12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72140
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

 

Методическое пособие разработки уроков с видеоматериалами  биологии 7класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си­стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер­кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта­тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система­тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Многообразие млекопитающих, деление на отряды; общие характеристики отрядов, взаимосвязь образа жизни и внешнего строения. Значение млекопитающих в природе и жизни человека, охрана млекопитающих.

Ход урока

Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)

Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа.

1. К какому подклассу относятся насекомоядные?

Настоящие звери

Большие звери

Звери

2. Какого размера обычно бывают насекомоядные?

Крупного

Среднего и крупного

Среднего и малого

3. Форма мордочки насекомоядных

Шарообразная

Приплюснутая

Вытянутая

4. Какое приспособление имеют насекомоядные для отлова насекомых?

Клыки

Щупальца

Хоботок

5. Самый крупный представитель отряда?

Землеройка

Выхухоль

Еж

6. Чем покрыт хвост выхухоли?

Слизью

Чешуей

Кожей

7. Самый мелкий представитель отряда?

Выхухоль

Еж

Землеройка

8. Где не обитают насекомоядные?

В Северной Америке

В Антарктиде

В Азии

9. Являются ли насекомоядные древними животными?

Нет

Да

Некоторые виды

10. Где по большей части обитают ежи?

В лесах

В полях

В воде

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

Необычные представители млекопитающие

Летают, но не птицы и не насекомые. Внешне очень похожи на мышей, но не грызуны. Кто же эти удивительные животные, которые являются загадкой природы? Крыланы, калонги, поковоносы, рыжие вечерницы – все это рукокрылые представители, список которых насчитывает приблизительно 1000 видов.

Особенности рукокрылых прежде всего заключаются в их способности к полету. Это становится возможным благодаря особому строению верхних конечностей. Но они вовсе не превращены в крылья. Все дело в том, что вдоль всего туловища от последнего фаланга второго пальца и до хвоста находится складка кожи. Она и образует своеобразное крыло. Отряд Рукокрылые имеет еще одно сходство с птицами. И у тех и у других образуется особый вырост грудины – киль. Именно к нему прикрепляются мышцы, приводящие в движение крылья.

Отряд Рукокрылые. Эти животные ведут ночной образ жизни. Днем они спят, а с наступлением сумерек вылетают на охоту из своих убежищ. Местами их обитания служат пещеры, шахты, дупла старых деревьев, чердаки домов. Рукокрылые млекопитающие обладают всеми характерными признаками данного класса. Они выкармливают своих детенышей молоком, имеют волосяной покров, образования эпидермиса – когти, а в их коже содержатся многочисленные железы: сальные, потовые и молочные. Рукокрылые очень плохо видят. Это характерная черта для животных, ведущих ночной образ жизни. Но зато это компенсируется абсолютным слухом, что более важно в полной темноте. Для того чтобы ориентироваться в таких условиях, у рукокрылых есть и дополнительные приспособления.

Что такое эхолокация? Рукокрылые млекопитающие, точнее большинство из них, способны издавать звуковые сигналы высокой частоты. Другие живые организмы не могут воспринимать их. Такие сигналы отражаются от поверхностей, встречающихся на пути следования животного. Так рукокрылые млекопитающие без труда ориентируются в полной темноте и свободно передвигаются в подобных условиях. Эта способность также позволяет им охотиться за добычей в воздухе. Чтобы еще лучше ловить звуковые сигналы, у всех животных этого отряда есть характерные, хорошо развитые ушные раковины.

Настоящие вампиры.

О крылатых млекопитающих ходит много страшных легенд. Мол, все они нападают ночью на людей, питаясь их кровью. Однако все эти слухи сильно преувеличены. Например, бульдоговые летучие мыши охотятся на насекомых на большой высоте. А многие виды крыланов питаются сладкими плодами, нанося при этом значительный ущерб сельскому хозяйству, садоводству. А вот в Южной и Центральной Африке действительно живут настоящие вампиры. Их особенностью является наличие заостренных краев верхних резцов. Действуют они подобно бритве. Ими вампиры разрезают поверхность кожи животных или человека и слизывают с этого места кровь. Такая рана может быть очень опасна. Все дело в том, что в слюне вампиров содержится вещество, предотвращающее свертывание крови. Жертва не всегда чувствует укус, поскольку в выделениях находятся и обезболивающие компоненты. Очень часто рана сильно воспаляется. Такие тропические вампиры также могут быть переносчиками опасных заболеваний, например, бешенства. Поэтому они наносят огромный вред животноводству.

Разнообразие отряда рукокрылых Представители рукокрылых делятся на две группы: крыланы и летучие мыши. Первые предпочитают обитать в странах Австралии, Азии и Африки. В пище предпочтение они отдают плодам. Поэтому охотиться им не нужно. В связи с этой особенностью эхолокация у них развита значительно слабее, чем у других представителей крылатых млекопитающих. Зато это компенсируется прекрасным зрением и обонянием. Летучие мыши, в отличие от крыланов, в большинстве являются хищниками и кровососущими животными. В ночной охоте им помогает именно эхолокация. Такие особи живут до 20 лет. Рассмотрим некоторых удивительных представителей рукокрылых млекопитающих подробнее.

Крыланы

Калонги, или летучие собаки, и ацеродоны – представители рукокрылых из семейства крылановых. Это достаточно крупные особи. Так, размах их крыльев может достигать более 1,5 метра. Однако размер некоторых видов, которые питаются пыльцой и нектаром растений, – 5 см. Хвоста у них практически нет. Вместо него располагается недоразвитый копчиковый отдел. Их тело полностью покрыто шерстью до 3 см в длину. Окраска их чаще всего бурая, но встречаются виды и желтого, и зеленого оттенков с пятнами по всему телу. В поисках пищи за сутки крыланы способны преодолеть расстояние до 100 км. При этом они объединяются в огромные стаи, количество особей которых достигает нескольких десятков тысяч. В ноябре крыланы образуют семейные пары, а к концу февраля у них уже появляется потомство. Количество новорожденных обычно не превышает 2 особей. Примерно в возрасте 8 месяцев они уже способны самостоятельно добывать пищу. Известны случаи, когда человек приручал крыланов.

Крыланы, летучие собаки, или летучие лисицы 

 

 

 

 

Вечерницы. Эти летучие мыши известны тем, что являются самыми крупными представителями рукокрылых во всей Европе. В отличие от других, они не впадают в спячку, а совершают дальние сезонные миграции. Рацион их достаточно разнообразен, но преобладают в нем бабочки и жуки. А вот гигантская вечерница не прочь полакомиться даже маленькими певчими птицами. Это самый редкий вид. Часто эти животные вылетают на охоту вместе с ласточками или стрижами. Пикируя над водой, они пьют. Рыжая вечерница особенно любит майских жуков или хрущей.

рыжая вечерница Nyctalus noctula

 

 

 

 

 

 

Гигантская вечерница при свете дня


 

 

 

 

 

 

Очковая летучая лисица. Этот вид чаще всего можно встретить на просторах Индонезийского полуострова и Австралии. Данные представители рукокрылых имеют характерную черту, благодаря которой они получили свое название. Дело в том, что вокруг их глаз шерсть растет в виде маски и имеет более светлую окраску. Внешне это очень похоже на настоящие очки. За пищей они обычно также отправляются в темное время суток, при этом объединяясь в большие стаи. Предпочитают они растительную пищу. Например, нектар тропических растений. Добывая это сладкое лакомство, они тем самым способствуют процессу опыления цветков. Эвкалипт и инжир – излюбленная пища летучих лисиц.

Летучие лисицы оккупировали австралийский город (новости)

 

 

 

 

 

Значение рукокрылых млекопитающих в природе и жизни человека .

Представители животных, о которых идет речь в нашей статье, своей жизнедеятельность приносят как пользу, так и вред. Например, в Пакистане на летучую собаку ведется нелегальная интенсивная охота, поскольку она имеет очень ценный жир. В некоторых странах блюда из рукокрылых являются изысканным деликатесом. Известно, что в древние времена инки украшали мехом этих животных свою одежду. Причем такой наряд был признаком богатства и власти. Известны случаи, когда летучие мыши в больших количествах поедали вредителей леса, тем самым способствуя его росту. Рукокрылые, питающиеся плодами, способствуют их распространению. Преодолевая в течение суток приличные расстояния, летучие мыши и крыланы переносят и их семена. Вместе с непереваренными остатками пищи они попадают в почву, далеко от местности произрастания. Все это способствует расселению многих видов растений по поверхности планеты. Представители рукокрылых занимают свою важную нишу в пищевых цепях многих экосистем. Они не только уничтожают различные живые компоненты биоценозов. Перенося опасные инфекционные заболевания, они способны регулировать их численность. Отрицательное значение рукокрылых также связано с тем, что, питаясь сочными плодами, они все чаще предпочитают лакомиться ими в садах, нанося существенный вред урожаю. Эти животные, являясь основой мифов и легенд о вампирах, чаще всего безопаснее, чем многие другие. Итак, отряд рукокрылых является единственной систематической группой класса млекопитающих, способных к активному полету благодаря наличию киля и кожных складок, образующих крылья.


 

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде­ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»

Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9

Природа мира

https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let

FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada

Викторины по учебнику В. В. Латюшина «Биология. 7 класс»

http://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-klass-kolchetsov-maloschetinkovye-ili-oligohety

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.