Урок по биологии в 6 классе «Передвижение воды, минеральных и органических по стеблю»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: продолжить формирование представления о проводящей функции стебля и о взаимосвязи всех частей растения; показать взаимосвязь строения стебля с выполняемыми им функциями.
Оборудование и материалы: комнатные растения, таблицы: «Строение стебля», «Строение корня», «Строение листа», результаты опытов, поставленных ранее.
Ключевые слова и понятия: нисходящий ток органических веществ, восходящий ток воды и минеральных веществ, сосуды древесины, ситовидные трубки луба.
Актуализация знаний
Вставьте пропущенные слова в текст.
... - это осевая часть побега. По положению в пространстве выделяют ... стебли, как, например, у пшеницы и кукурузы; вьющийся, как у ... и ...;... , как у гороха и фасоли. В поперечном сечении стебли могут быть . , ромбические, . , . и др.
Стебли растений выполняют ... функцию, ... функцию, фотосинтезирующую функцию и ... функцию.
Стебель древесного растения покрыт ... , которая защищает растение от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Внутренняя часть коры - ... - содержит ситовидные трубки. Основная их функция - проведение ... от ... к ... . Между корой и ... расположена образовательная ткань - ... . За счет деления клеток ... происходит рост стебля растения ... . По сосудам ... вода и растворенные в ней ... вещества перемещаются от ... к ... . Основная функция древесины состоит в ... .
Рассказ учителя с элементами беседы
Для начала вспомним, в чем заключается проводящая функция стебля. (По стеблю перемещаются вода с растворенными в ней минеральными веществами и органические вещества.)
Откуда и куда перемещается вода в стебле? (От корней к листьям.)
По каким структурам двигается вода в стебле? (По сосудам.)
Где расположены сосуды? (В древесине.)
Итак, вода с растворенными в ней минеральными веществами перемещается от корней к листьям по сосудам древесины, т. е. это восходящий ток, так как он идет снизу вверх. Чтобы это проверить, давайте проделаем опыты.
Опыты
(На уроке учитель демонстрирует только результаты опыта, а условия описывает устно, так как на его проведение необходимо время.)
ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ВОДЫ И МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ ПО СОСУДАМ ДРЕВЕСИНЫ (ВОСХОДЯЩИЙ ТОК)
Оборудование: живые побеги липы, тополя, ивы или любого другого дерева, стакан с водой, подкрашенной чернилами.
Ход опыта
Возьмем живую веточку липы и поставим ее в стакан с подкрашенной чернилами водой.
Через 3 ч достанем веточку, сделаем поперечный разрез и оценим результат.
Итог. Древесина, по сосудам которой идет восходящий ток воды с растворенными в ней минеральными веществами, окрасилась в цвет чернил, тогда как другие слои остались неокрашенными.
Вывод. Вода с растворенными в ней минеральными веществами движется снизу вверх по сосудам древесины.
А что будет, когда на побегах распустятся листья? (Жилки листьев окрасятся в цвет чернил, что доказывает поступление минеральных веществ в листья.)
А как можно убедиться в том, что органические вещества поступают с нисходящим током от листьев к корню? (Учащиеся высказывают свои предположения.)
Для этого проведем еще один опыт.
(На уроке демонстрируется только результат опыта.)
ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ОТ ЛИСТЬЕВ К КОРНЯМ С НИСХОДЯЩИМ ТОКОМ
Оборудование: живые облиственные побеги липы, тополя, ивы или любого другого дерева или древесное комнатное растение (фикус, драцена или др.), стакан с водой или стеклянный цилиндр с плотно притертой пробкой.
Ход опыта
На нижней части ветки липы, тополя или комнатного растения сделаем надрез и снимем часть коры с лубом (до древесины).
На другой ветке сделаем надрез, но снимем только кожицу с пробкой.
Обе веточки поставим в стакан с водой (если надрез был сделан на комнатном растении, поместим его в стеклянный цилиндр с водой).
Выставим опытные образцы на освещенный подоконник.
Итог. Через несколько недель на стебле, лишенном коры с лубом, чуть выше надреза образуется утолщение — наплыв. А на стебле с неповрежденным лубом наплыв не образуется. А еще через некоторое время на первой веточке чуть выше надреза образуются корни, на второй веточке корни образуются на конце побега.
Вывод. На первой веточке вследствие нарушения проводящих пучков, по которым идет нисходящий ток органических веществ, образуется наплыв над надрезом. Придаточные корни развиваются тоже здесь, так как здесь есть органические вещества в достаточном количестве. На второй веточке ситовидные трубки луба не были повреждены, вследствие этого питательные вещества благополучно поступали к концу побега, где образовались придаточные корни. Соответственно, органические вещества перемещаются с нисходящим током от листьев к корню по ситовидным трубкам луба.
Итак, в стебле растения существует восходящий ток. Вода, поглощенная корнем, с растворенными в ней минеральными веществами поднимается по сосудам древесины к надземным частям растения (листья, почки и т. д.). Кроме того, существует нисходящий ток. Органические вещества, образовавшиеся в листьях на свету, перемещаются по ситовидным трубкам луба к корням.
Задание для учеников, интересующихся биологией. Попробовать дома самостоятельно проделать опыты, результаты которых наблюдали на уроке.
Передвижение воды и питательных веществ в растении
Опыт/Доказательство движения воды и питательных веществ по сосудам древесины
Опыт/Доказательство образования крахмала в листьях/Фотосинтез
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций