Практическая работа по экологии «Оценка экологического состояния воздушной среды» (9 класс)
Методическое пособие уроков с видеоматериалами
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Воздушная среда и оценка ее экологического состояния.
Автотранспорт является одним из основных загрязнителей атмосферы оксидами азота NOx (смесью выхлопных газов NO и NO2) и угарным газом (оксид углерода (II), СО), содержащихся в выхлопных газах. Доля транспортного загрязнения воздуха составляет более 60% по СО и более 50% по NOx от общего загрязнения атмосферы этими газами. Повышенное содержание СО и NOx можно обнаружить в выхлопных газах неотрегулированного двигателя, а так же от двигателя в режиме прогрева.
Выбросы вредных веществ от автотранспорта характеризуются количеством основных загрязнителей воздуха, попадающих в атмосферу из выхлопных (отработанных) газов за определенный промежуток времени.
К основным выбрасываемым вредным веществам относятся угарный газ (концентрация в выхлопных газах 0,3-10%), углеводороды – несгоревшее топливо (до 3%), оксиды азота (до 0,8%), сажа.
Количество выбросов вредных веществ, поступающих от автотранспорта, может быть определено расчетным методом.
Исходными данными для расчета количества выбросов являются:
Количество единиц автотранспорта разных типов, проезжающих по определенному участку автотрассы в единицу времени;
Нормы расхода топлива автотранспортом (таблица 1);
Значения эмпирических коэффициентов, определяющих выброс вредных веществ в зависимости от вида горючего (таблица 2).
Таблица 1
Нормы расхода топлива автотранспортом при движении в условиях города
Тип автотранспорта |
Нормы расхода топлива (л на 100 км) |
Удельный расход топлива Yj (л на 1 км) |
в среднем |
Легковой автомобиль |
11-13 |
0,11-0,13 |
|
Грузовой автомобиль |
29-33 |
0,29-0,33 |
|
Автобус |
41-44 |
0,41-0,44 |
|
Дизельный грузовой автомобиль |
31-34 |
0,31-0,34 |
Таблица 2
Эмпирические коэффициенты, определяющие выброс вредных веществ
Вид топлива |
Значение коэффициента (К) |
||
Угарный газ |
Углеводороды |
Диоксид азота |
|
Бензин |
0,6 |
0,1 |
0,04 |
Дизельное топливо |
0,1 |
0,03 |
0,04 |
Коэффициент К численно равен количеству вредных выбросов соответствующего компонента в литрах при сгорании в двигателе автомашины количества топлива, необходимого для проезда 1 км (т.е. равного удельному расходу, Yj)
Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспорта.
Выполнение работы.
Выберите участок автотрассы длиной 0,5 – 1 км, имеющий хороший обзор.
Определите длину участка и ширину дороги на данном участке.
Определите количество единиц автотранспорта, проходящего по участку в какой-либо период времени в течение 20 минут.
Рассчитайте количество автотранспорта проходящего по участку за 1 час и общий путь, пройденный за это время (таблица 3).
Таблица 3
Количество автотранспорта и общий путь, пройденный автомобилями каждого типа за 1 час (заполнить)
Тип автотранспорта |
Количество за 20 минут, шт. |
За час, Ni, шт |
Общий путь за 1 час, L, км |
Легковой автомобиль |
|
||
Грузовой автомобиль |
|
|
|
Автобус |
|
|
|
Дизельный грузовой автомобиль |
|
|
|
Общий путь, пройденный выявленным количеством автомобилей каждого типа за 1 час (L, км) рассчитывается по формуле:
Li=Ni*l, где
N- количество автомобилей каждого типа за 1 час;
i- обозначение типа автотранспорта
l – длина участка, км
Заполните таблицу 4. Определите общее количество сожженного топлива каждого вида (∑Q). Количество топлива (Qi, л) разного вида, сжигаемого при этом двигателями автомашин, рассчитывается по формуле: Qi=Li*Yi (ЗначенияYi возьмите из таблицы 1)
Таблица 4
Общее количество топлива каждого вида (заполнить)
Тип автотранспорта |
Li |
Qi, в том числе |
|
бензин |
дизельное топливо |
||
Легковой автомобиль |
|
|
|
Грузовой автомобиль |
|
|
|
Автобус |
|
|
|
Дизельный грузовой автомобиль |
|
|
|
Всего ∑Q |
|
|
Заполните таблицу 5. Рассчитайте количество выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условиях по каждому виду топлива и всего.
Количество вредных веществ, выделяемых при сгорании каждого вида топлива (в литрах) рассчитывается с помощью коэффициента К (таблица 2).
Таблица 5
Количество вредных веществ по каждому виду топлива (заполнить)
Вид топлива |
∑Q,л |
Количество вредных веществ, л |
||
СО |
Углеводороды (пентан С5Н12) |
NO2 |
||
Бензин |
|
|
|
|
Дизельное топливо |
|
|
|
|
Всего(V),л |
|
|
|
Обработка результатов и выводы.
7.1. Рассчитайте массу выделившихся вредных веществ и количество чистого воздуха, необходимое для разбавления выделившихся вредных веществ для обеспечения санитарно-допустимых условий атмосферы. Результаты запишите в таблицу 6.
Таблица 6
Масса выделившихся вредных веществ и количество чистого воздуха для обеспечения санитарно-допустимых условий среды (заполнить)
Вид вредного вещества |
Количество, л |
Масса, г |
Количество воздуха для разбавления, м3 |
Значение ПДК мг\м3 |
СО |
|
|
|
|
Углеводороды |
|
|
|
|
NO2 |
|
|
|
|
Масса выделившихся вредных веществ (m,г) рассчитывается по формуле: m=V*M/22,4 где
V - объем в литрах из табл.5,
М - молекулярная масса, грамм/моль (С=12; N=14; О=16; Н=1);
число 22,4 - константа (объем Авогадро) - объем 1 моль газа при н.у., л/моль Справочные значения предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ приведены в таблице 7.
7.2. Принимая во внимание близость к автомагистрали жилых и общественных зданий, сделайте вывод об экологической обстановке в районе исследуемого вами участка автомагистрали.
________________________________________________________________
Таблица 7
Основные свойства загрязнителей воздушной среды
Наименование компонента-загрязнителя и его химическая формула |
Основные физико-химические и другие свойства |
Основные источники поступления в атмосферу |
ПДК внп средне-сут. , мг/м³ |
ПДК внп макс. раз., мг/м³ |
Класс опас-ности |
Оксид азота (IV) (диоксид азота),NO2 |
Желтовато-бурый газ с характерным запахом, раздражает дыхательные пути. Активно взаимодействует с другими загрязнителями воздуха |
Выхлопные газы автотранспорта, продукты сгорания топлив, мусора и т.п. |
0,04 |
0,085 |
2 |
Оксид углерода(II) (монооксид углерода, угарный газ), СО |
Бесцветный ядовитый газ без запаха, обладающий кумулятивным эффектом. Время жизни в атмосфере 2-4 месяца |
Выхлопные газы тепловых двигателей (продукты неполного сгорания топлива), выбросы промышленных предприятий |
3,0 |
5,0 |
4 |
Углеводороды нефти(нефтепродукты), С5-С11 (пентан С5Н12) |
Бесцветные пары со слабым запахом, обладающие наркотическим эффектом |
Выхлопные газы тепловых двигателей (продукты неполного сгорания), аварийные ситуации (проливы топлива) |
25 (пентан) |
100 (пентан) |
4 |
Качественная оценка загрязнения воздуха с помощью методов биоиндикации.
Биоиндикация – это оценка состояния окружающей среды по реакции живых организмов. В зависимости от свойств биоиндикатора различают специфическую и неспецифическую биоиндикацию. Неспецифической биоиндикация является, когда различные антропогенные факторы вызывают одни и те же ответные реакции. Если происходящие изменения возникают под действием только одного фактора, биоиндикация является специфической.
В качестве биоиндикаторов используют животных, растения, грибы, вирусы. Одним из перспективных объектов биоиндикации являются лишайники. Тело лишайника (слоевище, или таллом) состоит из гриба и одноклеточной водоросли, находящихся в симбиозе. По строению слоевища лишайники делят на три группы:
Накипные (коркоподобные) – плотно срастающиеся с корой, камнями, почвой; они трудно отделяются от субстрата, на ощупь бархатистые. Их слоевища имеют вид корочки толщиной 1-2 мм, но иногда достигают в толщине 5 мм. Накипные лишайники имеют чаще всего желтоватый и зеленовато-беловатый цвета;
Листоватые (листовидные) – имеют форму пластинок или чешуек, прикрепляются к поверхности тонкими нитями гриба и легко отделяются от него. Их слоевища имеют вид листовидной пластинки, горизонтально расположенной на субстрате. Они в основном округлой формы. Слоевища листоватых лишайников достигают в диаметре 10- 20 см;
Кустистые – Их слоевища имеют вид прямостоячего или повисающего кустика высотой от нескольких миллиметров до 40 см. Лишайники высокочувствительны к загрязнению атмосферы. На них отрицательно действуют вещества, увеличивающие кислотность среды, но сравнительно безвредны тяжелые металлы, накапливающиеся в слоевище и радиоактивные изотопы. Качественная оценка загрязнения воздуха с помощью лишайников (лихеноиндикация)
Выполнение работы.
Выберите район, в котором будут проводиться наблюдения.
Составьте карту района.
Отметьте на карте близлежащие дороги с интенсивным транспортным движением, автостоянки, заводы, другие предприятия, мусорные свалки и т.д.
Разбейте выбранную территорию на квадраты (не меньше трех), размер которых зависит от площади изучаемой территории (например 10х10 м).
В каждом квадрате выберите 10 отдельно стоящих старых, но здоровых, растущих вертикально деревьев.
На каждом дереве подсчитайте количество лишайников. Не обязательно проводить видовое определение, важно различать по цвету и форме слоевища. Для более точного подсчета можно использовать лупу.
Все обнаруженные виды разделите на три группы по форме слоевища: кустистые, листоватые, накипные.
Проведите оценку степени покрытия древесного ствола. Для этого на высоте 30-150 см на наиболее заросшую лишайниками часть коры наложите рамку. Подсчитайте, какой процент общей площади занимают лишайники.
Кроме деревьев можно обследовать обрастание лишайниками камней, стен домов и т.п.
Полученные результаты занесите в таблицы 8-10.
Таблица 8
Количество лишайников разных групп и степень покрытия древесных стволов (квадрат 1)
Признаки |
Деревья |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Общее количество лишайников, в том числе: |
||||||||||
Кустистые |
||||||||||
Листоватые |
||||||||||
Накипные |
||||||||||
Степень покрытия древесного ствола лишайниками, % |
Таблица 9
Количество лишайников разных групп
и степень покрытия древесных стволов (квадрат 2)
Признаки |
Деревья |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Общее количество лишайников, в том числе: |
||||||||||
Кустистые |
||||||||||
Листоватые |
||||||||||
Накипные |
||||||||||
Степень покрытия древесного ствола лишайниками, % |
Таблица 10
Количество лишайников разных групп
и степень покрытия древесных стволов (квадрат 3)
Признаки |
Деревья |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Общее количество лишайников, в том числе: |
||||||||||
Кустистые |
||||||||||
Листоватые |
||||||||||
Накипные |
||||||||||
Степень покрытия древесного ствола лишайниками, % |
Обработка результатов и выводы.
Определите степень загрязнения воздуха в каждом квадрате по таблице 11.
Таблица 11
Определение степени загрязнения воздуха по данным лихеноиндикации
Зона |
Степень загрязнения |
Наличие (+) или отсутствие (-) лишайников |
||
Кустистые |
Листоватые |
Накипные |
||
1 |
Загрязнения нет |
+ |
+ |
+ |
2 |
Слабое загрязнение |
- |
+ |
+ |
3 |
Среднее загрязнение |
- |
- |
+ |
4 |
Сильное загрязнение |
- |
- |
- |
По результатам проведенных исследований сделайте вывод о состоянии воздушной среды в изучаемом районе (по каждому выбранному участку). Обоснуйте возможные причины полученных результатов.
Биоиндикация воздушного загрязнения по состоянию хвои сосны
Выполнение работы. Работа проводится в группах в течение 2-4 дней.
Выберите район, в котором будет проводиться обследование растений сосны (Pinus sylvtstris L.).
Составьте карту района.
Отметьте на карте близлежащие предприятия, дороги с интенсивным транспортным движением (антропогенная нагрузка).
На карте отметьте точки обследования. При высокой антропогенной нагрузке они должны быть расположены на расстоянии 1,5-3 км, в малозагрязненных районах – на расстоянии до 10 км.
В районе намеченной точки найдите участок, где растут сосны.
Оцените степень вытоптанности участка: 1 – вытаптывания нет; 2 – вытоптаны тропы; 3 – ни травы, ни кустарников нет; 4 – осталось немного травы вокруг деревьев. При высокой вытоптанности территории (3-4 балла) экспресс-оценка воздушного загрязнения невозможна.
Выберите 5 сосен, растущих на открытом месте (поляне, опушке, просеке) с 8-15 мутовками боковых побегов на главном стволе, отстоящих друг от друга на расстоянии 10-20 м.
У каждого дерева осмотрите хвоинки участка центрального побега предыдущего года (второго сверху). Если деревья очень большие, то проведите обследование на боковом побеге в четвертой сверху мутовке.
Пользуясь рисунком 2 определите класс повреждений хвои. Имейте ввиду, что шипик на конце хвоинки всегда более светлый. Поэтому его окраска не включается в оценку.
Классы повреждения (некроза) хвои:
1 – хвоинки без пятен; 2 – хвоинки с небольшим числом мелких пятен; 3 – хвоинки с большим числом черных и желтых пятен, некоторые из ни крупные – во всю ширину хвоинки.
Классы усыхания (хлороза) хвои:
I - сухие участки отсутствуют; II - усох кончик хвои 2-5 мм; III - усохла треть хвоинки; IV - вся хвоинка желтая или более половины ее длины сухая.
Пользуясь рисунком определите продолжительность жизни хвои. Для этого обследуйте верхушечную часть ствола за последние годы: каждая мутовка, считая сверху – это год жизни. Определите, сколько лет сохраняется хвоя (ее максимальный возраст)
Вводная видеолекция к курсу "Экологический мониторинг состояния окружающей среды"
Мониторинг состояния окружающей среды и качества воздуха
Ресурсы:
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с
https://studfiles.net/preview/2465070/page:2/
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций
Златокарандаш
Панагушина Елена Аркадьевна