Урок экологии «Обнаружение хлоридов в модельном растворе, минеральной воде и почвенной вытяжке»
Пособие практических работ по экологии
Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия практической и исследовательской деятельности
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей школьников на примере содержания экологического образования; развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные: формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.), создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: выработанные умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа - Общество».
Планируемые результаты
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости; формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
Предметные: формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой; развитие экологического мышления –предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;
Личностные: развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития, окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.
Тип урока –- исследование, на котором эксперимент служит наглядным пособием
Форма –практико-ориентированная деятельность учащихся
Методы:, частично-поисковый, исследовательский, проведении учащимися экспериментов.
Приготовление модельных растворов и образцов
Мутность воды. Обучающимся раздают пробирки с водой различной мутности. Можно использовать воду с добавлением различных веществ (молока, почвы и т.д.). Обучающиеся должны научиться пользоваться мутномером и определять показатель мутности, пользуясь соответствующей картой-инструкцией.
Изучение запаха. Для приготовления растворов используют конические или плоскодонные колбы на 250 мл. Приготовленные растворы разливают в пронумерованные пробирки до половины высоты и закрывают пробками. Пробирки ставят в штативы.
Приготовление модельных растворов для изучения запаха
Характер запаха |
Методика приготовления |
Ароматический |
Прокипятите в воде лепестки флокса (розы, пиона) и охладите раствор или добавьте в воду 2-3 капли духов (одеколона) |
Древесный |
Прокипятите в воде стружки или опилки, после охлаждения профильтруйте |
Землистый |
Прокипятите в воде горсть земли, после охлаждения профильтруйте |
Рыбный |
Добавьте в воду несколько капель рыбьего жира или прокипятите в воде кусочек рыбы, после охлаждения воду слейте |
Сероводорода |
Пропустите в воду сероводород из прибора для получения сероводорода |
Травянистый |
Прокипятите в воде свежую траву или сено и после охлаждения слейте воду |
Вода с временной жесткостью. В стакан с известковой водой пропускают углекислый газ из аппарата Киппа (или другого прибора) до появления осадка, а затем его растворения.
Вода с постоянной жесткостью. В колбе на 250-500 мл с дистиллированной или чистой кипяченой водой растворяют 1,0 г
хлорида кальция. Если останется осадок, то его надо отфильтровать либо декантировать (слить жидкость с отстоявшегося осадка).
Вода, загрязненная нефтепродуктом (жиром). В 0,5 л теплой или горячей воды наливают 1 чайную ложку растительного масла, интенсивно перемешивают. Используют мутный раствор, который может иметь масляную пленку. Аналогично можно приготовить раствор из реального нефтепродукта, используя отработанное карбюраторное масло, керосин и др. малолетучие нефтепродукты.
Вода, загрязненная механическими примесями. В 0,5 л воды помещают 1 чайную ложку измельченной почвы, строительного мусора, твердых атмосферных выпадений и т.п. Смесь интенсивно перемешивают. Используют мутный раствор, содержащий видимые глазом взвешенные частицы.
Вода, содержащая ионы меди и железа. В колбу на 500 мл наливают дистиллированную или чистую кипяченую воду на 3/4 ее объема. Добавляют по 2-3 мл 5%-ных растворов солей сульфата меди, сульфата железа, хлорида железа. Хорошо перемешивают содержимое.
Модельный образец почвы. В стакан на 400-600 мл помещают на '/2 его объема почву. Приливают 100 мл раствора ацетата свинца (5%) либо другой соли, содержащей изучаемый ион. Хорошо перемешивают содержимое. Переносят в выпарительную чашу № 4, подсушивают, выпаривая воду, и остужают.
Растворы хлорид- и сульфатсодержащих солей. В качестве модельных растворов могут быть использованы 5%-ные растворы хлорида калия и сульфата меди 5-водного. Соли растворяют в чистой кипяченой воде.
Обнаружение хлоридов в модельном растворе, минеральной воде и почвенной вытяжке
Цель работы: изучение хлоридов как естественных компонентов воды и почвы с использованием метода их обнаружения.
Информация. Чтобы определить, какие ионы и в каких концентрациях находятся в водных растворах, можно воспользоваться различными методами. В работах 10-13 вы будете использовать простые методы, которые позволяют проверить наличие в воде или водной вытяжке тех или иных ионов. Такие методы называются методами обнаружения. Вы будете также наблюдать за изменением окраски раствора или появлением нерастворимого осадка. В случае положительного результата вы можете быть уверены, что анализируемый ион присутствует в растворе. Однако отрицательный результат (цвет не меняется или отсутствует осадок) не обязательно означает, что тот или иной ион отсутствует в растворе. Ион может присутствовать в таком малом количестве, что изменение цвета или образование осадка останется незамеченным. Для определения ионов в таких малых концентрациях можно использовать более чувствительные методы, с которыми вы познакомитесь в других работах.
Оборудование из комплекта: пипетка-капельница, пробирки, штатив для пробирок.
Реактивы: раствор хлорида калия (1 н.), раствор нитрата серебра (1%), модельный раствор хлорид-ионов, вода минеральная, почвенная вытяжка.
Ход работы
1.Налейте в пробирку до метки «5 мл» модельный раствор хлорид-ионов.
2.Прибавляйте по каплям раствор нитрата серебра
3.Наблюдайте выпадение белого творожистого осадка.
Если содержание хлорид-ионов незначительно, то вместо осадка наблюдается лишь помутнение раствора.
4.Исследуйте наличие хлорид-ионов в минеральной воде, водопроводной воде, почвенной вытяжке, соблюдая ту же последовательность операций, что и с модельным раствором.
Зафиксируйте результаты в тетради
Сделайте вывод о наличии (или отсутствии) хлорид-ионов в почвенной вытяжке и воде. Напишите уравнение химической реакции образования осадка.
Химический анализ воды и почвы
Анализ воды или посмотрите какую воду мы пьем
Ресурсы:
Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. - СПб.: Крисмас+, 2003. - 176 с.: ил.
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html