Урок экологии «Оценка экологического состояния почвы по солевому составу водной вытяжки»
Пособие практических работ по экологии
Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия практической и исследовательской деятельности
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей школьников на примере содержания экологического образования; развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные: формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.), создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: выработанные умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа - Общество».
Планируемые результаты
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости; формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
Предметные: формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой; развитие экологического мышления –предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;
Личностные: развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития, окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.
Тип урока –- демонстрация, на котором эксперимент служит наглядным пособием
Форма – форм практико-ориентированной деятельности учащихся
Методы:, частично-поисковый, исследовательский, проведении учащимися экспериментов.
Оценка экологического состояния почвы по солевому составу водной вытяжки
Цель работы: изучение засоленности почвы количественным методом.
Выполняется с помощью тест-комплектов «Хлориды», «Сульфаты», «Карбонаты». Может выполняться также с помощью комплектов-лабораторий «НКВ», «Пчелка-У/хим», «Пчелка-У /почва».
Оборудование: оборудование для определения хлоридов, сульфатов, карбонатов из состава тест-комплектов «Хлориды», «Сульфаты», «Карбонаты» и др.
Оборудование для приготовления почвенной водной вытяжки либо готовая почвенная водная вытяжка. Приготовление почвенной вытяжки урок №47
Ход работы
1.Приготовьте почвенную водную вытяжку, как описано в работе 16.
2.Определите концентрации в почвенной вытяжке в мг/л:
а) хлоридов - как описано в работе 11;
б) сульфатов - как описано в работе 12;
в) карбонатов и гидрокарбонатов - как описано в карте - инструкции к тест-комплекту «Карбонаты».
3.Умножьте каждое полученное значение концентрации в вытяжке на коэффициент 5Х10-4, получив тем самым массовую долю соответствующей соли в почвенном образце в %.
Обработка результатов и выводы
Занесите результаты химического анализа вытяжек в таблицу по приведенной ниже форме. Сопоставьте полученные результаты с данными приложения 5 и определите тип и степень засоленности почвы, заполнив соответствующие графы таблицы.
Результаты |
Содержание соли и соответствующий тип засоленности почвы |
|||
Хлориды |
Сульфаты |
Гидрокарбонаты |
||
1. Концентрация в вытяжке, мг/л |
||||
2. Массовая доля в сухой почве, % |
||||
Тип засоления |
Хлоридное; хлоридно-сульфиднное (нужное отметить) |
азотное; содовое; сме- |
||
Степень засоленности почвы |
Незасоленная; слабозасоленная; среднезасоленная; сильнозасоленная; солончак (нужное отметить) |
Сделайте выводы об экологическом состоянии почвы по результатам определения степени засоленности.
РПЛ-почва
Экологический мониторинг за состоянием почвы
Ресурсы:
Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. - СПб.: Крисмас+, 2003. - 176 с.: ил.
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html