Урок окружающего мира «Родной край — часть страны» (4 класс)
Урок окружающего мира.
Тема урока: Моя Родина.
«Родной край - часть большой страны».
Цель: сформировать представление о родном крае; развивать умение работать с картой;
познакомить с административной картой России; воспитывать любовь к своему краю.
Оборудование: компьютерная презентация; административная карта России, Ярославской области; карта полезных ископаемых Ярославской области (раздаточный материал); карточки с заданиями в группах; предметы: сыр, часы, бутылка с минеральной водой, значок «Опасно», подъемный кран (фото)
Ход урока:
1. Орг. момент. Сообщение темы и цели урока.
(Звучит песня «Наш край»)
- Ребята, как вы думаете, почему прозвучала эта песня?
-Мы начинаем изучение нового раздела. Прочитайте. (Слайд №1)
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае
Где мы все живем!
-Ребята, что бы вы хотели узнать о нашем крае?
-Мы определили план работы.
План.
1. Географическое положение (равнина, природная зона)
2. Экономика (добыча полезных ископаемых, отрасли производства, сельское хозяйство)
3.Природа края (растения, животные)
2. Работа над новым материалом.
2.1.-Чтобы узнать географическое положение нашего края, надо познакомиться с новой картой, которая называется административная карта России.
- Что значит административная карта? (Слайд №2)
- Административная карта России у вас в учебнике на с. 144-145. Откройте учебники.
- С чего начинаем работу с картой? (с условных обозначений)
- Что обозначают следующие условные обозначения?
______________ - границы РФ;
--------------------- - границы республик, краев, областей, автономных округов, автономных областей;
Ο - города.
- Эти условные обозначения нужны на уроке.
- Посмотрите, сколько республик, краев, автономных округов, областей в составе нашей страны?
На доске: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов.
- Россия – самое большое по территории государство мира и одна из самых населенных стран. Ее площадь равна 17 млн. кв. км, а население составляет около 130 млн. человек.
На территории нашей страны проживают люди многих национальностей. Значит, как можно назвать такое государство? (Многонациональное)
Россия |
Площадь – 17 млн. кв. м. |
Население – около 130 млн. человек |
|
Многонациональное государство – более 140 народов |
|
21 республика |
- Посмотрите на административную карту России. Найдите самые крупные республики, края, округа. (Якутия, Хабаровский край, Красноярский край)
- Где, в основном, находятся эти большие по территории края, республики, округа?
(на Западно-Сибирской равнине, Среднесибирском плоскогорье)
- А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равнине? (Располагается очень много небольших по площади республик, областей).
- О чем рассказывают условные обозначения, цвет Восточно-Европейской равнины?
- Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов.
- Назовите два самых крупных значимых города нашей страны.
- Москва, Санкт-Петербург – 2 города федерального значения.
2.2.- Найдите на карте территорию, где мы живем. Как называется наша область?
- Какой город является главным на нашей территории?
- Покажите на большой карте.
- Это наш край, наша маленькая Родина. (Слайд №3)
- Где расположена наша маленькая Родина? (Восточно-европейская равнина)
- В какой природной зоне мы живем?
2.3.- Можно ли найти наш город на административной карте России? Почему?
- Сейчас познакомимся подробнее с картой Ярославской области. Найдите Углич, территорию Угличского района. (Слайд №4)
Покажите на большой карте. Что можно сказать о нашей территории, глядя на карту?
-Будем работать в группах. ( Задания на карточках)
1-я гр.: - Перечислите города нашего края.
2-я гр.: - Перечислите города Ярославской области и назовите правильно жителей этих городов.
3-я гр.: - реки.
4-я гр.: - населенные пункты.
- Обратите внимание на условные знаки.
- Проверим, как вы справились с заданиями.
1-я группа называет города, а 2-я группа – их жителей.
3-я группа – что вы знаете интересного о реке Корожечна?
- Наш город на берегу какой реки находится?
4-я группа – населенный пункт Мышкин. - Вспомните экскурсию в город Мышкин.
- Чем запомнился вам этот город?
- Обобщим о географическом положении нашего края Ярославской области.
- Какие реки протекают на ее территории?
2.4. Физкультминутка.
По родному краю
Дружно мы шагаем
Справа от нас - зеленый луг. (Поворот)
Слева находится лес. (Поворот)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! (Махи руками)
Солнце над березами светит нам. (Повороты головами)
Мы рады ягодам, грибам. (Наклоны)
2.5. - Что такое экономика? (Экономика - это хозяйство нашей страны)
- Изучим экономику нашего города.
Работаем в группах.
1-я группа – По продукции предприятий нашего города определите, какие заводы есть в нашем городе.
Часы, сыр, бутылка минеральной воды, значок «Опасно» (ГЭС), подъемный кран (фото).
2-я группа – Определите, чем занимается сельское хозяйство в Угличском районе.
Подпишите картинки и распределите на группы.
Овощеводство Животноводство
Картофель молоко
Свекла яйца
Кормовая свекла мясо
Лен шерсть
Горох
Овес
3-я группа - Какие полезные ископаемые встречаются в нашем крае? (Слайд №5)
Выберите условные обозначения и подпишите. (Карточка с условными обозначениями)
- источники минеральных вод.
- какие полезные ископаемые добывают в Угличском районе? (песок)
4-я группа – У города Углича богатая история. Он туристический город и входит в состав «Золотого кольца».
- Отгадайте кроссворд
1) Воскресенский ----------------. (собор)
2) Ремесло – (Слайд №6 -№12)
3) Как назывался центр старого города? (Кремль)
4) Живописец –
5) ------------ угличских удельных князей.
6) ------------ царевича Димитрия, что на «крови».
- Проверим, как вы выполнили задания.
-
2.6.-Так как город туристический, то стала популярной профессия экскурсовода.
- Кто хочет быть экскурсоводом?
- Вы должны хорошо знать историю нашего города, любить и гордиться им.
- Посмотрим видеофильм о нашем городе.
2.7. - Поговорим о природе нашего края.
- Какие растения и животные встречаются в наших краях?
1-я группа – самостоятельно назовите растения и животных края.
2-я группа – выберите из списка растения и животных нашего края.
РАСТЕНИЯ |
ЖИВОТНЫЕ |
Осина |
Олень |
Пальма |
Медведь |
Клен |
Заяц |
Сосна |
Лисица |
Пихта |
Белка |
Ель |
Рысь |
Береза |
Соболь |
Дуб |
Волк |
Липа |
Кабан |
ландыш |
лось |
3-я группа – подпишите картинки с животными нашего края.
4-я группа – подпишите рисунки с растениями нашего края.
- Проверим. Вспомним экскурсию в Музей Природы в Ярославле. Фотографии. (Дети комментируют фотографии на слайдах) (Слайд №14-№ 23)
- Мы должны бережно относиться к природе. Какие вы знаете случаи, когда в вашем крае от рук человека пострадала природа?
- Что делают, чтобы предотвратить загрязнение окружающей среды? О правилах поведения в природе расскажет Гущина Вероника. (Фрагмент из исследовательской работы «Земля – наш дом») (Слайд №24- №27)
2.8. – Подошло время проявить себя, как экскурсовод. Надо рассказать нашим гостям города о нашем крае.
1 – географическое положение; (самостоятельно)
2 – экономика; (по ключевым словам)
3 - природа (картинки)
4 – наше отношение к городу (текст с пропущенными словами)
«Карточка – помогайка»
Мой край расположен ……………
На территории края текут реки …………….
У нас есть города ……………. (Слайд №28)
Главный город края …………….
Добывают полезные ископаемые …………….
Промышленные предприятия города выпускают ……………
Продуктами сельского хозяйства являются ………….
Богат растительный и животный мир нашего края.
- Кто хочет провести экскурсию?
3. Домашнее задание: работа с контурной картой Ярославской области.
Обозначить: главный город нашего края; (Слайд №29)
Город, в котором живешь; города нашей области.
4. Итог урока.
Оценка работы группы.
- Поднимите руки, кто доволен работой своей группы; лично своей работой на уроке.
- Что особенно понравилось на уроке?
Рецензия на сценарий урока по окружающему миру в 3-м классе (автор А.А. Плешаков «Зеленый дом») учителя высшей категории МОУ СОШ № 7 Угличского муниципального района Ярославской области Чернышевой Ирины Владимировны.
Чернышева Ирина Владимировна представляет на конкурс сценарий урока по окружающему миру в 3-м классе.
Актуальность урока состоит в изучении родного края через использование технологии личностно-ориентированного обучения. В системе «Актив - класс» в процесс обучения включается обмен мыслями, мнениями, взаимное обсуждение вопросов с товарищами, идет активный процесс индивидуальной умственной деятельности. Данная работа на уроке ведется через применение методов исследовательской деятельности учащихся. Автор создает на уроке для самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы через работу с учебной и справочной литературой; практическую работу; работу с раздаточным материалом, картой. На данном уроке эффективна работа в группах, где каждый учащийся учится и учит, подчиняется и руководит. Автор использует компьютерную презентацию для изложения содержания урока, так как объем научной информации огромен, а время обучения ограничено. Урок носит воспитательный характер. Результатом работы является коллективный проект «Родной край – часть большой страны».
Практическая ценность сценария работы по окружающему миру определяется тем, что автор предлагает методы и приемы для изучения материалов о родном крае, виды творческих и практических заданий для учащихся. Сценарий урока можно использовать при работе по учебникам других авторов.
Данный урок проведен на городском методическом объединении учителей начальных классов города Углича и получил высокую оценку педагогов.
Результативность данного урока:
- создание и поддержка высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;
- вклад в формирование личностных качеств учащихся.
Методист ИМЦ
Управления образования УМР Н.П. Белякова