Урок экологии в 9–10 классе «Влияние искусственных экологических сред на растения»
Пособие практических работ по экологии
Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия практической и исследовательской деятельности
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей школьников на примере содержания экологического образования; развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные: формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.), создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: выработанные умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа - Общество».
Планируемые результаты
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости; формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
Предметные: формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой; развитие экологического мышления –предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;
Личностные: развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития, окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.
Тип урока –- демонстрация, на котором эксперимент служит наглядным пособием
Форма – форм практико-ориентированной деятельности учащихся
Методы:, частично-поисковый, исследовательский, проведении учащимися экспериментов.
Моделирование экологических ситуаций
Моделирование экологических ситуаций состоит в моделировании стрессовой ситуации от воздействия химических факторов на зеленое растение, в качестве которого может использоваться любое растение, образующее проростки с несколькими зелеными листьями (например, томаты, огурцы, фасоль, пшеница и др.). Проростки выращиваются в необходимом количестве заблаговременно. Для их выращивания в обычном грунте потребуется около месяца (10-12 дней для прорастания, появление настоящих листьев через 2 недели после всходов). Корневую систему отмывают от почвы.
Для опытов на каждый рабочий стол подготавливают и нумеруют пробирки от 1 до 7. В каждую пробирку помещают по 5 мл раствора согласно табл. 9, создавая тем самым искусственно приготовленные экологические среды. На столы раздают проростки одного и того же растения (например, томатов) с двумя зелеными листьями. Ожидаемые результаты опыта также даны в таблице.
Описание опыта по моделированию экологических ситуаций и ожидаемые результаты
№ |
Модели руемая экологиче ская ситуация |
Вещество, используемое для моделирования |
Концентрация раствора |
Время |
Наблюдаемая реакция растения |
|
Засоление почв |
Калия |
Насыщенный раствор |
6 |
Побурение и отмирание корня |
1 |
хлорид |
8 |
Начало увядания листьев |
||
12 |
Начало скручивания листьев |
||||
2 |
Закисление почв |
Соляная кислота |
Раствор (1:3) |
4 |
Стебель приобрел фиолетовую окраску |
6 |
Пожелтение и отмирание корня |
||||
8 |
Начало увядания листьев |
||||
3 |
Защелачива- ние почв |
Натрия гидроксид |
20%-ный раствор |
4 |
Пожелтение и отмирание корня |
8 |
Посинение стебля |
||||
12 |
Увядание листьев |
||||
4 |
Загрязнение |
Меди суль |
Насыщенный |
4 |
Пожелтение корня |
почв солями |
фат |
раствор |
6 |
Отмирание корня |
|
тяжелых металлов |
5-водный |
8 |
Увядание листьев |
||
5 |
Внесение избытка |
Калия нит-
ратрат |
Насыщенный раствор |
6 |
Пожелтение и отмирание корня |
минеральных удобрений |
рат |
10 |
Увядание листьев |
||
6 |
То же |
Калия хлорид |
Насыщенный раствор |
6 |
Пожелтение и отмирание корня |
12 |
Вздутие основания стебля |
||||
7 |
Загрязнение почв органическими соединениями |
Синтетическое моющее средство (СМС) |
Насыщенный раствор |
2 |
Побурение стебля |
4 |
Пожелтение и отмирание корня |
||||
12 |
Увядание и скручивание листьев |
В таблице приведены данные о реакции растения, наблюдаемой с течением времени по мере воздействия. Приведенные данные и время от начала эксперимента ориентировочны. Наблюдение за реакцией растений в данном эксперименте желательно организовать через интервалы в 2-4 часа. Поскольку для эксперимента используются экстремально высокие концентрации химикатов, наблюдаемая реакция растения может отличаться от специфической, характерной для естественных ситуаций.
Цель работы: изучение влияния искусственных экологических сред, моделирующих экологические ситуации, на растения.
Информация. Искусственные экологические среды, используемые в данной работе, моделируют реальные экологические ситуации, вызванные химическим загрязнением почв и водных источников. К таким ситуациям относятся засоление, закисление, защелачивание, загрязнение почв тяжелыми металлами и органическими соединениями, а также загрязнения, обусловленные избыточным (нерациональным) внесением в почву минеральных удобрений, и загрязнения органическими соединениями.
Оборудование из комплекта: пробирки - 7 шт., штатив для пробирок.
Реактивы и материалы: раствор гидроксида натрия (20%), раствор сульфата меди (насыщенный), раствор хлорида калия (насыщенный), раствор нитрата калия (насыщенный), раствор соляной кислоты (1:3), раствор синтетического моющего средства (СМС), побеги растений
Ход работы
1.Пронумеруйте каждую из 7 пробирок. В каждую пробирку налейте до метки «5 мл» один раствор согласно таблице.
2.Поместите в пронумерованные пробирки побеги одного и того же растения.
3.Наблюдайте за изменениями, происходящими с растениями через определенные промежутки времени, отмечая их по часам. Обращайте внимание на состояние всех органов растения.
№ про бир ки |
Моделируемая экологическая катастрофа |
Вещество, используемое для имитации |
Концентрация раствора |
Время от начала эксперимента, час |
Влияние веществ на органы растений (реакция) |
1 |
Засоление почв |
Хлорид натрия |
Насыщенный раствор |
||
2 |
Закисление почв |
Соляная кислота |
Раствор (1:3) |
||
3 |
Защелачива- ние почв |
Гидроксид натрия |
20%-ный раствор |
||
4 |
Загрязнение почв солями тяжелых металлов |
Сульфат меди |
Насыщенный раствор |
||
5 |
Внесение избытка минеральных удобрений |
Нитрат калия |
Насыщенный раствор |
||
6 |
Внесение избытка минеральных удобрений |
Хлорид калия |
Насыщенный раствор |
||
7 |
Загрязнение почв органическими соединениями |
СМС |
Насыщенный раствор |
Обработка результатов и выводы
Результаты наблюдений занесите в таблицу (2 правых столбца), фиксируя их для каждого интервала наблюдения.
Сделайте вывод о влиянии искусственно приготовленных экологических сред, моделирующих экологические ситуации, на органы растений
Питательные среды для микробиологии.
Гидропоника. Выращивание растений в домашних условиях.
Клубника на гидропонике в теплице.
Ресурсы:
Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. - СПб.: Крисмас+, 2003. - 176 с.: ил.
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html