Урок биологии в 7 классе на тему «Отряд Хищные»
Методическое пособие разработки уроков с видеоматериалами биологии 7класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
Задачи:
Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Развивающие: развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
УУД
Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности
Виды деятельности (элементы содержания, контроль)
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Систематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопроверкой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.
Планируемые результаты
Предметные
понимать смысл биологических терминов;
описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенности строения простейших и многоклеточных животных;
распознавать органы и системы органов животных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;
устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют;
приводить примеры животных разных систематических групп;
различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;
характеризовать направления эволюции животного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;
Метапредметные УУД
Познавательные:
работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
Регулятивные:
организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи, прогнозировать результаты работы;
самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;
Коммуникативные:
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностные УУД
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии и истории развития знаний о природе
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Основные понятия
Многообразие млекопитающих, деление на отряды; общие характеристики отрядов, взаимосвязь образа жизни и внешнего строения. Значение млекопитающих в природе и жизни человека, охрана млекопитающих.
Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)
Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа
1. Сколько видов слонов в отряде хоботных?
2
3
4
2. Какой слон наиболее крупный?
африканский
индийский
лесной
3. Что такое бивни?
мутация
костяной нарост
видоизмененные резцы
4.чего появился хобот?
сросщаяся верхняя губа и нос
нос и носогубная складка
нос
5. Как долго растут бивни?
5 лет
7 лет
всю жизнь
6. Как часто у хоботных сменяются зубы?
6-7 лет
9-10 лет
10-15 лет
7. Как долго слоны вынашивают детенышей?
5 месяцев
9 месяцев
22 месяца
8. Как живут слоны?
по одиночке
стадами
стаями
9. Сколько весит детеныш слона?
100 кг
200 кг
300 кг
10. Из-за чего браконьеры ведут охоту на слонов?
бивни
хобот
кожа
Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)
Отряд Хищные: характеристика, представители, особенности жизнедеятельности.
Отряд Хищные объединяет представителей класса Млекопитающие, употребляющих по большей части животную пищу. Волк и лисица, тигр и лев, куница и барсук - эти звери известны каждому. Это и не удивительно, ведь Хищные приспособились к обитанию на всех материках, кроме самого холодного - Антарктиды. Рассмотрим вкратце, какие сведения об этих животных собрала на сегодняшний день биология.
Отряд Хищные. Прежде всего, их объединяет характер пищи. Она не просто животного происхождения. Все представители отряда Хищные сами нападают на своих жертв, умерщвляя их. Некоторые из них питаются падалью, очищая тем самым места обитания от гниющих органических остатков. Основная характеристика отряда Хищные связана именно с особенностями строения, позволяющими им охотиться. Поэтому все они имеют развитый мозг, сильное тренированное тело, отлично развитые дифференцированные зубы. Особенно выделяются клыки, которыми они хватают и разрывают добычу. С каждой стороны по одному коренному зубу видоизменяется в так называемые хищные. С их помощью возможно даже раздробить большие кости и разорвать мощные сухожилия - настолько он острый.
От других млекопитающих Хищных отличает также высокоразвитая нервная система, особенно головной мозг. Это обусловливает сложные формы поведения данных животных. Хищные достаточно разнообразны и насчитывают около 240 видов. Поэтому в данном отряде выделяют еще ряд семейств
Семейство Волчьи. Характеризуя отряд Хищные (млекопитающие), прежде всего упоминают о семействе, получившим свое название благодаря неутомимому санитару леса. Речь идет о волке и его сородичах: лисице, шакале, песце, енотовидной и домашней собаках.
Все они имеют средние размеры и достаточно длинные конечности. Строение опорно-двигательного аппарата и мышечной системы позволяет им преследовать свою будущую добычу долго и неутомимо. Самыми сильным и проворным среди представителей этой группы является волк. Животные предпочитают жить большими стаями, число особей в которых достигает сорока. Волки не только прекрасные охотники, но и опасные хищники, которые могут напасть даже на человека. Они по праву считаются санитарами лесов, съедая большое количество падали.
Интересные факты - волки
Тропой волка. Документальный фильм
А вот лиса может питаться не только животной пищей. Ее любимым лакомством являются сладкие и сочные плоды лесных растений
Лисица на охоте.wmv
Семейство Кошачьи. Продолжаем изучать отряд Хищные на примере... домашней кошки. Какой же это хищник? Самый настоящий! Его предком является лесная дикая кошка. А современные домашние любимцы - результат их одомашнивания. В основном же представителей семейства Кошачьи объединяют крупные размеры тела с удлиненными конечностями, которые заканчиваются втяжными острыми когтями. Все видели, как кошка охотится за мышкой? Она не догоняет, а подкарауливает свою добычу. Такое же поведение характерно и для более крупных кошачьих: тигра, рыси, льва.
Большинство представителей этого семейства обитает в условиях тропического и субтропического климатического пояса нашей планеты. А вот амурский тигр - хозяин тайги Дальнего Востока. Это один из самых крупных хищников, по массе уступающий только белому медведю. В границах своего ареала он всегда занимает господствующее положение. Это касается и звеньев пищевых цепей, поскольку тигры охотятся и на других хищников, например волков.
Представители семейства кошачьих.wmv
Хищники семейства кошачьих
Семейство Куньи. Продолжаем рассматривать отряд Хищные млекопитающие на примере семейства, объединяющего особи с ценным пушным мехом. Выдра, куница, горностай, норка, хорек - вот далеко не полный список представителей семейства Куньи. Многие из них прекрасно лазают по деревьям, а выдры - отличные пловцы. Еще одним представителем куньих является барсук. У него особенно ценятся мясо, которое употребляют в пищу, и жир, обладающий целебными свойствами.
Семейство куньи. Куницы, хорьки, ласки, соболи
ЛЕСНАЯ КУНИЦА в руках.
Семейство Медвежьи. Отряд Хищные освоил все климатические пояса. Его представителей можно встретить даже на холодных просторах Арктики. Именно там обитает самый крупный представитель хищных млекопитающих - белый медведь, масса которого может достигать 750 кг. Он прекрасно плавает, охотясь на рыбу и ластоногих животных. А вот в лесах отряд Хищные представляет другой зверь - бурый медведь. Он может питаться как растительной, так и животной пищей, нападая на оленей или кабанов. Зимой этот вид медведей впадает в спячку, а летом ведет активный образ жизни. Он является объектом охоты благодаря ценному мясу и шкуре. Отряд Хищные объединяет ряд семейств класса Млекопитающие, в рационе которых преобладает животная пища. У данных животных хорошо развиты острые зубы для охоты. Многие виды ценятся человеком из-за ценного меха, мяса и жира. Поэтому в настоящее время многие виды хищных млекопитающих нуждаются в охране.
Семейство медведей. Документальный фильм.
Дикая природа Аляски! Бурые медведи и обилие вулканов!
Ресурсы
Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учреждений/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.
Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А
Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).
В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.
Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»
Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9
Природа мира
https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let
FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada
Викторины по учебнику В. В. Латюшина «Биология. 7 класс»
http://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-klass-kolchetsov-maloschetinkovye-ili-oligohety
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций