12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чернышева Ирина Владимировна86
Россия, Ярославская обл., Углич

Урок окружающего мира.

Тема урока: Моя Родина.

«Родной край - часть большой страны».

Цель: сформировать представление о родном крае; развивать умение работать с картой;

познакомить с административной картой России; воспитывать любовь к своему краю.

Оборудование: компьютерная презентация; административная карта России, Ярославской области; карта полезных ископаемых Ярославской области (раздаточный материал); карточки с заданиями в группах; предметы: сыр, часы, бутылка с минеральной водой, значок «Опасно», подъемный кран (фото)

 

Ход урока:

1. Орг. момент. Сообщение темы и цели урока.

(Звучит песня «Наш край»)

- Ребята, как вы думаете, почему прозвучала эта песня?

-Мы начинаем изучение нового раздела. Прочитайте. (Слайд №1)

О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае

Где мы все живем!

-Ребята, что бы вы хотели узнать о нашем крае?

-Мы определили план работы.

План.

1. Географическое положение (равнина, природная зона)

2. Экономика (добыча полезных ископаемых, отрасли производства, сельское хозяйство)

3.Природа края (растения, животные)

2. Работа над новым материалом.

2.1.-Чтобы узнать географическое положение нашего края, надо познакомиться с новой картой, которая называется административная карта России.

- Что значит административная карта? (Слайд №2)

- Административная карта России у вас в учебнике на с. 144-145. Откройте учебники.

- С чего начинаем работу с картой? (с условных обозначений)

- Что обозначают следующие условные обозначения?

______________ - границы РФ;

--------------------- - границы республик, краев, областей, автономных округов, автономных областей;

Ο - города.

- Эти условные обозначения нужны на уроке.

- Посмотрите, сколько республик, краев, автономных округов, областей в составе нашей страны?

На доске: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов.

- Россия – самое большое по территории государство мира и одна из самых населенных стран. Ее площадь равна 17 млн. кв. км, а население составляет около 130 млн. человек.

На территории нашей страны проживают люди многих национальностей. Значит, как можно назвать такое государство? (Многонациональное)

Россия

Площадь – 17 млн. кв. м.

Население – около 130 млн. человек

Многонациональное государство – более 140 народов

21 республика

 

- Посмотрите на административную карту России. Найдите самые крупные республики, края, округа. (Якутия, Хабаровский край, Красноярский край)

- Где, в основном, находятся эти большие по территории края, республики, округа?

(на Западно-Сибирской равнине, Среднесибирском плоскогорье)

- А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равнине? (Располагается очень много небольших по площади республик, областей).

- О чем рассказывают условные обозначения, цвет Восточно-Европейской равнины?

- Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов.

- Назовите два самых крупных значимых города нашей страны.

- Москва, Санкт-Петербург – 2 города федерального значения.

2.2.- Найдите на карте территорию, где мы живем. Как называется наша область?

- Какой город является главным на нашей территории?

- Покажите на большой карте.

- Это наш край, наша маленькая Родина. (Слайд №3)

- Где расположена наша маленькая Родина? (Восточно-европейская равнина)

- В какой природной зоне мы живем?

2.3.- Можно ли найти наш город на административной карте России? Почему?

- Сейчас познакомимся подробнее с картой Ярославской области. Найдите Углич, территорию Угличского района. (Слайд №4)

Покажите на большой карте. Что можно сказать о нашей территории, глядя на карту?

-Будем работать в группах. ( Задания на карточках)

1-я гр.: - Перечислите города нашего края.

2-я гр.: - Перечислите города Ярославской области и назовите правильно жителей этих городов.

3-я гр.: - реки.

4-я гр.: - населенные пункты.

- Обратите внимание на условные знаки.

- Проверим, как вы справились с заданиями.

1-я группа называет города, а 2-я группа – их жителей.

3-я группа – что вы знаете интересного о реке Корожечна?

- Наш город на берегу какой реки находится?

4-я группа – населенный пункт Мышкин. - Вспомните экскурсию в город Мышкин.

- Чем запомнился вам этот город?

- Обобщим о географическом положении нашего края Ярославской области.

- Какие реки протекают на ее территории?

2.4. Физкультминутка.

По родному краю

Дружно мы шагаем

Справа от нас - зеленый луг. (Поворот)

Слева находится лес. (Поворот)

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки)

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух! (Махи руками)

Солнце над березами светит нам. (Повороты головами)

Мы рады ягодам, грибам. (Наклоны)

2.5. - Что такое экономика? (Экономика - это хозяйство нашей страны)

- Изучим экономику нашего города.

Работаем в группах.

1-я группа – По продукции предприятий нашего города определите, какие заводы есть в нашем городе.

Часы, сыр, бутылка минеральной воды, значок «Опасно» (ГЭС), подъемный кран (фото).

2-я группа – Определите, чем занимается сельское хозяйство в Угличском районе.

Подпишите картинки и распределите на группы.

Овощеводство Животноводство

Картофель молоко

Свекла яйца

Кормовая свекла мясо

Лен шерсть

Горох

Овес

3-я группа - Какие полезные ископаемые встречаются в нашем крае? (Слайд №5)

Выберите условные обозначения и подпишите. (Карточка с условными обозначениями)

- источники минеральных вод.

- какие полезные ископаемые добывают в Угличском районе? (песок)

4-я группа – У города Углича богатая история. Он туристический город и входит в состав «Золотого кольца».

- Отгадайте кроссворд

1) Воскресенский ----------------. (собор)

2) Ремесло – (Слайд №6 -№12)

3) Как назывался центр старого города? (Кремль)

4) Живописец –

5) ------------ угличских удельных князей.

6) ------------ царевича Димитрия, что на «крови».

- Проверим, как вы выполнили задания.

-

2.6.-Так как город туристический, то стала популярной профессия экскурсовода.

- Кто хочет быть экскурсоводом?

- Вы должны хорошо знать историю нашего города, любить и гордиться им.

- Посмотрим видеофильм о нашем городе.

2.7. - Поговорим о природе нашего края.

- Какие растения и животные встречаются в наших краях?

1-я группа – самостоятельно назовите растения и животных края.

2-я группа – выберите из списка растения и животных нашего края.

РАСТЕНИЯ

ЖИВОТНЫЕ

Осина

Олень

Пальма

Медведь

Клен

Заяц

Сосна

Лисица

Пихта

Белка

Ель

Рысь

Береза

Соболь

Дуб

Волк

Липа

Кабан

ландыш

лось

3-я группа – подпишите картинки с животными нашего края.

4-я группа – подпишите рисунки с растениями нашего края.

- Проверим. Вспомним экскурсию в Музей Природы в Ярославле. Фотографии. (Дети комментируют фотографии на слайдах) (Слайд №14-№ 23)

- Мы должны бережно относиться к природе. Какие вы знаете случаи, когда в вашем крае от рук человека пострадала природа?

- Что делают, чтобы предотвратить загрязнение окружающей среды? О правилах поведения в природе расскажет Гущина Вероника. (Фрагмент из исследовательской работы «Земля – наш дом») (Слайд №24- №27)

2.8. – Подошло время проявить себя, как экскурсовод. Надо рассказать нашим гостям города о нашем крае.

1 – географическое положение; (самостоятельно)

2 – экономика; (по ключевым словам)

3 - природа (картинки)

4 – наше отношение к городу (текст с пропущенными словами)

«Карточка – помогайка»

Мой край расположен ……………

На территории края текут реки …………….

У нас есть города ……………. (Слайд №28)

Главный город края …………….

Добывают полезные ископаемые …………….

Промышленные предприятия города выпускают ……………

Продуктами сельского хозяйства являются ………….

Богат растительный и животный мир нашего края.

- Кто хочет провести экскурсию?

3. Домашнее задание: работа с контурной картой Ярославской области.

Обозначить: главный город нашего края; (Слайд №29)

Город, в котором живешь; города нашей области.

4. Итог урока.

Оценка работы группы.

- Поднимите руки, кто доволен работой своей группы; лично своей работой на уроке.

- Что особенно понравилось на уроке?

Рецензия на сценарий урока по окружающему миру в 3-м классе (автор А.А. Плешаков «Зеленый дом») учителя высшей категории МОУ СОШ № 7 Угличского муниципального района Ярославской области Чернышевой Ирины Владимировны.

Чернышева Ирина Владимировна представляет на конкурс сценарий урока по окружающему миру в 3-м классе.

Актуальность урока состоит в изучении родного края через использование технологии личностно-ориентированного обучения. В системе «Актив - класс» в процесс обучения включается обмен мыслями, мнениями, взаимное обсуждение вопросов с товарищами, идет активный процесс индивидуальной умственной деятельности. Данная работа на уроке ведется через применение методов исследовательской деятельности учащихся. Автор создает на уроке для самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы через работу с учебной и справочной литературой; практическую работу; работу с раздаточным материалом, картой. На данном уроке эффективна работа в группах, где каждый учащийся учится и учит, подчиняется и руководит. Автор использует компьютерную презентацию для изложения содержания урока, так как объем научной информации огромен, а время обучения ограничено. Урок носит воспитательный характер. Результатом работы является коллективный проект «Родной край – часть большой страны».

Практическая ценность сценария работы по окружающему миру определяется тем, что автор предлагает методы и приемы для изучения материалов о родном крае, виды творческих и практических заданий для учащихся. Сценарий урока можно использовать при работе по учебникам других авторов.

Данный урок проведен на городском методическом объединении учителей начальных классов города Углича и получил высокую оценку педагогов.

Результативность данного урока:

- создание и поддержка высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;

- вклад в формирование личностных качеств учащихся.

Методист ИМЦ

Управления образования УМР Н.П. Белякова

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.