Урок экологии «Лабораторная работа. Определение антимикробных свойств высших растений и биологической загрязненности воды методом «подводной проб»
Полная версия 46 (час) лабораторных работ с видеоматериалами
Тип урока – комплексное применение ЗУН учащихся
Метод обучения - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися.
Формы организации деятельности учащихся
Форма организации работы |
Особенности, признаки |
В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении |
В каком случае выбираем ту или иную форму на практическому обучении |
Парная |
Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости. |
1.В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ. |
1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. 3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы |
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ В БИОЦЕНОЗАХ
Основу возникновения и существования любого биоценоза составляют отношения организмов, их связи, в которые они вступают друг с другом, населяя один и тот же биотоп.
Можно выделить следующие взаимоотношения
Конкуренция — взаимоотношения между организмами одного и того же вида (внутривидовая конкуренция) или разных видов (межвидовая конкуренция), соревнующимися за одни и те же ресурсы внешней среды, при недостатке последних.
Хищничество — способ добывания пищи и питания животных (редко растений), при котором они ловят, умертвляют и поедают других животных.
Паразитизм — форма взаимоотношений двух различных организмов, принадлежащих к разным видам, носящая антагонистический характер, когда один организм использует другой в качестве среды обитания или источника пищи.
Комменсализм — форма взаимосуществования, при которой один из партнеров системы питается остатками или продуктами выделения другого (хозяина), не причиняя последнему вреда.
Синойкия — форма симбиоза, разновидность комменсализма; совместное проживание двух организмов разных видов, полезное для одного и безразличное для другого
Мутуализм — форма симбиоза, взаимовыгодное сожительство разных видов.
Зоохория— форма межвидовых взаимоотношений, при которых животные содействуют растениям в распространении семян и плодов.
В.Н. Беклемишев классифицирует все межвидовые отношения живых организмов на следующие типы:
1.Трофические связи, которые возникают при питании одного вида другим (либо живыми организмами, либо мертвыми остатками).
2.Топические связи. Тип связи, при котором вид изменяет условия жизни другого.
3.Форические связи. Это участие одного вида в распространении другого. Перенос семян, спор, пыльцы растений называют зоохорией.
4.Фабрические связи. Это тип взаимоотношений, при котором вид использует для постройки своих сооружений другой вид, продукты его жизнедеятельности или мертвые остатки.
Цель работы: изучение антимикробных свойств высших растений.
Оборудование и материалы: серия стерильных стаканчиков на 100 мл (или банки); крышки к стаканчикам (можно использовать чашки Петри, часовые стекла или фольгу); термостат; длинный пинцет; термометр; листья растений в период их активной вегетации
Ход работы.
Антимикробные свойства листьев разных растений. В одни стаканчики налейте одинаковое количество дистиллированной воды (контроль), в другие — дистиллированную воду, разбавленную на 1/3 водой из пруда, водохранилища, реки с тихим течением, т.е. из водоемов, загрязненных органикой. В случае сильного
биологического загрязнения разбавление следует увеличить. Повторность опытов трехкратная.
Неповрежденные зеленые листья или хвою разных растений (тополя черного, ивы, березы, осины, сосны, кедра, ели), сорванные непосредственно перед опытом, или с предварительно отобранных и поставленных в воду веток, взвесьте и поместите в относительно равных весовых количествах в стерильные стаканчики с испытуемой водой, прикройте крышками или фольгой, поместите в темноту при температуре 18—20 °С. Постоянно следите за состоянием листьев (в течение недели и более). Разложение тканей листьев (а следовательно и снижение их биологической активности) видно по разрушению хлорофилла, побурению (можно посмотреть на свет), непрочности листовой ткани.
Составьте ряд устойчивости разных видов растений к разложению в воде, обусловленный их антимикробными свойствами (фитонцидной активностью). Данные занесите в таблицу.
Таблица 3
Антимикробные особенности листьев разных растений
Вид растений |
Степень побурения листьев |
|||||||||
Дни после начала опыта |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Вид растений |
Степень разложения листа |
|||||||||
Дни после начала опыта |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
По данным таблицы сделайте выводы.
Влияние температуры водной среды на биологическую (микробиологическую) активность вод. Опыт по постановке аналогичен предыдущему, однако опытные и контрольные стаканчики поместите в темноту при разной температуре: 16—18 °С и 26—28 °С. В случае высокой летней температуры для охлаждения стаканчиков можно применять охлаждающие смеси. В случае повышения температуры в опыте и при взятии проб загрязненной воды в жаркие летние дни получение результатов значительно ускоряется, и наблюдать за растениями в стаканчиках следует по часам.
Для охлаждения стаканчиков с водой поставьте их в холодную воду. Можно использовать также водяные бани, наполненные тающим льдом. Баня со смесью соль-лед-вода позволяет получать температуру значительно ниже нуля и довольно быстрое охлаждение. Результаты опыта занесите в таблицу. На основе полученных данных сделайте выводы
Таблица 37
Влияние температуры водной среды на биологическую (микробиологическую) активность вод
Вид растений |
Степень побурения листьев |
|||||||||
Дни после начала опыта |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Береза 16—18° 26—28° |
||||||||||
Осина 16—18° 26—28° |
||||||||||
Вид растений |
Степень разложения листьев |
|||||||||
Дни после начала опыта |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Береза 16—18° 26—28° |
||||||||||
Осина 16—18° 26—28° |
Биологическая загрязненность разных вод. Для ее определения в опытах используют воду из разных источников (прудов, водохранилищ, родников), в которую помещают листья одинаковых растений небольшой или средней устойчивости. При использовании листьев наиболее устойчивых видов (например, тополей) время опыта значительно удлиняется. После экспозиции в темноте выявляют наиболее биологически загрязненный водоем, в воде которого листья разрушаются особенно быстро. Данные занесите в таблицу, сделайте выводы.
Оценка загрязненности разных вод по скорости разрушения листьев
Вид растений, вариант воды |
Степень побурения листьев |
|||||||||
Дни после начала опыта |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Вид растений, вариант воды |
Степень разложения листьев |
|||||||||
Дни после начала опыта |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Контрольные вопросы
1.Листья каких растений обладают наибольшей антимикробной активностью?
2.Какие воды (из взятых) являются наиболее биологически загрязненными?
3.Как влияет температура на проявление антимикробной активности растений?
50 лучших противопаразитарных растений
Фитонцидные свойства хвойных растений
Полезные фитонцидные свойства можжевельника
Ресурсы:
ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ Н.А. Иванова, Т. В. Сторчак, Э.Р. Юмагулова
(Учебно-методическое пособие)
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html