Урок экологии «Определение вкуса и привкуса воды»
Пособие практических работ по экологии
Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия практической и исследовательской деятельности
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей школьников на примере содержания экологического образования; развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные: формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.), создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: выработанные умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа - Общество».
Планируемые результаты
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости; формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
Предметные: формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой; развитие экологического мышления –предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;
Личностные: развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития, окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.
Тип урока –- исследование, на котором эксперимент служит наглядным пособием
Форма –практико-ориентированная деятельность учащихся
Методы:, частично-поисковый, исследовательский, проведении учащимися экспериментов.
Приготовление модельных растворов и образцов
Мутность воды. Обучающимся раздают пробирки с водой различной мутности. Можно использовать воду с добавлением различных веществ (молока, почвы и т.д.). Обучающиеся должны научиться пользоваться мутномером и определять показатель мутности, пользуясь соответствующей картой-инструкцией.
Изучение запаха. Для приготовления растворов используют конические или плоскодонные колбы на 250 мл. Приготовленные растворы разливают в пронумерованные пробирки до половины высоты и закрывают пробками. Пробирки ставят в штативы.
Вода с временной жесткостью. В стакан с известковой водой пропускают углекислый газ из аппарата Киппа (или другого прибора) до появления осадка, а затем его растворения.
Вода с постоянной жесткостью. В колбе на 250-500 мл с дистиллированной или чистой кипяченой водой растворяют 1,0 г
хлорида кальция. Если останется осадок, то его надо отфильтровать либо декантировать (слить жидкость с отстоявшегося осадка).
Вода, загрязненная нефтепродуктом (жиром). В 0,5 л теплой или горячей воды наливают 1 чайную ложку растительного масла, интенсивно перемешивают. Используют мутный раствор, который может иметь масляную пленку. Аналогично можно приготовить раствор из реального нефтепродукта, используя отработанное карбюраторное масло, керосин и др. малолетучие нефтепродукты.
Вода, загрязненная механическими примесями. В 0,5 л воды помещают 1 чайную ложку измельченной почвы, строительного мусора, твердых атмосферных выпадений и т.п. Смесь интенсивно перемешивают. Используют мутный раствор, содержащий видимые глазом взвешенные частицы.
Вода, содержащая ионы меди и железа. В колбу на 500 мл наливают дистиллированную или чистую кипяченую воду на 3/4 ее объема. Добавляют по 2-3 мл 5%-ных растворов солей сульфата меди, сульфата железа, хлорида железа. Хорошо перемешивают содержимое.
Определение вкуса и привкуса воды
Данная работа проводится в домашних условиях. В лаборатории пробовать вещества на вкус запрещено!
Оборудование: ложка, стаканы одноразовые на 200 мл - 5 шт.
Материалы: соль, горчица, сахар, лимон, кипяченая вода.
Ход работы
Налейте в пять стаканов по 100 мл кипяченой воды.
Растворите в воде:
в 1-м стакане ложку сахара, (проба № 1);
во 2-м стакане ложку соли, (проба № 2);
в 3-м стакане ложку горчицы, (проба № 3);
в 4-м стакане ложку лимонного сока, (проба № 4);
в 5-м стакане - только кипяченая вода, (проба № 5).
Хорошо перемешайте жидкость ложкой, вытирая ее насухо
после каждого стакана.
3.Наберите из каждого стакана 10-15 мл жидкости, подержите ее во рту несколько секунд и определите вкус и привкус. Исследуйте за один раз не более 2-х проб, затем сделайте перерыв на 5 минут
Жидкость не проглатывайте!
4.Сделайте для пробы растворы разной концентрации, разбавляя водой.
5.Определите интенсивность вкуса и привкуса приготовленных растворов, разбавив их в 2 раза, добавляя по 100 мл воды в каждый стакан. Для оценки вкуса и привкуса используйте таблицу:
Интенсивность вкуса и привкуса
Интенсивность вкуса и привкуса |
Оценка интенсивности вкуса и привкуса в баллах |
Характер проявления вкуса и привкуса |
Нет |
0 |
Не ощущаются |
Очень слабая |
1 |
Сразу не ощущаются, но обнаруживаются при тщательной оценке |
Слабая |
2 |
Заметны, если обратить внимание |
Заметная |
3 |
Легко заметны и вызывают неодобрительный отзыв |
Отчетливая |
4 |
Обращают внимание и заставляют воздержаться от питья |
Очень сильная |
5 |
Очень сильные, делают воду непригодной для питья |
Характер вкуса и привкуса
Проба (раствор) № |
Вкус и привкус |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
Вкус каких веществ при разбавлении раствора вы чувствуете дольше?
Тест на качество воды, как его улучшить, не имея под рукой Вluefilters
Анализ воды из скважины
Как улучшить вкус водопроводной воды
Ресурсы:
Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. - СПб.: Крисмас+, 2003. - 176 с.: ил.
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html