по которым вода с растворен­ными в ней минеральными веществами или органические вещества могут перемещаться по растению. Если органических веществ ра­стением производится больше, чем ему это необходимо для роста и развития, они откладываются в специальных тканях и органах.

Как называется такая ткань? (Запасающая.)

Для чего растения накапливают питательные вещества? (Для питания молодых проростков или для образования новых по­бегов из почек.)

Человек давно научился использовать эту особенность расте­ний в своих целях.

В каких органах может происходить отложение запасных питательных веществ?

Какие главные группы веществ могут откладываться в ра­стениях?

В каких тканях происходит отложение питательных ве­ществ?

Запасенные питательные вещества растение тратит на рост и развитие потомства. Для растений, в отличие от животных, ха­рактерен постоянный рост на протяжении всей жизни (отсюда и название).

За счет чего обеспечивюется постоянный рост и органооб­разование у растений? (Ответы учащихся.)

Растения, в отличие от животных, имеют многочисленные точки роста, состоящие из образовательной ткани.

Где расположены эти точки? (На верхушках корней растения, в верхушках побеговпочках.)

 

Благодаря ветвлению корней и побегов у растения количество точек роста с течением времени сильно увеличивается.

За счет чего происходит рост растений? (За счет деления и растяжения клеток.)

Активизация различных точек роста происходит согласован­но. Например, у ветроопыляемых деревьев и кустарников цвет­ки созревают и распускаются раньше, чем появляются листья.

Какое в этом биологическое значение? (Ответы учащихся.) Эта особенность очень важна для успешного опыления этих

растений, так как листва будет препятствовать переносу пыльцы ветром, что уменьшает вероятность опыления и оплодотворения.

Но для такой слаженной работы всех точек роста необходимо какое-то управление ими. Учеными были обнаружены особые ве­щества, регулирующие слаженность всех ростовых процессов, ко­торые получили название гормонов роста, или ростовых веществ. Они вырабатываются различными клетками образовательной ткани и передвигаются по растению, регулируя (усиливая или притормаживая) рост его отдельных участков.

Закрепление знаний и умений

Запишите в тетрадь определения понятий.

Регенерация, ростовые вещества, точка роста.

Ответьте на вопросы.

В чем состоит основное отличие роста растений от роста животных?

Какие структуры обеспечивают способность растений к по­стоянному росту и образованию новых органов?

Какие вещества способствуют регуляции ростовых процес­сов в растении?

Могут ли у растения одновременно и с одинаковой скоро­стью расти все органы? Почему?

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Прочитать параграф, знать основные термины.

Задание для учеников, интересующихся биологией. Найти бо­лее подробную информацию о гормонах роста. Составить мини­доклад на эту тему.

Циклы растений. Часть 1

 

 

 

 

Передвижение воды и питательных веществ в растении

 

 

 

 

Передвижение веществ у растений. Биология 6 класс

 

 

 

 

Движение воды и органических веществ по стеблю

 

 

 

 

Водный обмен у различных видов растений

 

 

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации